Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:09, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение структурного построения организации, оценка эффективности и направления его совершенствования.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что организационная структура управления организацией является очень важным элементом любой современной организации. От того, насколько организационная структура управления соответствует целям и задачам фирмы, насколько она удовлетворяет потребности организации, зависит положение организации, ее успешное функционирование, финансовые результаты и возможности роста в дальнейшем.
Введение
1 Организационная структура управления: назначение, оценка и проблемы построения
1.1 Организационная структура управления: сущность и назначение
1.2 Виды организационных структур, их достоинства и недостатки, область применения
1.3 Методика анализа организационной структуры
1.4 Оценка эффективности организационной структуры
Список использованных источников
Обычно организационная структура моделируется в виде иерархического графа, элементы которого изображают структурные единицы (службы, отделы, секторы, департаменты, сотрудников и прочее), а соединяющие их дуги изображают отношения подчиненности одних подразделений другим. Такой иерархический граф может изображаться с определенными дополнениями и надстройками. Но при всей красоте и наглядности таких изображений они часто заслоняют ответ на вопрос, который в первую очередь должна решить организационная структура: кто кому подчиняется? Для более четкого представления организационной структуры следует придерживаться нескольких правил:
Выявление первичных количественных характеристик организационных структур управления.
Первичные количественные показатели организационной структуры:
Анализ соответствия организационной структуры целям организации проводится с помощью матрицы распределения ответственности. Выявляются:
1.4 Оценка эффективности организационной структуры
Оценка эффективности – постоянно действующий процесс, осуществляемый по критериям, поддающимся объективному измерению, на основе эккаунтинга – деятельности по анализу, учету и статистике. Организация разрабатывает методологию и систему измерений, которые отражают приоритеты, соответствующие выбранной стратегии, и необходимые рекомендации, в частности:
Эффективность организации складывается из результатов каждого элемента ее деятельности: менеджеров; принимаемых и реализуемых решений; выбора и реализации стратегии; оперативного управления; используемых стилей руководства; организационной культуры; квалификации и ответственности персонала и т.д. В целом эффективность оценивается при помощи системы производственно-экономических показателей.
В оценке эффективности руководства организации в целом и конкретного менеджера, в частности, обязательно присутствует оценка психологического состояния персонала как фактора, оказывающего существенное влияние на результаты деятельности.
Конечный результат труда группы (организации) является объективным критерием оценки деятельности руководства. В нем органически соединяются результаты труда как руководителя, так и исполнителей, оцениваемые по показателям эффективности деятельности организации (прибыльность, рентабельность, производительность, финансовая устойчивость, конкурентоспособность, качество и т.п.). Кроме того, оцениваются поддающиеся элементы организации производства, а также действенность (эффективность) решений руководителя и исполнительская дисциплина персонала (исполнение заданий и поручений качественно и в установленные сроки) – производственные, или производственно- экономические, показатели. [5,с. 434]
Критерием оценки эффективности совершенствования структуры предприятия является повышение конкурентоспособности предприятия, то есть повышение качества управления и достижение высоких конечных показателей деятельности предприятия.
Практическая значимость оценки эффективности огромна. Важнейшие направления ее практического использования:
• оценка успешности менеджмента фирмы;
• формирование имиджа фирмы;
• оценка доступа на рынки капитала;
• целесообразность капитальных вложений.
В общем случае экономическая эффективность - это отдана в форме доходов различных ресурсов фирмы, находящихся в ее распоряжении. Эффективная деятельность предполагает получение максимального результата за счет имеющихся ресурсов или получение определенного результата с минимальными расходами ресурсов. Если сопоставить готовую продукцию с величиной затраченных факторов производства, то получим уровень эффективности, выраженный в категории производительности. [6]
Для управления эффективностью организации необходима разработка единых принципов и подходов к управлению, измерению и оценке развития и работы организации в условиях постоянных изменений с учетом современных складывающихся представлений об успешной организации.
Рассматривая организацию как открытую систему, следует выделить два направления оценки ее эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде.
Назовем принципиальные для анализа положения организации моменты:
Показатели
для оценки эффективности организационной
структуры делят на три группы:
1. Показатели, выражающие конечные результаты
деятельности организации, в том числе увеличение объёма производства
и прибыли, снижение себестоимости, повышение
рентабельности, повышение качества продукции,
экономия капитальных вложений, сокращение
сроков внедрения новой техники.
2. Показатели, характеризующие организацию
процесса управления, в том числе производительность, экономичность,
адаптивность, гибкость, оперативность
и надёжность.
а) Производительность, которая может быть определена как:
- количество произведённой продукции
в расчёте на одного работника аппарата
управления;
- отношение темпа роста выработки продукции
на одного работника аппарата управления
к темпу роста выработки на одного работника
промышленно-производственного персонала.
б) Экономичность как затраты на функционирование аппарата
управления. Экономичность может оцениваться следующими
показателями:
- доля затрат на содержание аппарата управления
в стоимости реализованной продукции;
- доля затрат на заработную плату работников
управленческого персонала в себестоимости
продукции;
- доля затрат на содержание управленческого
персонала на 1 рубль стоимости реализованной
продукции;
- изменение суммы прибыли, приходящейся
на одного работника управленческого
персонала;
- доля управленческих работников в общей
численности промышленно-производственного
персонала;
- коэффициент эффективности организационной
структуры управления (Кэ), который определяют
по формуле:
Кэ = Рп / Зу , где, Рп – конечный результат, полученный
от функционирования оргструктуры управления;
Зу – затраты на управление (фонд заработной
платы, расходы на содержание помещений,
приобретение и ремонт средств оргтехники,
приём и передачу управленческой информации;
- эффективность труда аппарата управления,
которую рассчитывают по формуле:
Пауп = В/Чауп , где В – объем реализованной продукции
в стоимостном выражении;
Чауп – численность аппарата управления.
в) гибкость, которая характеризует свойство органов
аппарата управления изменять в соответствии
с возникающими задачами свои роли в процессе
принятия решений. Оценивается в баллах
с помощью метода экспертных оценок.
г) надёжность, которая характеризуется безотказным
функционированием аппарата управления
и определяется с помощью коэффициента
надёжности:
Кнад = 1 – Кн / Кобщ , где Кн – количество нереализованных
решений;
Кобщ – общее количество решений, принятых
в подразделении или организации в целом.
3. Показатели, характеризующие рациональность
организационной структуры и её технико-организационный
уровень:
а) коэффициент звенности определяют по формуле:
Кзв = Пзв ф / Пзв о , где Пзв ф – количество звеньев существующей
оргструктуры;
Пзв о - оптимальное количество звеньев
оргструктуры.
б) коэффициент дублирования функций
определяют по формуле:
Кд = Коз / Кн , где Коз – количество работ, закреплённых
за несколькими подразделениями;
Кн - нормативное количество работ.
в) степень централизации функций определяют по формуле:
Кц = Рфц / Рф , где Рфц – количество принятых решений
при выполнении данной функции на верхних
уровнях управления;
Рф – общее число принятых решений на
всех уровнях управления.
г) коэффициент эффективности использования
информации:
Кэи = Д эисп / Д вход , где Дэисп – количество случаев эффективного
использования документа;
Д вход – информация на входе функции
согласования.
д) коэффициент уровня управляемости (Ку):
Литература
Информация о работе Структурное построение организации и оценка эффективности