Стратегия развития предприятия на примере Березовского рудоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ 11
1.3. ВИДЫ СТРАТЕГИЙ 17
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕРЁЗОВСКОГО РУДОУПРАВЛЕНИЯ (БРУ) 28
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 28
2.2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 30
2.3. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ 45
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БРУ 52
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 52
3.2. СТРАТЕГИЯ ПРОДУКТОВ И ПРОЦЕССОВ 53
3.3. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

Файлы: 1 файл

загруженное.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы. Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом,  с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.

Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Все модели стратегического планирования нацелены на приобретение и закрепление устойчивых конкурентных преимуществ. Для этого фирма выбирает эффективное устойчивое конкурентное стратегическое направление, подкрепленное активами и навыками, применяющееся на конкурентной арене с сегментами, для которых оно действительно представляет интерес, и использует соперников, не способных быстро воспроизвести или нейтрализовать преимущества компании.

Цель работы заключается в разработке стратегии развития на примере Березовского рудоуправления. 

Задачи, поставленные при написании работы:

    1. изучить понятие и сущность стратегии развития предприятия,
    2. описать современные методы разработки стратегии,
    3. дать характеристику деятельности Березовского рудоуправления,
    4. проанализировать  стратегию развития Березовского рудоуправления,
    5. разработать мероприятия, направленные на совершенствование стратегии развития Березовского рудоуправления.

 Объектом исследования является обоснование стратегии развития на примере Березовского рудоуправления.

 Предметом выбрано Березовское рудоуправление.

Теоретической и методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых и менеджеров, маркетологов, посвященные проблемам теории и практики стратегического развития фирм.

Среди них: И.Ансофф, М.Мескон, С.Вутон, Т.Хорн, А.Томпсон, Д.Стрикланд, Г.Минцберг, К.Эндрюс, М.Портер, Г.Хэмел, К.Прахалад; Г.Л.Азоев, Ю.А.Александров, В.А.Баринов, В.А.Винокуров, О.С.Виханский, Л.П.Владимирова, В.А.Гончарук, С.А.Жданов, А.А.Козырев, С.А.Кузнецова, В.Л.Лунев, В.Д.Маркова, Н.Н.Терещенко, Р.Фатхутдинов и др. О.П.Коробейников, В.Ю.Колесов, А.А.Трифилова.

 

При работе были использованы следующие методы:

а) анализ научной литературы;

б) определение специфики стратегии развития;

в) анализ документации Березовского рудоуправления;

г) SWOT-анализ.

 

 

 

1. Теоретические основы стратегического развития

1.1. Понятие стратегии  развития предприятия

 

В современных условиях вопросы разработки стратегии развития фирмы приобретает первостепенное значение, так как именно предприятия с эффективной и продуманной стратегией развития могут максимизировать свои рыночные усилия, предложить рынку свои услуги и получить за их осуществление максимально возможную цену, позволяющую сполна окупить все затраты[6].

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

Термин «стратегия» (от греческого «stratos» – войско, «ego» – веду) имеет военное происхождение. Первоначально под стратегией понималось искусство ведения войны. Поскольку войны являлись наиболее важными событиями в жизни людей, понятие «стратегический» в значении «важнейший», «определяющий» перешло в состав терминологии в целом. [12]»

Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах нынешнего столетия. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20% [11].

Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя» и на сегодняшний день существует много трактовок понятия «стратегия»:

  • это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста. [9]
  • это образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.
  • это результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий ее развития; [24]
  • это заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды. [21]

Современные исследователи понятия стратегии в его определении сходятся, хотя при расшифровке отдельных его составляющих занимают различные позиции.

Понятие стратегии по понятным причинам является центральным в теории стратегического управления, но вместе с тем, далеко не единственным. В современном мире оно опирается на ряд таких понятий, не упомянуть о которых нельзя. К числу основных из них относятся понятия:

Стратег. К категории лиц, принимающих стратегические решения, относятся те, от которых напрямую зависит успех или провал всего организации. Стратеги могут иметь различные должностные позиции, такие как исполнительный директор, президент, генеральный директор, владелец, председатель совета директоров, канцлер, декан или просто предприниматель. Как и все люди, стратеги различаются по своим пристрастиям, системам ценностей, этическим нормам, готовности идти на риск, отношению к социальной ответственности, прибыльности, а также по стилю управления. Очень часто (если практически не всегда) с заменой одного человека на стратегической позиции на другого серьезно меняется стратегический курс всей организации.

Миссия. Это одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления. Разные авторы по-разному определяют его. Одни называют миссию организации гиперцелью или «таким выражением цели, которое позволяет легко отличить данный бизнес от других подобных ему фирм». Другие считают, что миссия организации определяется посредством описания всего спектра параметров ее производственной системы. Для аналитических целей удобнее рассматривать миссию организации как ту роль, которую она собирается играть на сцене своего бизнеса[5].

Сцена бизнеса при этом определяется параметрами отраслей, рынков и макросредой бизнеса. Роль определяется отличительными особенностями, дающими возможности достижения делового успеха, и ее внутренним потенциалом.

Потенциал организации складывается из ресурсов и источников их пополнения, которыми она располагает, ее связей, положения и организационной системы в целом. Потенциал организации сам по себе представляет источник формирования конкурентного преимущества организации и именно поэтому нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.

Потенциал организации является стратегическим ресурсом организации, который обеспечивает ей устойчивость в неадекватных условиях макросреды, позволяет нейтрализовать негативное влияние внешних факторов.

Целевые установки организации могут быть представлены как долгосрочные результаты, которые стремится достичь организация для осуществления своей миссии. Эти установки жизненно важны для успеха организации, поскольку они являются ориентирами ее направлений развития, основанием для оценки достижений, фундаментом синергетического эффекта, отправными точками мотивации персонала организации.

Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться организация в ближайшей перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. Цели в отличие от целевых установок отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесенными с миссией, а также должны иметь временные рамки их достижения [12].

Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации[1].

Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.

Основные составляющие стратегии:

1. Анализ макро- и микросреды  компании, конъюнктуры рынка.

2. Философия, миссия, цели и задачи.

3. Стратегия в области деятельности  предприятия:

    • приоритетные виды деятельности;
    • сегменты рынка, на которых собирается действовать фирма;
    • доля компании в общероссийском объеме;
    • место компании в списке крупнейших в России.

4. Маркетинговая стратегия:

    • продукты, требующие разработки исходя из существующего спроса;
    • системы продажи продуктов;
    • доля различных форм распространения продуктов;
    • новые каналы и передовые технологии распространения продуктов;
    • ценовая политика;
    • система формирования спроса на услуги;
    • рекламная стратегия.

5. Инвестиционная политика:

    • анализ инвестиционной среды;
    • принципы инвестиционной политики;
    • приоритетные направления инвестиций;
    • прогноз уровня доходности по инвестиционным проектам.

6. Стратегия по работе с персоналом (кадровая стратегия):

    • система подбора и обучения персонала;
    • система стимулирования;
    • корпоративная культура и ценности;
    • система коммуникаций.

7. Региональная политика:

    • краткий анализ регионов России;
    • перечень вновь открываемых филиалов;
    • система взаимоотношений головной компании и филиалов.

8. Стратегия в области международной  деятельности [10].

Необходимость в выработке новой стратегии организации появляется тогда, когда возникают новые цели или выясняется невозможность достижения поставленных целей с помощью прежней (действующей) стратегии.

Основные компоненты стратегии компании показаны на рис. 1.

 

 

Рисунок 1. Схема составляющих стратегии компании[2]

 

Схематически структура стратегического управления изображена на рис.  2.

Рисунок 2. Содержание стратегического управления

 

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. 

 

1.2. Современные методы  разработки стратегии

 

Лидером разработки стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хэмел и К. Прахалад разработали главные подходы к формированию стратегий, основные положения которых приведены в табл. 1.

Таблица 1   

Подходы к разработке стратегий

Разработчики

Основное содержание разработок

Стратегия

Эндрюс К.

SWOT-анализ

Экономическая

Портер М.

Пять сил конкуренции, типовые стратегии

Стратегия бизнеса

Хэмел Г., Прахалад К.

Ключевые компетенции

Стратегия лидерства

Информация о работе Стратегия развития предприятия на примере Березовского рудоуправления