Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.
Основными задачами являются:
изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
проведение анализа организационной структуры предприятия;
разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки
глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Экстрим»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности
глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим»
3.1. Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия
Заключение
Список литературы
Для характеристики эффективности механизма управления в ООО «Экстрим» используем показатели оценки организации управленческих процессов на предприятии, таких как: длительность управленческого цикла, непрерывность управленческого цикла, ритмичность управления, оперативность принимаемых решений, экономичность системы управления, уровень исполнительности аппарата управления, уровень качества подготовки управленческих решений, уровень использования рабочего времени в аппарате управления. Для их оценки используем экспертный метод. В качестве экспертов выступают работники предприятия: выпускающий дизайнер, директор рекламного отдела, коммерческий директор и начальник отдела полиграфии.
Таблица 2.9 – Экспертная оценка показателей организации управленческих процессов ООО «Экстрим»
Показатель |
Оценка в баллах (от 1 до 10) | ||||
Выпускающий дизайнер |
Директор рекламного отдела |
Коммерческий директор |
Начальник отдела полиграфии |
Средняя оценка | |
Длительность управленческого цикла |
7 |
7 |
8 |
8 |
7,5 |
Непрерывность управленческого цикла |
8 |
7 |
9 |
8 |
8,0 |
Ритмичность управления |
7 |
6 |
7 |
8 |
7,0 |
Оперативность принимаемых решений |
5 |
6 |
7 |
7 |
6,3 |
Экономичность системы управления |
8 |
7 |
8 |
7 |
7,5 |
Уровень исполнительности аппарата управления |
8 |
7 |
7 |
9 |
7,8 |
Уровень качества подготовки управленческих решений |
8 |
8 |
8 |
9 |
8,3 |
Уровень использования рабочего времени |
9 |
9 |
9 |
10 |
9,3 |
На основе полученных средних оценок показателей организации управленческих процессов в ООО «Экстрим» рассчитаем коэффициент эффективности механизма управления Кму (таблица 2.10).
Таблица 2.10 – Расчет коэффициента
эффективности механизма
Показатель |
Коэффициент весомости (qi) |
Оценка в баллах (Аi) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Длительность управленческого цикла |
0,1 |
7,5 |
0,75 |
Непрерывность управленческого цикла |
0,1 |
8,0 |
0,80 |
Ритмичность управления |
0,13 |
7,0 |
0,91 |
Оперативность принимаемых решений |
0,21 |
6,3 |
1,32 |
Экономичность системы управления |
0,13 |
7,5 |
0,98 |
Уровень исполнительности аппарата управления |
0,07 |
7,8 |
0,55 |
Уровень качества подготовки управленческих решений |
0,16 |
8,3 |
1,33 |
Уровень использования рабочего времени |
0,1 |
9,3 |
0,93 |
Итого |
1 |
- |
7,56 |
Таким образом, коэффициент
эффективности механизма
Этап 6. Анализ качества реализации функций и затрат на их исполнение.
Целью анализа является формирование информации о расходах на управление для оптимизации затрат на исполнение функций.
Для этого проанализируем динамику в 2007-2009 годах показателей использования трудового потенциала аппарата управления (таблица 2.14).
Таблица 2.11 – Анализ показателей
эффективности использования
Показатель |
Способ расчета |
2007 г. |
2009 г. |
Отклонение | |
абсол. |
% | ||||
Прибыльность персонала |
Чистая прибыль / численность работников аппарата управления |
2429/ 8 = 303,6 |
2166/ 8 = 270,8 |
-32,8 |
89,2 |
Затраты на содержание одного работника управления, тыс. руб. |
Затраты на управление / численность работников аппарата управления |
2458 /8 = 307,3 |
3438 /8 = 429,8 |
+122,5 |
139,9 |
Удельный вес затрат на содержание аппарата управления в общей структуре себестоимости, % |
Затраты на управление *100/ себестоимость производства |
2458*100 /30404 = 8,1 |
3438*100 /46675 = 7,4 |
-0,7 |
91,3 |
Прибыльность персонала управленческой деятельности снизилась на 32,8 тыс. руб. и составила в 2009 году 89,2% от уровня 2007 года. Это означает, что каждый работник аппарата управления в 2009 году принес 270,8 тыс. руб. чистой прибыли, тогда как в 2007 году – 303,6 тыс. руб.
Затраты на содержание одного работника управления увеличились с 307, до 429,8 тыс. руб., т.е. на 122,5 тыс. руб. (или на 39,9%). При этом удельный вес затрат на содержание аппарата управления в общей структуре себестоимости снизился с 8,1 до 7,4%.
Таким образом, эффективность управления в ООО «Экстрим» снизилась. Прямо об этом свидетельствует снижение прибыльности персонала управленческой деятельности, увеличение затрат на содержание одного работника аппарата управления, косвенно – увеличение себестоимости и коммерческих расходов в деятельности предприятия.
В заключение анализа соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности сделаем следующие выводы.
ООО «Экстрим» является целостным объектом управления. Направления деятельности данного предприятия не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Каждое направление реализует не одно, а несколько линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.
Существующая организационная
структура ООО «Экстрим»
В ООО «Экстрим» отсутствует департамент стратегии, результатом работы которого являлась бы корпоративная стратегия компании, обеспечивающая долгосрочную эффективность предприятия.
Эффективность управления в ООО «Экстрим» снизилась. Об этом свидетельствует снижение прибыльности персонала управленческой деятельности, увеличение затрат на содержание одного работника аппарата управления, а также увеличение себестоимости и коммерческих расходов в деятельности предприятия.
3.1. Проект совершенствования
Необходимость обеспечения и сохранения конкурентоспособности в условиях непрерывной изменчивости внешней среды определяет цели, средства и направления организационного совершенствования. Эффективное управление, основанное на использовании прогрессивных организационных систем и структур, является едва ли не главным инструментом осуществления стабилизационных мер в переходный период. Проблемы формирования и совершенствования организационных структур управления, оценки их эффективности требуют дальнейшей проработки.
Также можно выделить следующие основные пути повышения эффективности хозяйственных организаций, определяющие основные направления совершенствования организационной структуры управления (ее организационную рационализацию или организационное новшество):
Вертикальная дезинтеграция – от сегментации предприятия с целью создания простых подразделений до выделения юридически независимых дочерних предприятий из действующей компании («реструктурирование вниз»), выделение сестринских компаний путем создания фирм, специализирующихся в определенных сферах деятельности («горизонтальное реструктурирование»).
Особый интерес вызывают пути перехода к так называемым горизонтальным корпорациям, с развитием которых связываются основные тенденции формирования будущего. Группы (команды) становятся основным «строительным» блоком организации и образуют собой плоскую иерархию, в которой формирование организационной структуры происходит вокруг процесса с минимизацией деятельности внутри него.
Совершенствование структуры управления может идти по трем основным направлениям: