Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:10, контрольная работа
Длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.
Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффективность деятельности организации.
Введение
В современном обществе человек
испытывает все большее психическое
и эмоциональное напряжение из-за
возрастающих сложностей социальной жизни.
Окружение, противоречия, межличностные
конфликты достигают порой
Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психически возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.
Технологии управления стрессом
накоплены человечеством в
Одним из эффектов длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потере. Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе.
Первыми обратили внимание на это явление исследователи Японии, которые начали анализировать факторы, способствующие проявлению синдрома, и предлагать меры по их нейтрализации. В последнее время этот синдром все чаще встречается у отечественных менеджеров и специалистов.
Длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.
Все вышесказанное подтверждает
актуальность исследований стресса
на рабочем месте с целью
Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него обстоятельствах.
1 Понятие стресса и его особенности
Стресс - это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд - отрицательный или положительный. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает.
При стрессовых расстройствах люди приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных обязанностей. Поэтому антистрессовые профилактика на предприятии направлена на повышение стрессоустойчивости работников к различным факторам.
На сегодняшний день уже
разработаны организационные
Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность. Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют эустресс – от греческого «еи», что означает «хороший».
Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.
Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные последствия.
Аналогичным образом стресс проявляется и на уровне коллектива. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс».
«Рабочий стресс»- возникает из-за причин, связанных с работой, условиями труда, местом работы,
«Профессиональный стресс» - из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности,
«Организационный стресс»- возникает вследствие негативного влияния на субъект особенностей организации, в которой он работает.
Негативное воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда и другие подобные причины.
Эти и другие факторы могут
иметь место не только вследствие
несовершенства организации, но и по
объективным причинам (неблагоприятные
климатические условия, отсутствие
необходимых технических
Многие профессии независимо от особенностей конкретного рабочего места (региона, отрасли) связаны с вполне определенными стрессорами. В этом случае нередко говорят о том, что сама профессия носит стрессовый характер.
Такое положение дает основание употреблять термин «профессиональный стресс». Наконец, неблагоприятный психологический климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное или недостаточно точное распределение должностных обязанностей, плохо организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка вызывают у работников соответствующей организации (предприятия, учреждения) организационный стресс.
Срессоустойчивость - адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение - все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае это влечет за собой невыполнение обязанностей.
Чаще всего требование стрессоустойчивости предъявляется для таких вакансий, как секретарь-референт, помощник директора, главный бухгалтер, и по другим руководящим позициям. Руководителям трудно планировать деятельность компании на несколько лет вперед, поэтому они всегда находятся в ситуации, когда нужно оперативно принимать правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а это информационный стресс.
Менеджеры, продавцы, секретари часто вынуждены выслушивать жалобы недовольных клиентов, испытывая при этом эмоциональный стресс. Нередко в компании активно идут карьерные войны, плетутся интриги, что создает стрессовую ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существуют программы по психогигиене стресса, стресс-менеджменту.
Руководитель организации
может предотвратить
Основная цель управления
как такового - создание необходимых
условий для реализации задач
организации, «установление гармонии»
между индивидуальными
Для руководителя важно, чтобы
сотрудники были психологически устойчивы
и не были подвержены стрессам, депрессии
и психологическим
Среди способов диагностики признаков неблагополучия в коллективе, вызванных стрессом, хорошо себя зарекомендовали анкетирование, анализ сравнительных данных, наблюдение, собеседование. Эти методы могут использоваться как в комплексе, так и независимо друг от друга.
Данные виды деятельности могут осуществляться службой персонала как последовательно, так и параллельно, независимо друг от друга. Особенно это относится к профилактике стресса, на основе анализа причин которого в подразделениях разрабатывается программа мероприятий по профилактике стресса на год.
При необходимости - в ходе проведения регулярных мониторингов ситуации - данная программа подлежит корректировке и уточнениям. После проведения диагностики необходимо разобраться с причинами, вызывающими организационный стресс, чтобы иметь возможность воздействовать на ситуацию и эффективно управлять динамикой стресса.
Направление усилий службы
персонала может быть сконцентрировано
либо на отдельных сотрудниках, их знаниях,
умениях, навыках и установках, либо
на организации в целом, либо на ее
отдельных подразделениях (оптимизация
бизнес-процессов, грамотное внедрение
изменений, изменение стиля управления,
корректировка корпоративной
1.1 Причины стресса на рабочем месте
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников включают:
2) групповые факторы стресса
3) факторы стресса, связанные с организацией.
Факторы стресса вне организации.
Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).
Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс.
Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.
Групповые факторы стресса.
К групповым факторам стресса можно отнести:
1) отсутствие групповой
сплоченности, т.е. отсутствие возможности
для работника чувствовать
2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов в коллективе. Наличие серьезных противоречий или несовместимости личных целей сотрудника, нужд, ценностей, с одобряемыми в группе, где он работает. Это значит, что он вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.
Факторы стресса, связанные с организацией.
Причины связанного с работой
стресса исследуются уже
К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся: