Управление стрессами. Аутогенный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение влияния стресса на организм человека внутри организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, причины и источники стресса;
- определить способы управления и профилактики стресса менеджера.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………………………………....……... 3
1. Концепция психологического стресса…………………………….…………...……………... 4
1.1. Сущность стресса. Дистресс и эустресс ……………………………………………...…... 4
1.2. Понятие психологического (эмоционального) стресса…………………..…...…... 7
1.3. Ключевые факторы оценки стресса…………………..………………..……………...…... 10
2. Роль руководителя в системе управления…………………..………………………...…... 12
2.1. Психологический портрет руководителя.........………………………………………… 12
2.2 Стили руководства………………………………………..……............…………………………… 15
2.3. Способности руководителя. Делегирование полномочий………………...….... 18
3. Управление стрессами………………........................................................................................….... 28
3.1. Суть аутогенного менеджмента…………………………………………...…………...….... 28
3.2. Управление персоналом в рамках предотвращения
стрессовых ситуаций…………………………………………...……………………………...…...….... 29
Заключение………………………….…………...............................................................….…... 45
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Управление стрессами. Аутогенный менеджмент.docx

— 300.88 Кб (Скачать)

Таким образом, руководство коллективом - это процесс  непрерывного обмена информацией между  субъектом и объектом руководства  с целью сознательного их воздействия  друг на друга.

Сущность  и содержание процесса руководства  раскрываются в его функциях: планировании, организации, координировании, стимулировании, контроле.

Процесс руководства производственным трудовым коллективом можно условно разделить  на три стадии [17]:

Первая  стадия - это определение целей, которые должны быть достигнуты коллективом в определенный отрезок времени - смену, месяц, квартал, год или за другой период.

Вторая  стадия - информирование коллектива. Она включает ознакомление коллектива с заданием, методами и приемами выполнения работ, источниками обеспечения их необходимыми ресурсами, системами оплаты труда и другими стимулами, условиями труда и правилами безопасного поведения на рабочем месте и другой информацией.

Третья  стадия представляет собой организацию и проведение в трудовом коллективе аналитической работы, целью которой является выявление и изучение технических, технологических и организационных резервов повышения эффективности работы коллектива; причин и факторов недовыполнения или перевыполнения производственных заданий отдельными работниками и бригадами и т.д.

Участие руководителя в достижениях трудовым коллективом или отдельным работником поставленных целей определяется прежде всего содержанием и качеством  выполнения им основных функций руководства.

Как организатор, руководитель коллектива должен обеспечить высокий уровень организованности руководимого коллектива. Организованность коллектива - это прежде всего единство действий всех его членов, разных по характеру, темпераменту, физическим и  психическим данным, их общая целеустремленность в решении задач повышения  эффективности труда и производства. Поэтому руководитель первичного коллектива как организатор его трудовой деятельности должен уметь ставить  перед коллективом конкретные цели и выделять среди них главные  и второстепенные, рационально распределять по времени и пространстве усилия коллектива по достижению поставленных целей, определять средства и методы решения конкретных задач, развивать  инициативу и способности членов коллектива, умело использовать их знания и опыт при распределении  заданий по группам рабочих или  специалистов [6].

Руководитель  должен заботиться о том, чтобы его  подчиненные не простаивали без  дела из-за плохой организации их труда, чтобы работа была справедливо распределена между работниками.

Руководитель  как выразитель и защитник интересов  подчиненного ему коллектива наделен  полномочиями применять конкретные стимулы для поощрения тех, кто  отличается высоким исполнительским  мастерством, хорошими количественными  показателями работы, дисциплинированностью. Вместе с тем он должен применять  определенные формы взыскания и  санкции по отношению к нарушителям  трудовой дисциплины или лицам, недобросовестно  выполняющих свою работу, с целью  защиты интересов добросовестных и  дисциплинированных работников и побуждения недисциплинированных улучшить свое отношение  к труду.

Кроме того, руководитель должен быть потребителем, генератором и распространителем  знаний (информации). Информационная его  подготовленность позволяет рационально  управлять трудовым коллективом. Информация является своего рода энергией и сырьем для выработки управленческих решений. Руководитель в своей работе использует информацию, получаемую как от своего коллектива, так и сверху, т.е. внутреннюю и внешнюю. На основании этой информации он оценивает состояние объекта  руководства и принимает решения. Качество решений руководителя в  значительной мере зависит от объективности, своевременности и целенаправленности информации. Чем выше обоснованность управленческих решений, тем больших  успехов в решении экономических  и социальных проблем добивается трудовой коллектив [14].

Руководитель, для того чтобы побудить подчиненный  ему коллектив к достижению поставленных целей использует совокупность приемов  и действий, называемых методами. В  литературе нет единого подхода  к классификации методов управления.

В реальной жизни трудового коллектива различные  способы воздействия по-разному  влияют на индивида. Этим обусловливается  необходимость применения в процессе руководства трудовым коллективом  одновременно различных методов  воздействия. В практике нет четких границ между ними, например, пользуясь  административно - распорядительными методами воздействия на коллектив или отдельных его членов, руководитель учитывает требования экономических законов, трудового и хозяйственного права и т.д.

Наибольшее  воздействие на отношение человека и коллектива к труду оказывают  экономические методы руководства.

Административно - распорядительные методы используются для решения тех же задач, которые решаются преимущественно экономическими методами, но в отличие от последних не дают исполнителю альтернативы в выборе средств исполнения решений. Они осуществляются в форме приказов, указаний, распоряжений в устном или письменном виде, издаваемых вышестоящим руководящим органом или руководителем по отношению к нижестоящему, исполнителю.

Социально-психологические  методы руководства основаны на использовании руководителем приемов и способов воздействия на отдельных работников или коллектив в целом, вытекающих из знания им психологии человека вообще, специфических черт и особенностей психологии отдельных работников в частности. Задача руководителя состоит в том, чтобы использовать эти знания для создания в коллективе таких отношений, которые позволяют подчиненным любое его распоряжение воспринимать как обоснованное, справедливое и соответствующее общественным нормам [9].

Методы социального нормирования.

 

Разработка и утверждение коллективом  норм поведения. (кодекс чести и т.п.).

     

Методы воспитания.

Понятие форм морали через агитацию ,убеждение и т.п.

     

Методы поведения социально-трудовой активности.

 

Соревнование, обмен опытом, новаторство, критика, самокритика, пропаганда, агитация и т.д.

     

Методы социальной преемственности.

 

Посвящение в рабочие, чествование  ветеранов, торжественные собрания, вечера, конкурсы на лучшего по профессии.

     

Методы социального стимулировании.

Поощрения коллективов.


 

Рис. 3. Социально-психологические  методы управления персоналом

 

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Решающим  причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства [12].

Трудовая  мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Это определение  показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенных результат трудовой деятельности.

Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и так далее [3].

Современные теории мотивации, основанные на результатах  психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться  на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его  действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы [9].

Потребности нельзя непосредственно наблюдать  или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и тому подобное. Вторичные вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, то есть являются психологическими: потребность в привязанности, уважении, успехе.

Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.

Внутреннее вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.

Внешнее вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа [12].

Мотивационный процесс может быть представлен  в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия [8].

Для решения  этой задачи необходимо создание механизма  мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.

Способы улучшения мотивированности труда

Рассмотрим  способы улучшения мотивации  труда. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений [6]:

1. Материальное  стимулирование.

2. Улучшение  качества рабочей силы.

3. Совершенствование  организации труда.

4. Вовлечение  персонала в процесс управления.

5. Неденежное  стимулирование.

Первое  направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.

Информация о работе Управление стрессами. Аутогенный менеджмент