Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка на основе анализа теоретического и эмпирического материала стратегии развития ООО «Тонус-Фит», специализирующегося на оказании физкультурно-спортивных услуг населению г.Гатчина Ленинградской области.
Задачи курсовой работы включают в себя:
- определение сущности стратегического управления и его ключевых понятий;
- характеристика порядка разработки и реализации стратегии развития предприятия;
- проведение анализа факторного воздействия внешнего окружения на ООО «Тонус-Фит»;
- проведение анализа внутренней среды ООО «Тонус-Фит»;
- разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития ООО «Тонус-Фит»;
- составление плана работ ООО «Тонус-Фит» и организация его выполнения.
Введение ……………………………………………………………………..…....3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления...…………..…...5
1.1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия.......5
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия………………………………………………………………..……...9
Глава 2. Анализ технико-экономических данных ООО «Тонус-Фит»……....14
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на ООО «Тонус-Фит»……………………………………………………………………..14
2.2. Анализ внутренней среды ООО «Тонус-Фит».………...…………....21
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития ООО «Тонус-Фит»….….28
3.1. Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития ООО «Тонус-Фит»……...…….....28
3.2. Составление плана работ ООО «Тонус-Фит» и организация его выполнения ………………………………………………………………...…....35
Заключение……...………………………………………………………………..40
Библиография ……..……………………………………………………………..42
Приложения ………………………………………………………………….….43
Приложение 1. Модель Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г………………………….…………43
Приложение 2. Основные показатели деятельности ООО «Тонус-Фит» в 2009-2011 гг…………………...………………………………..………………...44
Приложение 3. Образец анкеты для изучения потребительского мнения с целью повышения качества услуг…………………………………………..…..47
Школы стратегического менеджмента
Перед тем как акцентировать внимание на какой-то одной из школ стратегического менеджмента, стоит рассмотреть все существующие.
Школы стратегического менеджмента согласно классификации предложенной в работе Г. Минцберга с некоторой долей условности могут быть объединены в две группы:
приписывающие
описывающие
Основные задачи предписывающих школ
- это обоснование методов
Описывающие школы своей главной задачей ставят наиболее достоверное описание процесса разработки и реализации стратегии как он есть. Какие либо рекомендательные выводы могут быть сделаны лишь на основании анализа фактически сложившихся моделей.
Рассмотрим основные особенности каждой из школ.
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ:
1. Школа дизайна (Эндрюс, Чандлер).
В общих чертах, дизайн-школа предлагает
модель построения стратегии
как попытки достижения
2. Школа планирования (Ансофф, Лоранж).
Данная школя рассматривает
3. Школа позиционирования (Портер).
Базовым положением данной
ОПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ:
1. Школа предпринимательства (
2. Когнитивная школа (Саймон) рассматривает
процесс разработки и
3. Школа обучения (Линдблом) - рассматривает
стратегический процесс как
4. Школа власти (Кайерт, Марч)- стратегия
рассматривается как результат
взаимодействия людей
5. Школа внешней среды (Мескон)
доводит до логического
6. Школа конфигурации (Миллер) - в
значительной мере обобщает
Стратегии развития спортивных организаций разрабатываются сегодня на базе общих принципов формирования стратегии в условиях конкуренции в рыночной экономике, сформулированных экономистами и менеджерами, с учетом отраслевых особенностей спортивных организаций. Следует отметить, что в учебниках И.И. Переверзина [10], М.И. Золотова [6] и прочих теоретиков спортивного менеджмента под стратегией развития понимается стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Стратегия развития направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Силы конкуренции на рынке
покупателей и продавцов
Силы конкуренции на рынке потребителей физкультурно-спортивных услуг
Полипсония |
Горизонтальная диверсификация деятельности |
Концентрация на целевом рынке |
Локальная инновационная деятельность |
Системная инновационная деятельность |
Олигопсония |
Локальная диверсификация деятельности |
Системная интеграция деятельности |
Комплексная дифференциация и интеграция |
Вариант встречается очень редко |
Монопсония |
Адаптация друг к другу |
Адаптация продавцов к покупателю |
Вариант встречается очень редко |
Вариант не встречается |
Min
|
Олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Совершенная конкуренция |
Max
Силы конкуренции на рынке спортивных организаций
Max
Рис. 1.1. Варианты стратегического развития спортивной организации в конкурентных условиях экономики [10, с. 45]
В качестве второй стратегии развития спортивной организации в условиях разнообразных сочетаний конкурентных сил на рынке потребителей физкультурно-спортивных услуг и спортивных организаций И.И. Переверзин предлагает стратегию комплексной интеграции и диверсификации [10, с. 49]. Данная стратегия реализуется в условиях увеличения количества спортивных организаций, предлагающих аналогичные спортивно-оздоровительные услуги, что усиливает конкуренцию среди них. Спортивные организации в соответствии с законами конкуренции вынуждены искать пути повышения качества физкультурно-спортивных услуг, приспосабливаться к их потребителям, дифференцировать и интегрировать свою работу, что в условиях ограниченности ресурсов неизбежно приводит их к объединению.
Выбор стратегии развития спортивной организации определяется взаимодействием трех факторов (рис. 1.2).
Стратегия развития спортивной организации
Стратегические задачи развития (стремление доминировать или занять удобную прибыльную нишу)
Конкурентная позиция фирмы (лидер, претендент на лидерство, последователь, обитатель ниши)
Рыночная ситуация (стадия жизненного цикла организации и развития рынка)
Рис.1.2. Факторы, определяющие выбор стратегии развития спортивной организации
На основании анализа литературы по менеджменту [1, 2, 8] основные конкурентные стратегии спортивных организаций можно сгруппировать на рис. 1.3. Таким образом, выбор конкретной конкурентной стратегии спортивной организации зависит от преследуемой ею цели в сфере физической культуры и спорта – конкурентной защиты занимаемых рыночных позиций или атаки на конкурентов с целью расширения доли рынка физкультурно-спортивных услуг.
Виды оборонительных стратегий
Виды стратегий развития организации
Стратегия лидера рынка
Стратегия претендента на лидерство
Стратегия последователя
Стратегия обитателя ниши
Позиционная оборона
Фланговая оборона
Упреждающая оборона
Контра-така
Мобильная оборона
Сжимающа-яся оборона
Виды наступательных стратегий
Цель – конкурентная оборона и защита рыночной ниши
Цель – атака на конкурентов и расширение доли рынка
Фронтальное наступление
Фланговое наступление
Попытка окружения
Обходной маневр
Партизанская война
Рис.1.3. Основные виды конкурентных стратегий спортивных организаций
Рассматривая стратегическое планирование в спортивных организациях, А.В. Гайков отмечает, что стратегия спортивной организации – это концептуальная основа ее деятельности, определяющая его цели и задачи и пути их достижения и отличающая спортивную организацию от конкурентов в глазах ее клиентов и сотрудников [4, с. 18].
Филипп Котлер выделил четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:
- стратегии лидера рынка;
- стратегии претендента на лидерство;
- стратегии последователя;
- стратегии обитателя ниши (нишера) [7].
В рамках исследуемой темы следует отметить особую роль стратегического управления на федеральном уровне. Так, основным документом, определяющим современную стратегию развития физической культуры и спорта на федеральном уровне сегодня является принятая Распоряжением Правительства Российской Федерации №1101-р от 7 августа 2009 года «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» [12], концептуальная модель которой представлена в Приложении 1.
Таким образом, особенности стратегического управления спортивной организации в первую очередь вызваны спецификой самой индустрии спорта. Стратегический подход к управлению физической культурой и спортом применяется и в практике государственного управления отраслью.
1.2. Порядок разработки
и реализации стратегии
Процесс стратегического управления включает в себя стратегическое планирование и реализацию стратегии. Процесс стратегического планирования предприятия представлен на рис.1.4. Процесс стратегического планирования на предприятии достаточно сложен, так как в следствии наличии обратной связи между этапами работы над каждым из них могут повторяться несколько раз. Сложность данного процесса определяется и содержанием каждого этапа, требующего проведения большого объема исследовательских работ [8, с. 204].
Миссия
Цели
Анализ внешней среды
Анализ сильных и слабых сторон
Оценка стратегии
Управление реализацией стратегии
Выбор
стратегии
Анализ стратегических альтернатив
Рис.1.4. Процесс стратегического планирования
Важным этапом стратегического планирования в спортивной организации является формулировка стратегических целей и основной миссии организации. Стратегическими целями спортивной организации являются поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. В учебниках по стратегическому менеджменту спортивных организаций приводятся примеры формулировки миссий зарубежных фирм, специализирующихся на предоставлении физкультурно-спортивных услуг. Например, миссия американского фитнесс-клуба «Seatle Fitness» сформулирована следующим образом: «Дать возможность членам клуба заниматься высококлассным фитнессом» [9, c. 147], в связи с чем ее можно отнести к миссии-предназначению, характеризующейся узким, но конкретным пониманием вида деятельности.
Информация о работе Стратегия развития предприятия ООО «Тонус-Фит»