Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 10:25, курсовая работа
Необходимость разработки стратегии бизнеса в строительстве – это объективная реальность, связанная со становлением рыночных отношений в нашей стране. Все в большей мере строительная организация становится зависимой от факторов внешней среды, прямо или косвенно влияющих на возможности ее успешного развития. Поэтому для строительной организации жизненно необходимым становится умение анализировать и оценивать потенциал спроса на свою продукцию, внутриотраслевую структуру и силу конкуренции, привлекательность отрасли для бизнеса, собственные сильные и слабые стороны, свои конкурентные преимущества. От этого зависит выбор эффективной стратегии организации – генерального направления деятельности, распределения приоритетов и ресурсов на длительную перспективу.
Расчет реального спроса (прогноз). Сначала, используя данные о долях Д0 и Д2 покупателей по каждой группе из табл. 2И (потребителей, собирающихся приобретать жилье в течение года) рассчитывают их число по группам, умножая количество потребителей в районе на эти доли (табл. 2.6)
Таблица 2.6
Численность групп покупателей
Группы |
Число семей |
1 |
3150 |
2 |
910 |
3 |
980 |
4 |
1925 |
5 |
350 |
Всего |
7315 |
Расчет реального спроса выполняется аналогично расчету потенциального спроса, т.е. перемножаются данные табл. 2.6, 2.3 на доли платежеспособных потребителей (Д3) из табл. 2И. Результаты заносятся в табл. 2.7.
Таблица 2.7
Структура реального спроса (число семей)
Группа |
А |
Б |
В |
Г |
Сумма |
1 |
511 |
231 |
0 |
0 |
743 |
2 |
142 |
202 |
54 |
0 |
398 |
3 |
28 |
191 |
210 |
0 |
429 |
4 |
0 |
324 |
588 |
0 |
901 |
5 |
5 |
57 |
141 |
73 |
277 |
Всего |
675 |
1006 |
993 |
73 |
2746 |
Теперь в табл. 2.7 сумма по столбцам определяет реальный спрос – количество покупателей (квартир) конкретного типа жилья. В завершение определяется потенциал спроса в годах (табл. 2.8), путем деления показателя потенциального спроса (табл. 2.5) на показатель реального спроса (табл. 2.7). Потенциальный спрос определяет емкость рынка, потенциал его развития. Так для рынка жилья типа «А» потенциальный спрос составил 2948 квартиры, реальный спрос – 595 квартир. Потенциал спроса: 2948 / 595 = 5 лет. Самую высокую долю в потенциальном спросе имеет группа покупателей № 1 – 2502 квартир, а вот в реальном спросе – группа № 1 – 145 квартир. На это и будет ориентироваться в последующем анализе.
Таблица 2.8
Потенциал спроса (в годах)
Группы |
А |
Б |
В |
Г |
Всего |
1 |
5,6 |
5,6 |
0,0 |
0,0 |
5,6 |
2 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
0,0 |
3,1 |
3 |
0,0 |
1,4 |
1,4 |
0,0 |
1,4 |
4 |
0,0 |
2,7 |
2,7 |
0,0 |
2,7 |
5 |
0,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Всего: |
5,0 |
2,7 |
2,2 |
1,0 |
2,9 |
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ
Рассмотрим на примере порядок расчета отраслевых показателей и определения стадии жизненного цикла рынка (рынок жилья «Б»). Сначала определим и сопоставим объем продукции на рынке в стоимостном выражении за последние три года на основе исходных данных табл. 1. Предварительно необходимо перевести объемы СМР в уровень цен Х0 года с учетом индекса инфляции (4 %). Для этого объемы Х–1 года умножаются на коэффициент 1,04, а объемы работ Х–2 года на коэффициент 1,042 (табл. 3.1). Суммарный объем продукции конкурентов определяет объем рынка. Из табл. 3.1 видно, что объем рынка растет с течением времени. Но вклад конкурентов различен. У конкурентов 1 и 2 в Х0 году заметно увеличились объемы продукции, у остальных конкурентов – уменьшились.
Таблица 3.1
Объемы продукции в ценах Х0 года, млн р.
Показатели |
Конкуренты
Конкуренть 1
|
Всего | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Х0 год |
276,48 |
383,4 |
159,84 |
173,07 |
208,98 |
1201,77 |
Х–1 год |
294,84 |
194,6 |
185 |
194,6 |
204,7 |
1073,78 |
Х–2 год |
190,11 |
227,2 |
148,35 |
173,47 |
173,47 |
912,6 |
Занесем итоговые показатели табл. 3.1 и показатели объема рынка в натуральном выражении (тыс. м2) из табл. 1И в расчетную табл. 3.2. Определим прогнозные показатели на Х+1 год для этой таблицы (рынок жилья «А»):
– количество квартир (табл. 2.7)..………….………………. 1422;
– объем рынка в натуральном выражении (произведение количества квартир и средней площади квартиры по Х0 году из табл. 1)..............…………... 1422 . 49,2 / 1000 =70 тыс. м2;
– средняя цена 1 м2 жилья – принимаем цену Х0 года по данным табл. 1 (объем продукции в млн р. делим на тыс. м2 в графе «всего») ……………...…………1201,77 / 65,4 = 18,4 тыс. р.;
– объем рынка в стоимостных показателях (произведение объема рынка и цены 1 м2)………………70 . 18,4 = 1288 млн р.
Оценим темпы роста рынка и изменения в темпах роста (начиная с Х–1 года) с помощью показателей: темп роста рынка и коэффициент динамики темпов роста рынка. Темп роста рынка в каждом году определим отношением объема продукции данного года к объему продукции предыдущего года как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Темп роста в Х–1 году:
в натуральных показателях: 109,9 % = 59,8 / 54,4 . 100 %,
в стоимостных показателях: 117,6 % = 1073,78 / 912,6 . 100 %.
Аналогично определяем темп роста в последующие годы и заносим (через дробь) в табл. 3.2.
Коэффициенты динамики темпов роста определяем отношением темпов роста в текущем году к темпам роста прошлого года, также по два коэффициента, начиная с Х–2 года.
Коэффициент динамики в Х–2 году:
по натуральным показателям: 0,99 = 109,4 % / 109,9 %,
по стоимостным показателям: 0,95= 111,9 % / 117,6 %.
«Натуральные» темпы роста и коэффициенты динамики (рассчитанные по размеру рынка в натуральном выражении) далее используем в качестве основных, «стоимостные» (рассчитанные по размеру рынка в стоимостном выражении) – будем применять в качестве дополняющих.
Таблица 3.2
Показатели объемов и динамики рынка
Год |
Объем рынка, тыс. м2 |
Объем рынка, млн р. |
Темп роста рынка, % натур/стоим |
Коэффициент динамики натур/стоим |
Стадия жизненного цикла |
Х–2 |
54,4 |
912,6 |
– |
– |
– |
Х–1 |
59,8 |
1073,78 |
109,9/ 117,6 |
– |
Рост |
Х 0 |
65,4 |
1201,77 |
109,4/ 111,9 |
0,99 / 0,95 |
Развертывание |
Х+1 |
70 |
1288 |
107/ 107,2 |
0,97 / 0,96 |
Зрелость |
Прогноз на Х+3 год |
– |
– |
Постепенное сокращение, замедление роста рынка |
Насыщение |
Проанализируем полученные показатели. Темп прироста рынка в Х–1 году более чем в 1 раз превышает прирост ВНП (9,9 % >> 8 %), что характерно для стадии роста. В Х0 году темп прироста рынка все еще в 1 раз превышает прирост ВНП (9,4%>8 %), но коэффициент динамики меньше единицы (0,99<1), что означает замедление роста рынка (см. вставку 3.1). Таким образом, в Х0 году рынок, скорее всего, вступил в стадию развертывания. По прогнозу, в Х+1 году темп прироста рынка составит 7%, что близко к 8 % и характерно уже для стадии зрелости. Коэффициент динамики («натуральный») в Х+1 году почти такой же, как и в предыдущем году. Дополнительные признаки – размеры отчислений на НИОКР и маркетинг (см. табл. 1) еще в Х0 году были малы для стадии развертывания и более подходящими для стадии зрелости. Таким образом, можно предположить, что в Х+1 году рынок вступит в стадию зрелости.
3.2. Продукция и позиции конкурентов на рынке
Для построения карты стратегических групп на рынке «Б» сначала очертим круг характеристик конкурентов и продукции с целью более четкого позиционирования их на рынке. Часть таких характеристик мы можем отобрать из исходных данных – из состава качественных характеристик конкурентов (см. табл. 1). Также возможно использование стоимостных и объемных характеристик. Имеются ввиду такие относительные и удельные показатели, как цена 1 м2 жилья, рентабельность, доля субподряда, уровень загрузки ПМ (производственных мощностей), представленные в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Основные показатели деятельности конкурентов на рынке
Наименование показателей |
Значение показателей по конкурентам |
Среднее по отрасли | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Цена 1 м2, тыс. р., в Х0 году |
18,43 |
19,27 |
18,37 |
17,14 |
17,86 |
18,38 |
в Х–1 году |
16,38 |
17,38 |
18,50 |
19,08 |
19,68 |
17,96 |
в Х–2 году |
15,84 |
16,11 |
19,52 |
14,83 |
19,27 |
16,78 |
Рентабельность, %, в Х0 году |
23,1 |
17,2 |
7,6 |
15,9 |
18,5 |
17,13 |
в Х–1 году |
19 |
26,0 |
26,0 |
24,0 |
26,1 |
23,67 |
в Х–2 году |
18,8 |
23,3 |
14,7 |
21,2 |
10,4 |
17,9 |
Доля субподряда, %, в Х0 году |
19,7 |
0 |
11,9 |
10,4 |
10,8 |
9,5 |
в Х–1 году |
5,9 |
12,8 |
12,0 |
13,5 |
10,3 |
10,4 |
в Х–2 году |
9,6 |
7,8 |
14,7 |
10,2 |
14,7 |
11 |
Загрузка ПМ, %, в Х0 году |
93,8 |
95,2 |
91,6 |
90,2 |
93,6 |
93,3 |
Информация о работе Стратегическое планирование развития строительной организации