Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:29, курсовая работа
Объектом курсовой работы является, стресс и его проявление в организации. Предметом курсовой работы является пути преодоления стресса в рабочих ситуациях, стресс - менеджмент. Стресс - обычное и привычное явление в нашей повседневной жизни. Легкий стресс постоянно сопровождает человека, поскольку являясь реакцией на внешние раздражители, он позволяет адекватно оценивать происходящие во внешней среде изменения, мобилизовать силы на преодоление этих изменений, и, преодолевая их, делать человека сильнее, умнее и профессиональнее. В стрессовых ситуациях человек способен проявлять скрытые способности и таланты, не раскрываемые в обычной жизни
ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения организационного стресса……….5
1.1. Организационные стрессы: сущность, особенности, факторы возникновения .
1.2. Организационный стресс-менеджмент………………………………………10
ГЛАВА II. Бизнес-кейсы……………………………………………………..…
2.1. Понятие бизнес – кейсов, методика решения………………..………..17
2.2. Кейс, решение, анализ…………………………………………………..22
2.3. Методика решения бизнес-кейсов……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….25
Федерaльное aгентство по обрaзовaнию Российской Федерaции
Госудaрственное
«Южно-Урaльский госудaрственный университет»
Фaкультет «Междунaродный»
Кaфедрa «Упрaвление персонaлом»
Организационный стрессы и технологии стресс-менеджмента.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине (специализации) «Социология и психология труда»
Руководитель, доцент, к.пс.н.,
____________Чистякова С.В.
___________________2013г.
Автор работы
Студент группы МН – 325
____________ Васильева Е.В.
___________________2013г.
Работа защищена с оценкой
_______________________
Челябинск 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения организационного стресса……….5
1.1. Организационные стрессы: сущность, особенности, факторы возникновения .
1.2. Организационный стресс-менеджмент…………………………………
ГЛАВА II. Бизнес-кейсы………………………………………………
2.1. Понятие бизнес – кейсов, методика решения………………..………..17
2.2. Кейс, решение, анализ…………………………………………………..22
2.3. Методика решения бизнес-
Введение.
Данная работа посвящена теме «Организационные стрессы и технологии стресс - менеджмента». В наши дни проблема данной курсовой работы очень актуальна, об этом говорит частое изучение поднятых вопросов. Целью работы является изучение темы «Организационные стрессы». В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
2. Выявить пути их преодоления;
3. Рассмотреть технологии стресс - менеджмента;
4. Рассмотреть это на практике.
Объектом курсовой работы является, стресс и его проявление в организации. Предметом курсовой работы является пути преодоления стресса в рабочих ситуациях, стресс - менеджмент. Стресс - обычное и привычное явление в нашей повседневной жизни. Легкий стресс постоянно сопровождает человека, поскольку являясь реакцией на внешние раздражители, он позволяет адекватно оценивать происходящие во внешней среде изменения, мобилизовать силы на преодоление этих изменений, и, преодолевая их, делать человека сильнее, умнее и профессиональнее. В стрессовых ситуациях человек способен проявлять скрытые способности и таланты, не раскрываемые в обычной жизни. И наряду с этим стресс оказывает весьма пагубное влияние на организм, выматывая его ресурсы в течение длительного времени и ведя его к разрушению. Это явление имеет наиболее яркое отражение в трудовой среде, где существует множество обстоятельств для возникновения реакций на опасные для человеческого существования факторы. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохие освещение и вентиляция, тесное помещение и др
В период изменений большинство
общества испытывает стресс, а это
в свою очередь приводит к нестабильности
социального статуса, материальным
трудностям, а так же может привести
к затяжному психо-
Организационные факторы стресса — это чаще всего перегрузка или, напротив, слишком малая рабочая нагрузка в конкретный период времени. Вторым фактором является конфликт ролей, который возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования или когда различаются нормы неформальной группы и требования формальной организации. Третий фактор — неопределенность ролей, которая возникает, если работник не уверен в том, чего от него ожидают. Четвертый фактор — неинтересная работа.
В целях повышения
Именно поэтому тема, выбранной мною курсовой работы настолько актуальна в наши дни.
Разработкой в этой области широко занимались такие учёные как Г. Селье, Р. Вирхов, В.Н. Бехтерев, Э. Росс, К. Левин, Г. Оллпорт, А.С. Шафранова, В.Г. Афанасьев, Н. Стефанов, А.И. Пригожин и другие.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения организационного стресса.
1.1. Организационные стрессы: сущность, особенности, факторы возникновения.
«Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Наличие стрессовых импульсов в жизни и работе человека, несомненно, является неотъемлемым моментом. Стресс может оказывать негативное влияние на здоровье персонала - одно из условий достижения успеха в любой деятельности [8, с.65]»
Согласно теории стрессов Г. Селье, стресс рассматривается как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы. [ 9, с. 115].
Стресс есть везде — и в частной жизни, и в каждой профессии. Но он происходит не столько от труда, сколько из условий или обстоятельств, при которых выполняется та или иная работа, от ощущения безвыходности в стрессовой ситуации. [10. — с. 194-196]
Организационный стресс (organizational
stress)— психическое
Плохое распределение
труда и нехватка обслуживающего
персонала или технических
Как утверждает Альбрехт: «Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников» коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа американских трудящихся».
С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс у персонала на рабочих местах предприятия. Знание этих факторов важно для предотвращения многих стрессовых ситуаций и повышения эффективности управленческого и производительного труда. Организационный стресс возникает под влиянием ряда соответствующих факторов в организации.
Факторы возникновения организационного стресса:
1. Особенности работы – это стрессоры, которые связаны с выполнением специфических заданий, из которых она состоит. Эти факторы связаны с рабочей обстановкой, степенью сложности работы, разнообразием заданий, степень свободы действий, темпом работы и другими.
Особенности работы могут вызывать у сотрудников персональный ролевой конфликт. «Он возникает, когда организационная культура вступает в противоречие с ценностями сотрудника. Например, человек может быть не согласен работать в табачной кампании, потому что курение вредит здоровью людей». [6, 194]
2. Индивидуальность работников – один из основных факторов удовлетворенности работой. Неудовлетворенность может возникать из-за наличия невостребованных умений отдельных сотрудников. Если у работника есть умения и знания, которые он хочет применять в своей работе, но они не требуются на его работе, то у него возникает неудовлетворенность. К таким потребностям можно отнести, например, потребности в уважении и статусе
3. Условия труда. К условиям труда можно отнести рабочую нагрузку, дефицит времени, комфорт, особенности окружающей среды, график, противоречащий физиологии организма. Недостаточная освещенность рабочего места, слишком тесное помещение, плохая вентиляция, некомфортная температура, плохо оборудованное место являются особенностями условия труда, которые имеют своё влияние на появление стресса в коллективе.
4. Рабочая перегрузка и недогрузка могут являтся стрессовыми факторами. «Перегрузка возникает, когда требования чрезмерно завышены и не соответствуют человеческим возможностям. Недогрузка связана с ситуацией, когда человек на рабочем месте не может полностью реализовать свой потенциал. Люди характеризуют такую работу как скучную и монотонную. Такая оценка ведет к неудовлетворенности работой, а следовательно это тоже источник стресса». [6, 195]
5. При недостаточной компетенции и владении навыками, необходимыми для качественного выполнения работы, сотрудники будут испытывать стресс, их самооценка может понижаться, могут возникать страхи и неуверенность в себе. [8]
6. Многие профессии предполагают принятие ответственных решений. К таким, в частности, относится и профессия менеджера. Роль стрессового фактора, как можно предположить, могут играть организационные грани – конфликты между целями организации и внешними условиями. В жизни организации могут возникать разнообразные ситуации, которые нельзя решить однозначно. Из-за неуверенности правильности принятого решения и наличия страха допустить ошибку может возникать стресс.
Некоторые профессии предполагают выполнение трудно совместимых функций или выполнение множества задач одновременно. Например, заполнение документов и реестров, требующих высокой аккуратности и одновременные телефонные разговоры, сопровождающиеся принятием решений.
7. «Занимаемая роль в организации [6, с 195]». Должностной уровень работника может быть источником стресса, если он не отвечает его амбициям и потенциалу. В тоже время, каждый из должностных уровней имеет свои особенности и трудности совершенно разных характеров. Если занимаемая роль в организации остаётся неизменной в течении долгого времени, то работники, ориентированные на карьерный рост, будут испытывать стресс. Можно также сделать вывод, что отсутствие перспектив профессионального роста является стрессором, связанным с уровнями притязаний работников и их желанием продвижения по службе. Например, стресс может возникать у работника с потребностями в реализации творческого потенциала на специальности бухгалтера, где они востребованы минимально. Так у молодого сотрудника, ориентированного на карьерный рост будет вызывать беспокойство чрезмерно долгая задержка на должности, не отвечающей его амбициям. Например, долгая задержка на должности мастера бригады при желании занять должность начальника цеха. [6]
Если занимаемая роль в организации сотрудника падает на более низкий уровень из-за сокращения или каких-либо других причин, то у него может возникнуть стресс и поэтому поводу. Крайней формой такой ситуации может быть увольнение из организации. Как правило, последнее является более сильным стрессовым фактором. Угроза подобных перспектив (увольнение и сокращение) также вызывает страх и стресс у персонала предприятия.
8. Организационная структура и климат предприятия. Предприятия различны по своему устройству и правилам, действующим внутри. Стрессовое влияние могут оказывать чрезмерная сложность организации: многоуровневая система контроля, разнонаправленное подчинение и ролевая неопределенность, большое количество правил и норм и др.
9. «Ролевая неопределенность — это неуверенность по поводу ожиданий других людей и знания своих обязанностей. Такого рода неопределенность может быть связана с тем, что сотрудник не имеет четкого представления о том, что от него требуется. Это может быть обусловлено отсутствием стандартов, предъявляющих требования к работе, отсутствием обратной связи и каких-либо оценок от руководства организации. Либо отсутствием реакции коллектива на действия работника». [6]
10. Недостаточно четкое определение должностных обязанностей, как можно сделать вывод, также имеет сильное влияние на наличие стресса у работника, так как он не знает, что входит в его обязанности и не может быть уверен в том, что работает хорошо. Если сотрудники имеют слишком расплывчатые границы полномочий, то это имеет схожее влияние: работник не знает, что он имеет право делать, а что не имеет. Особенно тесно это связано с руководителями, в основе деятельности которых лежит набор полномочий.
11. Межролевой конфликт. «Он возникает, когда два или более человек предъявляют несовместимые требования к работнику [5]». Можно сделать вывод, что такое может происходить в организациях, имеющих определенные особенности организационной структуры. Такая ситуация может быть характерна, например, для функциональной организационной структуры.
Одной из разновидностей межролевого конфликта является недоступность руководителя для подчиненных. Это может привести к тому, что работники коллектива не смогут получить совета или проконсультироваться с начальником, получить от него обратную связь. Это приведет к неуверенности в действиях и неопределенности, которые являются отдельными стрессовыми факторами. [5]
12. «Изменение организации может приводить к организационному стрессу». [6. c 196] Организации иногда вынуждены модифицироваться, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды. Слияния, поглощения, изменения структуры могут вызвать у сотрудников неуверенность, беспокойство и страх. Это связано с тем, что сотрудники в результате реорганизации могут попасть под сокращение, могут быть вынуждены перейти на другие должности, которые их не устраивают или вовсе могут быть уволены. [6. c 196]
Информация о работе Организационный стрессы и технологии стресс-менеджмента