Структурное построение организации и оценка эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:09, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение структурного построения организации, оценка эффективности и направления его совершенствования.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что организационная структура управления организацией является очень важным элементом любой современной организации. От того, насколько организационная структура управления соответствует целям и задачам фирмы, насколько она удовлетворяет потребности организации, зависит положение организации, ее успешное функционирование, финансовые результаты и возможности роста в дальнейшем.

Оглавление

Введение
1 Организационная структура управления: назначение, оценка и проблемы построения
1.1 Организационная структура управления: сущность и назначение
1.2 Виды организационных структур, их достоинства и недостатки, область применения
1.3 Методика анализа организационной структуры
1.4 Оценка эффективности организационной структуры
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ (2).docx

— 138.58 Кб (Скачать)

 

РЕФЕРАТ

На тему «Структурное построение организации и оценка эффективности» 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Организационная  структура управления: назначение, оценка и проблемы построения

1.1 Организационная  структура управления: сущность и назначение

1.2 Виды организационных  структур, их достоинства и недостатки, область применения

1.3 Методика  анализа организационной структуры

1.4 Оценка  эффективности организационной структуры

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределённые между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению. Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, т.к. связана с ключевыми понятиями менеджмента – целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов структур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам. 

Целью данной курсовой работы является изучение структурного построения организации, оценка эффективности и направления его совершенствования.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что организационная структура управления организацией является очень важным элементом любой современной организации. От того, насколько организационная структура управления соответствует целям и задачам фирмы, насколько она удовлетворяет потребности организации, зависит положение организации, ее успешное функционирование, финансовые результаты и возможности роста в дальнейшем.

Определяя задачи, можно выделить следующие:

  1. Организационная структура управления: назначение, оценка и проблемы построения
  2. Анализ структурного построения организации (предприятия)
  3. Направления совершенствования организационной структуры управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ: НАЗНАЧЕНИЕ, ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ

 

1.1 Организационная структура управления: сущность и назначение

 

Организация управления предприятием должна обеспечить эффективное взаимодействие органов, осуществляющих управленческое воздействие на исполнителей (субъект управления).

Организационная структура управления представляет собой состав, соотношение, взаимосвязь и соподчинение органов управления, обеспечивающих благоприятные условия для принятия обоснованных управленческих решений и формирования механизма их реализации. Органы и объект управления должны иметь устойчивые взаимосвязи, позволяющие не только оперативно воздействовать на объект управления, но и обеспечивать эффективную обратную связь.

Развитие предприятия зависит от многих факторов: степени разделения и кооперации труда, эффективности использования ресурсов, организации инвестиционной и инновационной деятельности, мотивации труда работников, способности обеспечить нормальные условия труда, эффективную экологическую стратегию предприятия и т.д. Процесс управления предприятием должен гарантировать оптимальное использование данных факторов. Следовательно, содержание управления предприятием, в конечном счете, заключается в воздействии на конкретных работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и членами его коллектива.

Основоположник одной из научных школ управления А. Файоль рассматривает управление через его внутреннюю содержательную организацию, выделяя шесть основных функций: предсказание, планирование, организацию, распоряжение, координацию, контроль.

В условиях рыночных отношений одна из первостепенных задач управления заключается в умении своевременно улавливать изменения рынка, развитие спроса, появление новых технологий. Таким образом, система управления предприятием должна учитывать, как изменение внешней сферы, включая воздействие государственных институциональных структур, которые определяют деловую активность предприятия (правительственные и законодательные органы, денежно- кредитная система, банки, профсоюзы и др.), так и необходимость оптимизировать внутреннюю среду предприятия, обеспечивающую высокую производительность труда и эффективность производства. [1,с. 41]

По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.

Основными элементами организационной структуры предприятия являются его подразделения (отделы), уровни управления и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны между собой. При этом различают горизонтальные и вертикальные связи. Учитывая, что подразделения или отделы представляют функциональные области (функциональные зоны), структура организации может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а также связей между ними. Отдел (звено) - это организационно обособленный самостоятельный орган управления. Главным принципом его формирования является выполнение отделом определенных (одной или нескольких) функций.

Связи между отделами носят горизонтальный характер.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.

Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления.

Уровень менеджмента - группа отделов, занимающих определенную ступень в управленческой иерархии.

Связи между ступенями (уровнями) управления - это связи по вертикали, которые носят ярко выраженный характер последовательного подчинения.

В процессе хозяйственной деятельности организационные структуры предприятия объединяют его человеческие и материальные ресурсы. При этом структуры имеют общее свойство: они формируются для достижения целей, которые, в свою очередь, всегда определяют структуру организации.

В силу этого каждая управленческая структура индивидуальна и обладает своими специфическими особенностями, которые значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности людей в организации. При изменении цели или появлении признаков нарушения функционирования предприятия первой подвергается реорганизации именно организационная структура менеджмента.

В организационную структуру включают такие понятия, разделение работ (по функциональным признакам и уровням управления), соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация управления, ответственность и контроль, нормы управляемости и другие понятия, определяющие ее содержательную сторону. В общем случае содержание организационной структуры определяется целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать в конкретной организации.

В то же время все виды организационных структур имеют общие характеристики, определяющие их назначение и отличительные свойства (признаки) по отношению к другим элементам (категориям, понятиям), связанным с организацией эффективного управления предприятием. Общие характеристики организационной структуры могут быть сформулированы следующим образом:

1 Структура организации обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой хозяйственной деятельности предприятия, связанной с достижением его целей:

2 Структура организации определяет права и обязанности на всех управленческих уровнях посредством определения (делегирования) полномочий и установления ответственности руководителей всех рангов.

3 Структура, принятая в конкретной организации, определяет поведение ее сотрудников (стиль менеджмента, организационная культура и эффективность труда сотрудников).

4 Организационная структура определяет эффективность деятельности предприятия, его выживание и процветание, определяемые как его успех.

Приведенные характеристики отражают назначение и способность организационных структур влиять на достижение ожидаемых результатов предприятия, определяемых его целями. Кроме того, существуют внутренние свойства структуры, которые определяют условия рационального использования конкретных видов структур с учетом различных ситуационных факторов (внешних и внутренних), имеющих место в конкретной организации. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды организационных структур, их достоинства и недостатки, область применения.

 

Существуют различные подходы к классификации организационных структур управления. В зависимости от типа взаимосвязей между участниками процесса управления можно выделить следующие разновидности структур управления:

- Линейная;

- Функциональная;

- Линейно-функциональная;

- Дивизиональная;

- Региональная;

- Матричная;

- Продуктовая;

- Ориентированная на потребителя.

Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. (Рисунок 1.1)

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о объектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

 

 

          Рисунок 1.1 Линейная организационная структура управления [2]

 

Как видно из схемы, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки.

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.

Преимущества:

  • Согласованность действий исполнителей.
  • Простота управления.
  • Оперативность в принятии решения.
  • Четко выраженная ответственность.
  • Личная ответственность руководителя.

Недостатки:

  • Высокие требования к руководителю.
  • Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений.
  • Затруднительные связи между инстанциями.
  • Концентрация власти у руководителя.

Функциональная (многолинейная) организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.

Информация о работе Структурное построение организации и оценка эффективности