Стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность предприятия на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика стратегического управления предприятием 7
1.1. Особенность стратегического менеджмента 7
1.2. Эффективность стратегического менеджмента 8
1.3. Недостатки и ограничения стратегического менеджмента 10
1.4. Этапы стратегического менеджмента 12
1.5. Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика 14
1.6. Стратегия предприятия и методы ее построения 18
1.7. Выбор приемлемого плана разработки стратегии предприятия 30
1.8. Оценка и контроль стратегии 31
Глава 2. Стратегическая деятельность предприятия 33
2.1. Особенности стратегической деятельности торговой сети «Грант» 33
2.2. Характеристика факторов внешней среды 34
2.3. Анализ поставщиков 37
2.4. Непосредственное окружение 38
2.5. Маркетинг 42
2.6. Кадры 42
2.7. Финансы и учет 43
2.8. Анализ внешней и внутренней среды торговой сети «Грант» 44
2.9. Выбор стратегии торговой сети «Грант» 46
Заключение 49
список литературы 53

Файлы: 1 файл

пример из чего брать.docx

— 78.97 Кб (Скачать)

     2. При анализе политических факторов  следует следить за соглашениями  по тарифам и торговле между  странами, протекционистской таможенной  политикой, направленной против  третьих стран, нормативными актами  местных органов власти и центрального  правительства, уровнем развития  правового регулирования экономики,  отношением государства и ведущих  политиков к антимонопольному  законодательству, кредитной политикой  местных властей, ограничениями  на получение ссуд и наем  рабочей силы.

     3. Руководство организации обязано  постоянно следить за технологической  внешней средой, чтобы не упустить  момент появления в ней изменений,  которые представляют угрозу  самому существованию организации.  Это особенно важно потому, что  изменения в технологической  внешней среде могут поставить  организацию в безнадежное положение  в условиях конкуренции. Анализ  технологической внешней среды  должен учитывать изменения в  технологии производства (особенно  важно не пропустить момент  начала создания принципиально  новых технологий), конструкционных  материалах, применении вычислительной  техники для проектирования новых  товаров и услуг, в управлении, изменения в технологии сбора,  обработки и передачи информации, в средствах связи. 

     4. Социальные факторы внешней среды  включают изменяющиеся общественные  ценности, установки, отношения,  ожидания и нравы. В условиях  экономической нестабильности именно  в социальной среде рождаются  многие проблемы, представляющие  большую угрозу для организации.  Чтобы эффективно справиться  с этими проблемами, организация как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.

     В нашей стране целый ряд факторов социальной среды приобрел особое значение. К ним относятся обостренные  национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в  защиту прав потребителей, изменение  роли управляющих в производстве и их социальных установок, изменение  общественных ценностей.

     5. Анализ международных факторов  приобрел большое значение для  отечественных организаций после  отмены государственной монополии  на внешнюю торговлю. Многие крупные  и средние организации активно  действуют или и собираются  действовать на международном  рынке. Поэтому руководство фирм  должно следить за ситуацией,  которая складывается в этом  обширном сегменте. Нужно отслеживать  политику правительств других  стран, предусматривающую усилия  по защите или расширению национального  рынка в целом или отдельных  отраслей. С учетом факторов внешней  среды стратегия организации,  может быть направлена на поиск  защиты у правительства против  иностранных конкурентов, укрепление  внутреннего рынка или на расширение  международной активности.

     После определения основных факторов макроокружения компании целесообразно провести их анализ. Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, полученная в ходе обсуждении и т.д., а также мнения и заключения экспертов.

1.7. Выбор приемлемого плана разработки  стратегии предприятия

 

     Проанализировав методы построения стратегии можно  сделать вывод, что не все из них  реализуемы в российских условиях. При выборе методов принимается  во внимание возможность получения  информации о ситуации в отрасли  и о положении конкурентов, а  также возможности проведения некоторых  видов анализа в рамках дипломной  работы.

     Отобрав наиболее приемлемые пути разработки стратегии, отражающие в полной мере ситуацию, в которой действует  компания, был составлен план анализа  деятельности предприятия и факторов окружающей среды, влияющих на его работу:

     1. Характеристика внешней среды  предприятия:

     - макросреды;

     - непосредственного окружения. 

     2. Характеристика внутренней среды  предприятия: 

     - общая информация о предприятии;

     - производство;

     - маркетинг;

     - кадры;

     - финансы. 

     3. SWOT - анализ, определение ключевых  факторов успеха (КФУ), построение  матрицы БКГ. 

     Результаты  этого анализа приводят к выработке  альтернативных стратегий работы предприятия  и принятию решения, по какому из путей  руководство организации должно направить свою деятельность для  получения наибольшего успеха.

1.8. Оценка и контроль стратегии

 

     Разработка  и последующая реализация стратегического  плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации  применяют метод «внедрить немедленно»  по отношению к планированию и  катастрофически проваливаются. Непрерывная  оценка стратегического плана имеет  чрезвычайное значение для долгосрочного  успеха плана.

     Оценка  стратегии проводится путем сравнения  результатов работы с целями. Процесс  оценки используется в качестве механизма  обратной связи для корректировки  стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом  разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз.

     При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:

     1. Является ли стратегия внутренне  совместимой с возможностями  организации? 

     2. Предполагает ли стратегия допустимую  степень риска? 

     3. Обладает ли организация достаточными  ресурсами для реализации стратегии? 

     4. Учитывает ли стратегия внешние  опасности и возможности? 

     5. Является ли эта стратегия  лучшим способом применения ресурсов  предприятия? 

     Оценка  и контроль реализации стратегии  являются логически завершающим  процессом, осуществляемым в стратегическом управ-лении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между  ходом процесса достижения целей  и собственно целями, стоящими перед  организацией.

     Основные  задачи любого контроля следующие:

     - определение того, что и по  каким показателям проверять; 

     - оценка состояния контролируемого  объекта в соответствии с принятыми  стандартами, нормативами или  другими эталонными показателями;

     - выяснение причин отклонений, если  таковые вскрываются в результате  проведенной оценки;

     В случае контроля реализации стратегий  эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что  стратегический контроль направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций.

     Стратегический  контроль сфокусирован на выяснении  того, возможно ли в дальнейшем реализовывать  принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам  стратегического контроля может  касаться как реализуемой стратегии, так и целей предприятия.

 

Глава 2. Стратегическая деятельность предприятия

2.1. Особенности стратегической деятельности  торговой сети «Грант»

 

     В качестве объекта исследования я  выбрала предприятие ООО «Тандем» торговой сети магазинов «Грант».

     Данное  предприятие занимается продажей бытовой  химии, косметики и парфюмерии.

     Магазин расположен по адресу: г. Зеленоград, ул. Красноармейская, 77.

     Предприятие торговой сети «Грант» было основано в 2004 г. в городе Зеленограде, а с 2006 года стали открываться филиалы  в других регионах России.

     Целью и предметом деятельности предприятия  является продажа товаров в розницу.

     ООО «Тандем» сеть магазинов «Грант»  занимает территорию 1000 метров в городе Зеленограде. На этой территории располагается 2-этажное административное здание. Предприятие имеет склад - привозной  продукции (товары бытовой химии, реализуемые  в магазинах «Грант»). Уставный капитал  ООО «Тандем» составляет 17 млн. руб.

     Руководство торговой сети «Грант» в целях  контроля за работой предприятия  и его сотрудников проводит различные  собрания и проверки, такие как:

     совет директоров (проводится 2 раза в неделю; обсуждаемая тема: стратегические планы  развития предприятия);

     планерка (проводится 2 раза в неделю; участвуют: генеральный директор, начальники всех отделов; обсуждаемая тема: текущая  деятельность предприятия);

     производственное  собрание (проводится 1 раз в 2 недели; участвуют: генеральный директор и  коммерческий директор, обсуждаемая  тема: развитие производства, разработка и внедрение новых видов продукции);

     На  предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает  план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности торговой сети. В его  обязанности входит также определение  оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.

     Стратегической  целью деятельности предприятия  является ежегодный рост продаж товаров  на 15%.

2.2. Характеристика факторов внешней  среды

 

     Любое предприятие находится и функционирует  в среде. Каждое действие предприятия  возможно только, если среда допускает  его осуществления. Но условия нахождения предприятия постоянно изменяются. Это обусловлено многообразием  отношений, складывающихся между ним  и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношении и составляет понятие внешней среды, которая во многом определяет характер деятельности предприятия. Для того чтобы определить стратегию поведения предприятия и провести ее в жизнь, необходимо иметь углубленное представление о внешней среде, о тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятием. Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается, как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находиться в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло  бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей.

     Для результативного изучения состояния  компонент макроокружения к организации  создается специальная система  отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как  поведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми  событиями, так и поведение регулярных (обычно раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации  внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных  способов. Наиболее распространенными  способами наблюдений являются:

     - анализ материалов опубликованных  в периодической печати;

     - анализ опыта деятельности предприятия;

     - изучение мнения сотрудников  организации;

     - проведение собраний и обсуждений  внутри организации. 

     Изучение  компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они  пребывали или пребывают сейчас.

     Важно также вскрыть тенденции, которые  характерны для изменения состояния  отдельных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и  какие возможности могут открыться  перед ней в будущем.

     Система анализа макроокружения дает необходимый  эффект: если она поддерживается макроокружения, тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые  в состоянии проследить связь  между данными о состоянии  макроокружения и стратегическими  задачами организации и оценить  эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

     Изучение  непосредственного окружения организации  направленно на анализ состояния  тех составляющих внешней среды, с которыми организация находиться в непосредственном взаимодействии.

Информация о работе Стратегия предприятия