Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:16, курсовая работа
Деятельность предприятия на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика стратегического управления предприятием 7
1.1. Особенность стратегического менеджмента 7
1.2. Эффективность стратегического менеджмента 8
1.3. Недостатки и ограничения стратегического менеджмента 10
1.4. Этапы стратегического менеджмента 12
1.5. Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика 14
1.6. Стратегия предприятия и методы ее построения 18
1.7. Выбор приемлемого плана разработки стратегии предприятия 30
1.8. Оценка и контроль стратегии 31
Глава 2. Стратегическая деятельность предприятия 33
2.1. Особенности стратегической деятельности торговой сети «Грант» 33
2.2. Характеристика факторов внешней среды 34
2.3. Анализ поставщиков 37
2.4. Непосредственное окружение 38
2.5. Маркетинг 42
2.6. Кадры 42
2.7. Финансы и учет 43
2.8. Анализ внешней и внутренней среды торговой сети «Грант» 44
2.9. Выбор стратегии торговой сети «Грант» 46
Заключение 49
список литературы 53
Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А, зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.
Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и эффективное функционирование в будущем. Прибыль никогда не может провозглашаться главной целью организации, потому что прибыль сугубо внутренняя проблема, хотя и очень важная.
Ответственность
за формирование миссии лежит на высшем
руководстве и не может быть делегирована.
Миссия может отражаться в документах,
имеющих особую важность для организации
(например, бизнес-плане, годовом отчете
предприятия; или в выступлениях
руководителей перед
Отметим два важных момента:
1.
Формулировка миссии не должна
зависеть от текущего
2. Миссия не должна приобретать окаменелые раз и навсегда
установленные формы. Вместе с ростом и изменением потребностей, по мере открывающихся новых возможностей организации могут пересматривать миссию.
Сейчас нет каких-либо четких правил, которые следовало бы применять при выработке миссии организации. Основными определителями границ сферы деятельности могут служить товары технологии.
Последние десятилетия считается, что характеристика предприятия со стороны рыночной деятельности оказывается точнее и полнее, нежели его характеристика с товарной или технологической точки зрения. Товары и технологии, в конечном счете, устаревают, тогда, как основные нужды остаются неизменными.
Рассматривая
миссию фирмы с точки зрения определения
основных потребностей потребителей и
их эффективного удовлетворения, руководство
фактически создает клиентов для
поддержки организации в
Полезным и простым инструментом формирования миссии является модель Эйбелла. Согласно Эйбеллу, границы сферы деятельности компании могут быть определены по трем измерениям:
-
Каковы потребности, функции
Каковы различные группы потребителей, которых нужноудовлетворять,(кто) ?
-
Каковы существующие
При разработке миссии руководство должно стремиться, чтобы миссия не получилась слишком узкой или слишком широкой. Уже в 60-е годы стало очевидно, что узкая миссия является ограничивающей. Многие организации с сужеными сферами деятельности перестали существовать. Например, «руководители железных дорог предполагали, что занимаются железнодорожным бизнесом. В действительности же они занимались бизнесом создания ценности при перевозках людей и грузов. Этим же занимались водители грузовиков и авиакомпании. Их жесткая конкуренция при некотором содействии государственной политики погубила железные дороги». Для организаций опасна и широкая миссия. В идеале миссия должна быть сформулирована в терминах достаточно конкретных, чтобы дать практические направления деятельности, и в то же время - достаточно широких, чтобы стимулировать творческий подход, например, в отношении возможностей расширения производимого ассортимента или диверсификации в смежные отрасли.
Хорошо сформулированная миссия имеет реальную управленческую ценность. Во-первых, разработка миссии позволяет высшему руководству компании, по образному выражению Р. Фалмера, "взглянуть на свой бизнес с высоты птичьего полета". Без этого долгосрочная конкуренция невозможна. Подобный обзор бизнеса не только помогает организационной подготовке будущего, но и способствует гибкости менеджмента.
Во-вторых, четкая миссия предотвращает разброс усилий менеджеров среднего уровня и способствует направлению их действий в единое русло, помогает выработке единой позиции, способствующей укреплению фирменной культуры.
В-третьих,
хорошо проработанная миссия позволяет
сотрудникам фирмы
Мотивационное влияние миссии на сотрудников подтверждено в целом ряде исследований. В-четвертых, миссия способствует созданию цельного образа фирмы, объясняя, какую экономическую и социальную роль в обществе фирма стремится играть.
Цели
устанавливаются на основе миссии,
предпочтениях высшего
Важность и необходимость формирования целей в организациях объясняется тем, что без них становится вообще невозможным управление. Цель придает осмысленность любым действиям. Общая логическая цепь здесь такова: цель - задачи подразделений - планы - задания исполнителям - функции (работы) - контроль за исполнением.
Трудно
точно выделить области, в которых
руководству следует определять
цели. Почти каждый автор имеет
собственный перечень. Так, А. Райа выделяет
10 областей для установки целей:
прибыльность, рынки, производительность,
продукция, финансовые ресурсы, производственные
мощности и здания, исследования, организация,
человеческие ресурсы, социальная ответственность.
Предполагается, что этот перечень
не является всеобъемлющим, какой-нибудь
конкретной организации может
Многочисленные цели фирмы могут быть классифицированы по нескольким признакам:
1.
По горизонту планирования
2.
По характеру целей и
-
Финансовые цели - могут быть заданы
относительно объема прибыли,
дохода на инвестированный
Финансовые
цели, по мнению большинства авторов,
являются приоритетными. Котлер предлагает
начинать процесс разработки организационных
целей с установления финансовых
целей, из которых выводятся
1. Определить желаемый уровень чистой прибыли и рассчитать размер продаж, необходимый для достижения этого результата;
2.
С учетом ожидаемого
Правильно сформулированные цели организации должны быть:
-
конкретными - означает, что при
определении цели необходима
точность отражения ее
-
измеримыми - означает, что цель должна
быть представлена
-
достижимыми - означает, что цели
должны быть реальными, не
-
согласованными - означает, что цели
следует рассматривать не
-
приемлемыми - означает, что необходимо
учитывать потребности,
-
гибкими - означает необходимость
внесения корректировок по
Для облегчения коммуникации цели должны быть представлены в письменной форме.
Сочетание указанных требований представляет собой сложную задачу, так как некоторые из них противоречивы (например, конкретность отвергает гибкость). Противоречивость можно устранить, если учитывать и анализировать единичные, двойные и др., влияния каждого из требований. Практически это сводится к установлению важности каждого из требований.
Следующим этапом разработки стратегии является анализ внутренней и внешней среды предприятия.
Любая
организация находится и
Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого, функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Организация
находится в состоянии
Для
того чтобы определить стратегию
поведения организации и
Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред; макроокружение, непосредственное окружение и внутренняя среда.
Макроокружение
создает общие условия, в которых
действует предприятие, определяя
для него и других предприятий
границы допустимого и
Макроокружение
по отношению к предприятию
-
как причина и условие
-
как предпосылка, вызывающая
Состав макроокружения, групп факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации, приводятся ниже.
1.
При анализе экономических