Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:10, контрольная работа
Длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.
Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффективность деятельности организации.
Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы». Это определение, данное Гайллардом, показывает, что повышенный стресс на работе, может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.
2. Стресс-менеджмент
Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находиться сотрудники, например, из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодически вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.
В подобном состоянии люди способны мобилизоваться, собрать все силы для решения многих проблем. И это можно расценивать как положительную сторону стресса. Однако в условиях постоянной мобилизации человек может находиться лишь ограниченное время, потому что внутреннее напряжение сжигает психофизиологические ресурсы. Постоянные стрессовые нагрузки приводят к энергетическому истощению (сотрудник полностью теряет интерес к работе) и провоцируют состояние хронической усталости (человек быстро утомляется, на выполнение стандартных действий у него уходит гораздо больше времени, снижается производительность труда).
Качество работы сотрудника,
который пытается прийти в себя после
стрессовой ситуации и одновременно
выполнить свои обязанности, временно
падает, а риск принятия неверного
решения существенно
Неопределенность. Неопределенность - самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении задачи «А», ему подают «В». Как только он перестроится на задачу «В», говорят, что нужно все-таки «А». В такой ситуации сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность контролировать ситуацию провоцирует повышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия.
Дискомфорт в общении.
Дискомфорт в общении, как правило,
связан с боязнью негативной реакции
со стороны начальства, коллеги подчиненных.
Это ситуации, когда внезапное
совещание ассоциируется с
Физическое переутомление. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглощают силы сотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Одно дело - работать с понедельника по пятницу в установленное время, и совсем другое - постоянно задерживаться после окончания рабочего дня да еще трудиться в выходные. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе.
2.1. Управление стрессом
в профессиональной
Известно, что стресс –
серьезная помеха успешному ведению
бизнеса. Стрессовые ситуации могут
возникнуть в компании по разным причинам,
но чаще всего – из-за стиля менеджмента
в компании. Руководители должны помнить,
что положительная стимуляция сотрудников
способна увеличить качественные показатели
их работы с гораздо большей
Изначально считалось, что
профессиональному стрессу
Однако в стрессовое состояние,
губительное для успешного
Стресс на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки или, наоборот, недостаточной загруженности. При этом сотрудник, считающий, что его рабочая нагрузка не соответствует занимаемой должности и получаемой заработной плате, испытывает не меньший стресс, чем работник, загруженный непосильной работой.
Также серьёзный стресс грозит сотруднику, от которого требуется быстрое и качественное выполнение нескольких трудно совместимых функций. Очень важно, чтобы работник имел четкое преставление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, точно знающий, что последует за тем или иным его действием, он чувствует себя гораздо спокойнее.
Еще одной причиной стресса может быть выполнение сотрудником новых, не соответствующих его опыту обязанностей – например, при переходе на более высокую должность. Опасность представляет и необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым делом.
Профессиональный стресс
часто бывает вызван внешним физическим
фактором (шум, теснота помещения, плохая
вентиляция или освещение рабочего
места и тому подобное) или поведением
других сотрудников. Также на психологическом
состоянии работника
Несмотря на то, что многие
исследователи называют главной
причиной возникновения
Сегодня в нашей стране отмечается значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Управление стрессом считается гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изолировать от него людей.
Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.
Так, к индивидуальным методам можно отнести:
1) регулярный активный отдых;
2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
3) тренинг навыков самоконтроля поведения;
4) планирование собственного времени;
5) обеспечение достаточной продолжительности сна;
6) когнитивная терапия и др.
В зарубежных организациях
практикуются такие методы, как
включение в социальный пакет
работника оплаты занятий в
спортивном зале, бассейне. Некоторые
из них стараются обеспечить
доведение до сведения работников
конкретных простых методик,
помогающих справиться со
стрессом. Так, руководители компании
«Би-би-си» издали дорогостоящий
буклет, в котором персоналу
объясняется, как нужно сидеть на
стульях. Эта 57-страничная брошюра,
посвященная тому, как снизить
количество стрессов на рабочем
месте, содержит массу и другой ценной
информации. В частности, там
есть подробная схема того, как, в
случае совсем безнадежного состояния
сложить из бумаги самолетик.
Если и это не помогает
справиться с возникшими трудностями,
то тогда сотрудникам
Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.
На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:
· регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;
·
оптимизация организационной
· исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
· максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;
· обогащение содержания обязанностей работников;
· соблюдение санитарно-гигиенических норм;
· предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);
· предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;
· обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;
· предоставление сотрудникам консультативной поддержки.
Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.
Для сотрудников наглядным
примером может стать поведение
их руководителя. Допустим, проводится
совещание, посвященное выводу компании
из кризиса. Если генеральный директор
буквально на глазах уверенно превращает
неопределенную проблему в решаемую
задачу, эффективно общается с присутствующими
и рационально управляет
При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.
При управлении нагрузками
руководителю следует пересмотреть
режим работы сотрудников или
выстроить новый, грамотно управлять
своим временем и временем подчиненных,
а также предоставлять
Рисунок 1- Алгоритм управления стрессом
Поиск причины стресса, переключения внимания, выход из под прямого воздействия стрессовых факторов |
Взятие ситуации под контроль, беспристрастный анализ ситуации, выбор оптимального решения проблемы |
Выполнение намеченных действий,
эффективное использование |
Анализ опыта, приобретенного в результате преодоления стресса, выработка модели поведения в возможной схожей ситуации |