Стратегическое планирование развития строительной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость разработки стратегии бизнеса в строительстве – это объективная реальность, связанная со становлением рыночных отношений в нашей стране. Все в большей мере строительная организация становится зависимой от факторов внешней среды, прямо или косвенно влияющих на возможности ее успешного развития. Поэтому для строительной организации жизненно необходимым становится умение анализировать и оценивать потенциал спроса на свою продукцию, внутриотраслевую структуру и силу конкуренции, привлекательность отрасли для бизнеса, собственные сильные и слабые стороны, свои конкурентные преимущества. От этого зависит выбор эффективной стратегии организации – генерального направления деятельности, распределения приоритетов и ресурсов на длительную перспективу.

Файлы: 1 файл

основы менед.docx

— 121.62 Кб (Скачать)

Доля рынка каждого конкурента определена как отношение объема продаж продукции (в натуральном выражении) данного конкурента к размеру рынка, т.е. к суммарному объему продаж всеми конкурентами по исходным данным табл. 1И

Таблица 3.8

Динамика долей рынка

Показатели

Конкуренты

1

2

3

4

5

Доля рынка                  Х0  год

0,229

0,304

0,133

0,154

0,179

Х–1  год

0,301

0,187

0,167

0,171

0,174

Х–2  год

0,221

0,259

0,140

0,215

0,165

Темп роста доли          Х0  год

0,76

1,62

0,80

0,91

1,03

Х–1  год

1,36

0,72

1,20

0,79

1,05

Места конкурентов     Х0  год

2

3

5

4

1

Х–1  год

3

2

5

4

1

Х–2  год

1

3

4

2

2


 

Оценим количественно напряженность конкуренции с помощью индекса смещения долей (ИС), который показывает степень изменения долей конкурентов в каком-либо году. Он определяется как произведение отношения долей смежных годов всех конкурентов. При этом всегда берется отношение большей доли к меньшей.

Минимальное значение этого индекса единица. Чем он больше, тем выше колебания долей, а значит и напряженность конкурентной борьбы.

Для Х0: ИС=(0,301/0,229).(0,304/0,187).(0,167/0,133).(0,171/0,154).(0,179/0,174)=3,04.

Для Х1:

ИС=(0,301/0,221).(0,259/0,187).(0,167/0,140).(0,215/0,171).(0,174/0,165)=2,98.

Вычислим индекс Херфиндала–Хиршмана (ИХХ), по значению которого можно установить тип рынка. ИХХ равен сумме квадратов долей всех конкурентов (в процентах). Минимальное значение индекса наблюдается при равномерном распределении долей между пятью конкурентами ИХХ = 5 . 202  = 2000. Чем больше индекс, тем больше концентрация рынка. Для Х0 года:

ИХХ0  = 22,92+30,42+13,32+15,42 +17,92 =2183

ИХХ-1=30,12+18,72+16,72+17,12 +17,42=2130

ИХХ-2=22,12+25,92+142+21,52 +16,52=2090

Значение показателя за этот год, также как и за предшествующие годы, мало отличается от минимального, но больше 1500. Отсюда можно сделать вывод, что на рынке олигополистическая конкуренция с присущими ей особенностями.

Таблица 3.9

Показатели рынка

 

 

Годы

 

 

 

ИХХ

 

 

 

ИС

 

Рентабельность, %

Цена 1 м2,

тыс. р.

Загруженность ПМ, %

Средняя

Размах

Средняя

Размах

Средняя

Размах

Х0

2183

3,04

17,13

7,6–23,1

18,38

17,14-19,27

93,3

90,2–95,2

Х–1

2130

2,98

23,67

24,1–26,3

17,96

16,38-19,68

Х–2

2090

17,9

24,9-29,2

16,78

14,83-19,52


 

3.4. Оценка привлекательности  отрасли

Таблица 3.11

Факторы текущей привлекательности отрасли

Фактор

Оценочная характеристика фактора

Балльн. оценка

1. Возможность поддержания уровня  продаж

По объему спроса рынок жилья «А» средний (табл. 2.7), доля рынка высокая   (табл. 3.8), балл 5.

5

2. Возможность  поддержания уровня прибыльности

Уровень рентабельности увеличивается и выше среднеотраслевого (табл. 3.3),  балл максимальный

5

3. Возможность снижения издержек

Структура себестоимости (табл. 1И) лучше среднеотраслевой, но незначительно,  балл 3–4

3,5

4. Возможность сохранения стабильного положения

В конкуренции за долю рынка места за три года: 2–3–1 (табл. 3.8),  балл ближе к 3

3


Производим  парное сравнение факторов по степени важности с использованием девятибалльной шкалы интенсивности МАИ.

Таблица 3.12

Параметры текущей привлекательности отрасли

Факторы

Значения парной оценки факторов

П

по строке

Нормированный вес

Балльная оценка

1

2

3

4

1

1

3

5

7

105,000

3,201

0,564

4,5

2

1/3

1

3

5

5,000

1,495

0,263

5

3

1/5

1/3

1

3

0,200

0,668

0,118

3,5

4

1/7

1/5

1/3

1

0,010

0,312

0,055

4

Итого

5,678

1,000

4,46


Также как и в предыдущем случае, только предварительно прогнозируя оценочные характеристики, обосновываем и выставляем каждому фактору балл от 1 до 5 (табл. 3.13).

Таблица 3.13

Факторы перспективной привлекательности отрасли

Фактор

Оценочная характеристика фактора

Оценка

1. Возможности снижения  себестоимости продукции

При сохранении уровня  материальных затрат ниже среднеотраслевого (табл. 1И) и второй позиции в отрасли по эффекту опыта и масштаба,  балл 4

4

2. Возможности агрессивной ценовой политики (снижения цены продукции)

При текущей цене продукции ниже среднеотраслевой (табл. 2.12), но при самом высоком уровне рентабельности, возможность выше среднеотраслевой,  балл 3–4

3,5

3. Возможность поглощения конкурента

Сохранив лидерство в стратегической  группе № 3,  может поглотить конкурента 3, (вероятнее, чем конкурент 3»),  балл 4

4

4. Возможность использования стратегий фокусирования и дифференциации

При вероятном поглощении конкурента 3, увеличении затрат на инновации возможность стратегий  станет намного выше среднеотраслевой,  балл  4

4


Далее повторяем те же шаги алгоритма МАИ и в итоге получаем заполненную табл. 3.14.

Таблица 3.14

Параметры перспективной привлекательности отрасли

Факторы

Значения парной оценки

факторов

П

по строке

Нормированный вес

Балльная оценка

1

2

3

4

1

1

3

4

5

60,000

2,783

0,545

4

2

1/3

1

2

3

2,000

1,189

0,233

3,5

3

1/4

1/2

1

2

0,250

0,707

0,138

4

4

1/5

1/3

1/ 2

1

0,033

0,427

0,084

4

Итого

5,107

1

3,88


 

 

 

 

 

 

4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ

4.1. SWOТ-анализ

Оценку внутренней среды фирмы – ее силу и слабость, а также внешних возможностей и угроз обычно называют SWOT-анализ.

Таблица 4.1

SWOT-анализ для конкурента 1

            Внешняя

            среда

 

 

 

 

Внутренняя

среда

O           Возможности

1. Отсутствие резких изменений  во внешней среде (экономической, политической и т.д.)

2. Отсутствие острой конкуренции  на рынке

3. Вхождение в сильную стратегическую  группу

T                    Угрозы

1. Наличие конкурента-лидера № 2

2. Обострение конкурентной борьбы  на стадии насыщения

3. Невысокий потенциал спроса (3,2 года – равен среднестатистическому)

S Сильные стороны

1. Сильная конкурентная позиция по доле рынка, рентабельности и цене продукции

2. Вертикальная интеграция (собственное производство отделочных  и стеновых материалов)

3. Горизонтальная интеграция с  финансовыми структурами (получение  краткосрочных кредитов)

SO Реализация возможностей

1. При стабильной внешней среде  и невысокой конкуренции можно стать лидером отрасли по доле рынка за счет вытеснения более слабых конкурентов

2. При вхождении в  сильную стратегическую группу  можно повысить имидж фирмы, более  успешно продолжить процессы  интеграции, сохранить или увеличить  число своих покупателей

ST Избежание угроз

1. Конкурент-лидер № 2 находится  в другой стратегической группе  и конкуренции не составит, тем  более при усилении конкурентных  преимуществ фирмы

2. При обострении конкурентной  борьбы фирма имеет возможность  вытеснения с рынка более слабых  конкурентов №3, 5

3. Невысокий потенциал  спроса может быть компенсирован  занятием ниши – строительство  в отдаленных районах

W Слабые стороны

1. Непрестижный район  застройки

2. Среднее качество планировки  и отделки

3. Низкие отчисления  на исследования и маркетинг

4. Нет профильной диверсификации (строительство культурно-бытовых  объектов)

WO Упущенные возможности

1. Недостаточное использование  маркетинговых мер и результатов  исследований на стабильной стадии, при стабильной внешней среде  – это упущенная прибыль и ослабление конкурентной позиции

2. При невысокой конкуренции  профильная  интеграция позволила  бы привлечь потребителей из  других сегментов рынка, тем самым  увеличить долю рынка

3. Среднее качество жилья может пошатнуть имидж фирмы, как представителя сильной стратегической группы

WT Опасное сочетание

1. Слабые стороны не  усугубят положение фирмы по  отношению к конкуренту-лидеру  № 2

2. В условиях обострения ценовой  конкуренции фирма не сможет  понизить цену своей продукции  без значительных потерь, ввиду  низкого использования новых  технологий и разработок

3. При низком потенциале спроса, невысокое качество планировки  и отделки могут привести к  сокращению числа покупателей  продукции  фирмы


SWOT-анализ очень похож на составление стратегического баланса: сильные стороны – это активы компании в конкурентной борьбе, а ее слабые стороны – пассивы.

4.2. Оценка конкурентного  преимущества фирмы

В теории менеджмента соотношение силы и слабости конкурентной позиции фирмы определяют чаще всего с помощью комплексной характеристики – конкурентное преимущество фирмы.

Под конкурентоспособностью (КС) фирмы понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или среднестатистической, а в общем виде – как эффективность функционирования фирмы в краткосрочном периоде. Конкурентный потенциал (КП)  фирмы – это ее потенциальная возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде.

Конкурентное преимущество фирмы (КПФ) – будем рассматривать как величину интегральную по отношению к конкурентоспособности и конкурентному потенциалу.

Сначала рассматриваем факторы, характеризующие сильные и слабые стороны фирмы в табл. 4.1. Отбираем из них 4–5, представляющих собой КФУ. При недостатке таковых используем приведенный выше перечень факторов. Сильные стороны фирмы представляют четыре фактора. Первые три (высокая рыночная доля, высокая рентабельность, низкая цена 1 м2 жилья), безусловно, представляют КФУ, обеспечивающие доминирующее положение конкурентов № 1 и № 2 (табл. 3.3 и 3.8). Учитываем также предпочтения двух основных групп покупателей № 1 (низкая цена жилья) и № 4 (высокое качество жилья).

Таблица 4.2

Факторы текущего конкурентного преимущества  фирмы

   Фактор

       Оценочная характеристика  фактора

   Оценка

1. Рыночная доля

20 % – один из лидеров отрасли (2-е место по доле рынка, табл. 3.8)

4

2. Качество жилья

По планировке и отделке, обеспеченности коммунальными услугами 2-е место (табл. 1И)

4

3. Цена 1м2

Средняя цена на продукцию (табл. 3.3)

4

4. Рентабельность

18,6 % – средний уровень рентабельности, табл. 3.3)

4


Для количественной оценки КПФ используем метод МАИ.

 

Таблица 4.3

Параметры текущего конкурентного преимущества фирмы

Факторы

Значения парной оценки

П

по строке

Нормированный вес

Взвешенная оценка

1

2

3

4

1. Рыночная доля

1

2

4

6

48,000

2,632

0,513

2,05

2. Качество жилья

1/2

1

2

4

4,000

1,414

0,275

1,10

3. Цена 1м2

1/4

1/2

1

2

0,250

0,707

0,138

0,55

4. Рентабельность

1/6

1/4

1/2

1

0,021

0,380

0,074

0,3

Итого

5,133

1,000

4,0

Информация о работе Стратегическое планирование развития строительной организации