Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа
Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности. Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что "директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, Когда беседует с представителями прессы; многообещающим при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".
Введение
Глава 1. Значимость стилей руководства в контексте эффективного управления организацией.
1.1 Разновидности стилей управления.
1.2 Сущность эффективности управленческой деятельности.
1.3 Факторы, влияющие на эффективность менеджмента.
1.4 Анализ зарубежного опыта управления персоналом.
Глава 2. Исследование стилей руководства.
Глава 3. Пример стиля руководства.
3.1 Стиль руководства в управленческой практике.
3.2 Стиль руководства Председателя Комитета по экономической политике
Фёдорова Е.А.
Заключение.
Список использованной литературы.
Типичные признаки авторитарного стиля управления:
1. Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе.
2. Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.
Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю: высокая сознательность, высокий самоконтроль, дальновидность, хорошая способность к принятию решений, пробивная способность.
Подчиненные — адресаты приказаний. По «теории x и xy»:
-
средний человек ленив и,
-
работники нечестолюбивы,
- давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия;
-
строгое управление
При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.
Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:
-
признание руководителя
-
признание и выполнение
-
отсутствие стремления к
Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.
Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.
Авторитарный
стиль управления может применяться
на практике в нескольких вариантах,
которые все больше приближаются
к корпоративному стилю.
Демократический стиль управления.
При
демократическом стиле
Типичные признаки демократического стиля управления:
1. Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.
2. Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.
Требования, предъявляемые к демократично управляющему руководителю, по Штоппу:
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
-
отказ от индивидуальных
-
способность и желание
- служебный надзор;
- контроль результатов.
Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы". При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из "теории у теории ху, по которой:
1)
нежелание трудиться является
не врожденным от природы, а
следствием плохих условий
2)
сотрудники принимают во
3)
цели предприятия достигаются
кратчайшим путем посредством
денежного поощрения и
4)
при благоприятном опыте
Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.
Требования к демократично - управляемым подчиненным, по Штоппу:
-
стремление и способность
- самоконтроль;
- использование прав контроля.
Преимущество
демократичного стиля — принятие целесообразных
решений, высокая мотивация сотрудников
и разгрузка руководителя. Кроме того,
поддерживается развитие сотрудников.
Недостаток — демократичный стиль управления
может замедлить принятие решений.
Либеральный стиль управления.
Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.
Для того чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы:
-
делегирование сотрудникам
-
делегирование сотрудникам
-
делегирование сотрудникам
-
исключение возможности отзыва
делегированных полномочий
-
установление порядка
-
исключение возможности
-
обязательность вмешательства
-
принятие руководителем
-
создание соответствующей
Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.
Преимущества управления методом делегирования:
1) разгрузка руководителя;
2)
возможность быстрого принятия
грамотных решений;
3)содействие
развитию собственной
Недостатки управления методом делегирования:
1)
руководитель делегирует по
2)
могут быть утверждены
3) сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
4)
установление иерархических
Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.
1.2. Сущность эффективности управленческой деятельностью.
Важнейшей составляющей оптимального развития социально-экономических и/или социально-политических структур является высокая эффективность управленческой деятельности.
Эффект (от лат. еffectus – исполнение, действие) – 1) результат, следствие каких-либо причин, действий; 2) впечатление, производимое на кого-либо; 3) средство, приём для создания определённого впечатления, иллюзии чего-либо; 4) физическое явление.
Эффективность в широком понимании означает меру достижения поставленной цели.
Как видно, между
понятиями «эффект» и «эффективность»
имеется существенная разница. Эффектом
может обладать любое взаимодействие
субъекта и объекта управления, независимо
от характеристик самого взаимодействия,
в том числе и от оптимальности
собственно управленческой деятельности.
Эффективность характеризует не
любое их взаимодействие, а лишь
управляемое, не всякий процесс, а лишь
целенаправленный. Данный аспект содержания
понятия эффективности
1.3.
Факторы, влияющие на
эффективность менеджмента.
К
числу этих объективных факторов
следует отнести величину предприятия
и количество его сотрудников. К
ним также относятся
В
теории менеджмента недостаточно внимания
уделяется изучению факторов, влияющих
на достижение результатов управления.
Основаниями для выделения