Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение влияния стресса на организм человека внутри организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, причины и источники стресса;
- определить способы управления и профилактики стресса менеджера.
Введение………………………………………………………….……………………………………....……... 3
1. Концепция психологического стресса…………………………….…………...……………... 4
1.1. Сущность стресса. Дистресс и эустресс ……………………………………………...…... 4
1.2. Понятие психологического (эмоционального) стресса…………………..…...…... 7
1.3. Ключевые факторы оценки стресса…………………..………………..……………...…... 10
2. Роль руководителя в системе управления…………………..………………………...…... 12
2.1. Психологический портрет руководителя.........………………………………………… 12
2.2 Стили руководства………………………………………..……............…………………………… 15
2.3. Способности руководителя. Делегирование полномочий………………...….... 18
3. Управление стрессами………………........................................................................................….... 28
3.1. Суть аутогенного менеджмента…………………………………………...…………...….... 28
3.2. Управление персоналом в рамках предотвращения
стрессовых ситуаций…………………………………………...……………………………...…...….... 29
Заключение………………………….…………...............................................................….…... 45
Список использованной литературы………
Курсовая работа
на тему: «Управление стрессами. Аутогенный менеджмент»
|
Выполнил(-а) студент(-ка) ___ курса группы ____________________ ______________ формы обучения по специальности _______________
ФИО |
Калининград
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Концепция психологического
1.1. Сущность стресса. Дистресс и эустресс ……………………………………………...…... 4
1.2. Понятие психологического (эмоционального) стресса…………………..…...…... 7
1.3. Ключевые факторы оценки стресса…………………..………………..…………….
2. Роль руководителя в системе управления…………………..………………………..
2.1. Психологический портрет руководителя.........………………………
2.2 Стили руководства………………………………………..……
2.3. Способности руководителя. Делегирование полномочий………………...….... 18
3. Управление стрессами………………....
3.1. Суть аутогенного менеджмента……
3.2. Управление персоналом в рамках предотвращения
стрессовых ситуаций……………………………
Заключение………………………….………….....
Список использованной литературы………………………………........
Введение
Управление - творческий процесс. В нем важны не только знание общих основ теории управления и специальные знания, но и умение анализировать конкретные ситуации, сложившиеся на данном участке производства, и делать из их анализа правильные выводы.
Чтобы принять обоснованное решение, недостаточно обладать высокой профессиональной квалификацией. Многое зависит от индивидуальных способностей руководителя, его умения работать с людьми, личной инициативы, интуиции. Следовательно, чтобы научиться эффективно управлять, нужно решить две задачи:
- овладеть научными основами, т.е. теорией управления;
- уметь творчески ее применять, т.е. овладеть искусством управления;
Руководители управляют, применяя свои знания и опыт. Знания помогают определить нужную стратегию и принять компетентное решение, а интуиция подсказывает, как управлять и контролировать.
Вместе с тем существующие теории организации и управления все чаще оказываются не в состоянии ответить на усложняющиеся нужды практического управления. Появилась ситуационная теория управления, цель которой переориентировать теории управления в практику управленческой деятельности. Так, американский специалист Р.Маклер считает, что нужно разработать специальные принципы, которые могут быть полезны в конкретных деловых ситуациях).
Целью курсовой работы является изучение влияния стресса на организм человека внутри организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, причины и источники стресса;
- определить способы управления и профилактики стресса менеджера.
Объектом исследования курсовой работы является управление стрессами. Предмет – аутогенный менеджмент.
1. Концепция психологического
1.1. Сущность стресса. Дистресс и эустресс
Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.
Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.
Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.
Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:
- стадию тревоги;
- стадию резистентности (адаптации);
- стадию истощения.
На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.
На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.
Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.
Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс [2]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.
Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).
Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса
в дистресс
Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и нев состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [2].
Специалисты в области психологии труда указывают, что «проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс» [13].
В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с которым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса процесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается определенными негативными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным.
При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки [1].
Пока следует признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.
1.2. Понятие психологического (эмоционального) стресса
Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс [5]. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию [4].
Помимо термина «
В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека [6]. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера.
Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми психиатрами, психологами, физиологами. Так, А. М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» [5].
В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К. В. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» [8].
По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы [4]. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. [2]. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами [5].
Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоционального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержание в связи со следующими обстоятельствами:
- эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;
- эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);
- термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» — психологами.
В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии — тревоги, адаптации и истощения.
Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по различным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологического, психологического и эмоционального стресса. Так, большинство авторов считают, что стресс является не подготовкой к возбуждению, а следствием его, и он не предшествует трате энергетических ресурсов, а вызывает эту трату [3].
Информация о работе Управление стрессами. Аутогенный менеджмент