Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики в настоящее время подтверждена трудами ряда ведущих российских экономистов, которые во главу высокой эффективности производственно-экономической и торговой деятельности предприятия ставят прежде всего эффективную систему стратегического планирования
Цель выполнения настоящей работы – изучение стратегического планирования в организации, его целей, методики разработки и реализации в реальном управлении.

Файлы: 1 файл

KURSAWA.docx

— 92.87 Кб (Скачать)

Основными компонентами реализации плана являются: тактика, политика, процедуры, правила.

Тактика. Краткосрочная стратегия называется тактикой. Это краткосрочные текущие планы, в которых детализируются крупные стратегические цели.

Характеристика тактических планов:

  1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии.

  1. В то время как стратегия почти всегда вырабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена.

  1. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.

  1. В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

Политика. Представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать. В рамках разработки политики предусматривается поддержание традиций, формирование благоприятного социально-психологического климата, создание равных возможностей в удовлетворении потребностей.

Процедуры. Разрабатывают в дополнение к политике. Описывают действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Процедуры представляют собой запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо». Процедуры обычно описывают последовательность действий для повторяющейся конкретной ситуации. Она ограничивает для исполнителя свободу действий. (Например, быстрая доставка литературы основывается на продуманных технологических процедурах, оптимальной совокупности процессов и операций).

Правила. Разрабатываются тогда, когда для реализации стратегических целей требуется высокая степень подчинения, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами. Точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

Ни один план не осуществляется в точности так, как было задумано. Меняющиеся внешние условия, получение организацией дополнительных ресурсов, несоответствие полученных результатов ожидаемым и т.д. требуют от организации осуществления текущего мониторинга изменений и корректировки плана. В данном разделе необходимо пояснить, каким образом будет отслеживаться изменение ситуации и как предполагается на это реагировать.

Оценка действий. Может быть разработан инструментарий качественного или количественного анализа запланированных действий. Необходимо предусмотреть серию опросов с целью изучения информированности населения о действиях организации, а также оценки организации реальными и потенциальными пользователями.

Эффективность программ. Необходимо заранее предусмотреть, чего вы ожидаете от реализации той или иной программы, проекта.

В разделе «Бюджет» необходимо прокомментировать все возможные источники доходов и предполагаемые расходы. Необходимо указать, как и кем будет осуществляться контроль за расходованием средств. Весь процесс составления бюджета можно разделить на четыре этапа:

  • Объявление высшим руководством общих целей организации. Наиболее важным здесь является прогнозируемый уровень развития организации.

  • Подготовка отделами и подразделениями оперативных смет. Они должны быть рассчитаны на законченный период времени (6 месяцев или год).

  • Анализ и проверка руководством предложений по бюджету. Корректировка отделами предложенных смет в соответствии с указаниями руководства. Распределение руководством ресурсов внутри организации.

  • Подготовка итоговых бюджетов, где дается постатейный учет ресурсов и использования фондов. Окончательно эти расчеты сопоставляются с производительностью конкретного работника или отдела, чтобы определить возможности руководства выполнить контрольные показатели.

Структура стратегического плана может быть самой разнообразной. Единой строгой модели такого документа не существует. Однако есть моменты, которые являются общими для большинства планов7.

Перспективный план может быть комплексным, затрагивающим все основные направления деятельности организации, или представлять собой долгосрочную программу развития по одному, двум наиболее принципиальным направлениям.

Какова же структура стратегического плана?

Вводная часть дает краткие сведения об организации, представляет миссию организации, ее стратегические цели. Здесь же характеризуются внешние факторы, влияющие на деятельность. Анализируются ее внутренние ресурсы, возможности. Дается обоснованный выбор стратегии развития.

Затем следует один из основных разделов плана, где собственно представляется стратегический план действий организации. Здесь необходимо предусмотреть все действия, направленные на решение стратегических целей. Этот раздел плана делится на главы, каждая из которых посвящена определенному направлению деятельности организации.

В следующем разделе можно заранее прописать тактику выполнения стратегического плана, прописать все правила и процедуры.

Отдельным разделом стратегического плана должен быть представлен бюджет с комментариями отдельных статей.

2.2. Стратегическое планирование в  ООО «Стройком»

 

ООО «Стройком» занимается возведением жилых массивов и выпуском светопрозрачных конструкций. Преимущества в праве возведения жилых помещений очевидны, поэтому рассмотрим конкурентные преимущества светопрозрачных конструкций.

 

 

К конкурентным преимуществам можно отнести:

1. Качество обслуживания. Это касается не только вежливого  обращения с заказчиком, но и своевременного изготовления заказа, качественной установки, постпродажного обслуживания.

2. Цена. ООО «Стройком»  держит одни из самых низких  цен среди производителей пластиковых  окон из профиля «Тиссен».

3. Срок выполнения заказа  составляет 3 дня. В иных фирмах  эта Пластиковое окно достигает 7-10 дней.

4. Собственное производство. ООО «Стройком» является производителем окон. Ни для кого не секрет, что в последнее время на Омском рынке пластиковых окон появилась масса дилеров: фирм, которые принимают заказ от клиента, потом едут к производителю, заказывают окно непосредственно у него и реализуют его конкретному заказчику с определенной накруткой.

5. Наличие постоянных  заказчиков. К таким заказчикам  относятся корпоративные клиенты: Стройкомные организации.

6. Отлаженная схема производства.

Комплектующие для окон, в т.ч. водоотливы, приобретаются у сторонних организаций.

Данный факт свидетельствует об упущенной выгоде, поскольку потреблять товар, производимый в собственном цехе в достаточном количестве, дешевле, нежели купленный в других фирмах

 

 

 

К тому же можно предложить новый товар на рынок.

 

Темпы роста рынка

Высокий

«Трудный ребенок»

«Звезда»

 

 

 

   
 

10%

     

Низкий

 

 

 

   
 

«Собака»

«Дойная корова»

 
 

0

низкая

высокая

Относительная доля рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичный путь развития

 

 

Основные направления эффективных финансовых потоков


 

 

Рисунок 2 -  Матрица «БКГ»

 

 

В виду того, что в нашем распоряжении имеются данные по деятельности ООО «Стройком», нами будет приведена матричная модель портфельной стратегии Бостонской консалтинговой группы.

Рассчитаем относительную долю рынка8

Выручка ООО «Стройком» за последний год от продажи окон составила 2 000 000 рублей. Выручка по отрасли от продаж – 50 000 000 рублей. Таким образом, очевидно, что доля рынка ООО «Стройком» - 4%. Весьма неплохо для отрасли, насчитывающей порядка 150 фирм в городе с миллионным населением. Темп роста рынка средний. Доля рынка высокая.

Продукция имеет статус «Дойные коровы».

   Поскольку водоотливы неразрывно связаны с продажей окон, их производство целесообразно, а новая продукция также займет аналогичный статус в портфеле продукции.

В данном случае целесообразно будет внедрение стратегии горизонтальной диверсификации, в частности, открытие цеха по изготовлению водоотливов представляется приемлемым вариантом развития организации. Это позволит сократить издержки, так как организации приходится закупать изготовленные водоотливы у других фирм.

Разработка и реализация существующей стратегии горизонтальной диверсификации должна осуществляться на практике. ООО «Стройком» решило наладить выпуск водоотливов и уже заключает договор на поставку оборудования со специализирующимися в данном сегменте рынка фирмами.

Планируется открытие нового цеха и выделение отдела, сотрудники которого будут заниматься данными вопросами.

Водоотливы будут изготавливаться не только для собственного потребления, но и на продажу другим фирмам, которые в силу различных обстоятельств не могут обеспечить производство данных изделий собственными силами.

В настоящее время созываются регулярные совещания, на которых обсуждаются сроки приобретения оборудования, вопросы Стройкомства нового цеха и набора персонала.

Открытие производства планируется в марте 2009 года и должно обеспечить не только 100% потребностей самой организации, но и нескольких фирм, занимающихся Стройкомством зданий.

Основные факторы, обуславливающие выбор данной стратегии диверсифицированного роста следующие:

  • текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса;

  • новый бизнес может вызвать синергический эффект

  • могут быть привлечены новые квалифицированные служащие либо же лучше использован потенциал имеющихся менеджеров.

Немаловажным фактором является то, что рынки сбыта основной продукции и планируемой – одни и те же.

Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. В частности, это касается того, как руководство фирмы воспринимает различные рыночные возможности, какие сильные стороны своего потенциала фирма намеревается задействовать, какие традиции в области стратегических решений существуют на фирме, и т.д. Фактически можно сказать, что сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий9.

В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к поставленной цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении ее на верхнем уровне управления организацией. Для уровня, находящегося ниже в организационной иерархии, стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок.

Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта.

В виду того, что ООО «Стройком» дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли, то ее реализация, в частности, открытие цеха по изготовлению водоотливов, представляется приемлемым вариантом развития организации

В результате проведенного анализа стало очевидным, что организации необходимо применять стратегию горизонтальной диверсификации, в частности, открыть цех по производству такого сопутствующего в оконном бизнесе товара, как водоотливы.

Реализация данной стратегии имеет ряд преимуществ, главным из которых является уже имеющийся рынок сбыта. Немаловажным является сокращение собственных издержек: сделать самостоятельно дешевле, нежели купить.

Данный товар также можно реализовать на рынке пластиковых окон иным фирмам, у которых нет своего производства.

Следует заметить, что руководство давно планировало расширить ассортимент предлагаемых к реализации товаров.

Информация о работе Стратегическое планирование