Линейная структура организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:40, контрольная работа

Краткое описание

Радикальная перестройка системы управления экономикой ,при переходе на рыночные условия хозяйствования, способствовала формированию новых организационных форм предприятий, вследствие чего изменялись и научные представления об новом звене экономики. В рыночной среде предприятие не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие массы, обеспечивает занятость населения решает другие важные вопросы.
Являясь самостоятельным субъектом товарно-денежных отношений, автономным в принятии управленческих решений и полностью отвечая за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятию в современных условиях необходимо уделять постоянное внимание вопросам адекватности системы управления потребностям поддержания на высоком уровне устойчивости положения на рынке, повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….... 3

1. Определение организационной структуры управления ……………………… 4
1.1. Базовые понятия структуры управления ……………………………...……... 5
2. Иерархический тип структур управления ...………………………………….... 7
3. Линейная структура управления ……………………………………………….. 8
3.1. Сущность линейной структуры ...…...………………………………………... 8
3.2. Тектонические особенности линейной структуры управления …………... 10
3.3. Принципы построения линейной структуры управления ………………… 11
3.4. Достоинства и недостатки линейных структур управления …………….... 11
3.5. Линейно-штабная организационная структура. ……………………….…... 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...…. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….... 16

Файлы: 1 файл

Контрольная теория организации ГМУ - копия.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я     Р А Б О Т  А

 

По предмету:   Теория организации

 

На тему: «Линейная структура организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….... 3

 

1. Определение организационной  структуры управления ……………………… 4

1.1. Базовые понятия структуры управления ……………………………...……... 5

2. Иерархический тип структур  управления ...………………………………….... 7

3. Линейная структура управления  ……………………………………………….. 8

3.1. Сущность линейной структуры ...…...………………………………………... 8

3.2. Тектонические  особенности линейной структуры  управления …………... 10

3.3. Принципы  построения линейной структуры  управления ………………… 11

3.4. Достоинства и недостатки линейных структур управления …………….... 11

3.5. Линейно-штабная организационная структура. ……………………….…... 14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...…. 15

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….... 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Радикальная перестройка  системы управления экономикой ,при  переходе на рыночные условия хозяйствования, способствовала формированию новых организационных форм предприятий, вследствие чего изменялись и научные представления об новом звене экономики. В рыночной среде предприятие не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие массы, обеспечивает занятость населения решает другие важные вопросы.

Являясь самостоятельным  субъектом товарно-денежных отношений, автономным в принятии управленческих решений и полностью отвечая  за результаты своей хозяйственной  деятельности, предприятию в современных условиях необходимо уделять постоянное внимание вопросам адекватности системы управления потребностям поддержания на высоком уровне устойчивости положения на рынке, повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности.

Предприятия различных организационно-правовых форм функционируют в непрерывно меняющейся окружающей среде. Их эффективность, а в ряде случаев выживаемость во многом зависит от того, насколько они адаптированы к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны организационные структуры, какова способность к нововведениям, являющаяся основным признаком и критерием профессионализма руководителей при принятии ими управленческих решений.

При возрастающей роли организационных структур управления, в том числе и малыми предприятиями, в современной экономической науке значение теоретического обобщения накопленного опята явно недооценивается. Именно поэтому исследование данной проблематики является актуальным.

Объектом работы являются предприятия и организации. Предмет исследования-отношения, складывающиеся при построении организационных структур управления предприятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение организационной структуры управления.

 

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

В рамках структуры протекает  управленческий процесс, между участниками  которого распределены функции и  задачи управления. С этой позиции организационная структура – это форма разделения и корпорации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

Элементами  структуры управления являются:

  • Работник управления – человек, выполняющий определенную функцию управления;
  • Орган управления – группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из определенных групп;
  • Первичная группа – коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре  создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

Цели создания:

  • Разделение труда и распределение официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп;
  • Определение сферы контроля управляющих и соподчиненности в организации;
  • Координация всех функций – единое целое.

Критерии выбора организационной структуры:

  • Размеры деятельности (мелкая, средняя, крупная фирма);
  • Производственный профиль фирмы (выпуск одного вида продукции или широкой номенклатуры);
  • Характер выпускаемой продукции и технология ее производства;
  • Сфера деятельности (ориентация на местный, национальный или внешний рынок).

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним, отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.  

1.1. Базовые понятия структуры управления

Структура управления должна быть органически встроена в  рынок и изменяться вместе с ним. Если структура управления организации  не эволюционирует, то такая организация обречена на гибель или прозябание. Вместе с тем, полезно помнить, что не существует универсального правильного способа организации управления. Можно выделить два полярных способа построения структур управления: иерархию и гетерархию. Иллюстрацией первого способа, может служить экипаж военного корабля, все действия которого регламентированы уставами или приказами в системе отношений строгого подчинения. Футбольная, баскетбольная команды, где каждый, руководствуясь правилами игры, где каждый может взять на себя инициативу в интересах всей команды,- гетерархическая структура.

Структуру управления обычно изображают в виде графической  схемы, состоящей из трех ключевых элементов: звена, связи и уровня.

Звено – графическое изображение должности работника, 7аименование подразделения или выполняемой функции.

Связь – графическое изображение траектории работников. Они могут быть линейными и функциональными.

Уровень – вертикальное расположение звена, относительно высшего для данной организации органа управления или должностного лица. Различают верхний, средний и низший уровень управления.

Существует следующая  схема структур управления:

Основные схемы  структур управления:

1. Базисные схемы структур управления - схемы, которые реализуют основные типы организационных отношений: линейные и функциональные связи.

Линейная связь – характеризуется передачей управленческого воздействия от субъекта управления к объекту в виде набора конкретных функций или процедур, включающих административные функции.

Функциональная связь – характеризуется передачей управленческого воздействия в виде набора конкретных функций, не включающего административные функции.

К ним относятся:

  • схема <<линии >> (Рис. 1). Это самая простая по построению схема, на ее основе хорошо работают организационные структуры в небольших организациях при высоком профессионализме руководителя и его авторитете. Часть своих функций руководитель делегирует другим элементам этой схемы. В схеме нет специально созданной обратной связи, т.к. предполагается безусловное выполнение решений руководителя.

 
(Рис. 1)

 

  • схема <<колесо>> (Рис. 2) предполагает функциональные связи между исполнителями (работниками или подразделениями) и линейные (координирующие) связи руководителя с каждым исполнителем.

 
(Рис. 2)

Схема должна иметь  четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель, кроме стратегических вопросов, должен заниматься тактическими и оперативными вопросами деятельности организации.

Производственные  схемы структур управления:

  • Схема <<звезда>> (Рис. 3) - совокупность линейных схем в условиях устойчивого разделения функций производства и управления.

(Рис. 3)

Схема предполагает только линейные связи и исполнителями (работниками или подразделениями), которые работают обособленно друг от друга. Руководитель или управленческая структура выполняют полномасштабные функции планирования, координации и контроля. Схема дает положительные результаты при филиальной или холдинговой структуре организации или при необходимости обеспечения конфиденциальности в деятельности работников или подразделений.

  • Схема <<иерархическая>> - состоит из схем типа <<линия>>, <<кольцо >>, и <<колесо>>. Руководителю подчиняются несколько нижестоящих звеньев. На рисунке 4 представлена иерархическая схема, основанная на схеме «колесо», данная схема применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

 
(Рис. 4)

 

    1. Иерархический тип структуры управления

 

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Маркс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

  • Принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • Вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • Принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям, принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  • Вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
  • Принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалифицированными требованиями.

Информация о работе Линейная структура организации