Стили и методы руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: показать значимость современных технологий и методик в эффективном управлении персоналом.
Объектом исследования является ОАО "Турфирма Весна".

Оглавление

Введение..................................................................................................3


Глава 1. Методы и стили управления......................................................4

1.1. Методы управления.....................................................................4
1.1.1. Понятие и классификация методов менеджмента...............4
1.1.2. Экономические методы управления....................................6
1.1.3. Организационно-административные методы управления...8
1.1.4. Социально-психологические методы управления...............11

1.2. Стили управления.........................................................................13
1.2.1. Понятие стиля руководства..................................................13
1.2.2. Факторы формирования стилей............................................16
1.2.3. Классификация стилей руководства.....................................19

Глава 2. Достоинства и недостатки стилей руководства и их эффективность...25

Глава 3. Стили и методы руководства на примере ОАО "Турфирма Весна"...32

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.doc

— 237.93 Кб (Скачать)


Национальный Открытый Институт России г. Санкт-Петербург

 

Кафедра         МЕНЕДЖМЕНТА

 

Дисциплина   УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Студентки группы  М 100 с/3чл

 

Мошковой Наталии Андреевны

 

Стили и методы руководства

 

 

 

 

 

 

                                                        Проверил____________________

 

                                                        Дата________________________

                                                                              

                                                                                                  Оценка______________________

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление      

      Введение..................................................................................................3

 

 

      Глава 1. Методы и стили управления......................................................4

 

1.1. Методы управления.....................................................................4

     1.1.1. Понятие и классификация методов менеджмента...............4

     1.1.2. Экономические методы управления....................................6

     1.1.3. Организационно-административные методы управления...8

     1.1.4. Социально-психологические методы управления...............11

 

1.2. Стили управления.........................................................................13

     1.2.1. Понятие стиля руководства..................................................13

     1.2.2. Факторы формирования стилей............................................16

     1.2.3. Классификация стилей руководства.....................................19

 

Глава 2. Достоинства и недостатки стилей руководства и их эффективность...25

 

Глава 3. Стили и методы руководства на примере ОАО "Турфирма Весна"...32

 

           Заключение.....................................................................................................39

 

           Список использованной литературы..............................................................40

           Приложения.....................................................................................................41

2

Введение

 

Переход России к рыночной экономике внес принципиальные изменения в производственные отношения. От предприятия, как участника рыночных отношений, требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и максимального использования своих ресурсов, а также на основе грамотно принятых управленческих решений.

В настоящее время ученые, занимающиеся проблемами управления, все больше внимания уделяют попыткам увязывания проблем планирования финансов и коммерческой деятельности с проблемами управления персоналом, которое включает в себя подбор работников, в том числе руководящих должностей, и отношений между работниками и  руководством.

Целью курсовой работы является: показать значимость современных технологий и методик в эффективном управлении персоналом.

Объектом исследования является ОАО "Турфирма Весна".

Предметом исследования является работа заместителя генерального директора в ОАО "Турфирма Весна".

В курсовой работе поставлены задачи: изучить методы и стили руководства, провести оценку эффективности работы заместителя генерального директора в ОАО "Турфирма Весна", выявить ошибки в этой работе и дать практические рекомендации по их устранению.

 

 

 

 

 

3

 

Глава 1.

 

Методы и стили управления

 

1.1. Методы управления

 

1.1.1. Понятие и классификация методов менеджмента

 

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

При решении менеджером той или иной задачи различные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают гостиничные предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач. Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

 

4

Направленность методов управления означает их ориентацию на определенный объект управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.).

 

Содержание методов управления - это совокупность специфических приемов и способов воздействия.

 

Организационная форма методов управления - способы воздействия на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Но вне зависимости от способа классификации все методы управления органически дополняют друг друга. Ведь их направленность всегда одна - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. С учетом этого можно выделить следующие методы управления:

 

    экономические;

    организационно-административные;

    социально-психологические.

 

 

 

 

 

5

 

1.1.2. Экономические методы управления

 

Отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Поэтому экономическим методам в управлении отводится центральное место.

О применении этих методов следует говорить тогда, когда поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить "отзывчивость" организации на экономические стимулы. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса.

Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод.

 

6

С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит точнее учитывать средства, остающиеся в распоряжении организации. После осуществления обязательных отчислений и образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива направляется на развитие производственной и материальной сфер.

Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых они могли бы максимально полно учитывать экономические последствия своей управленческой и производственной деятельности.

В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование. В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказами, директивами, указаниями и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

 

 

7

1.1.3. Организационно-административные методы управления

 

Организационно-административные методы управления базируются на прямых директивных указаниях. Объективной основой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точек зрения, так как механизмы их действия принципиально различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

 

8

Возможны три формы проявления организационно-административных методов:

 

    обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

    согласительные формы (консультация, разрешение компромиссов);

    рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.п.).

 

Все формы организационно-административных методов едины в одном: это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления, которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов.

Организационно-административные методы от других методов отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. По существу, организационно-административные методы - это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность человека.

В зависимости от функционирующих в коллективе методов руководства формируется соответствующая им система подчинения. Формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, которые исключают всякое взаимопонимание между управляющей и управляемой системами.

В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:

9

    вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху";

    пассивным подчинением, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

    осознанным, внутренне обоснованным, которое удовлетворяет и руководителя, и подчиненного.

 

Информация о работе Стили и методы руководства