Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хотела рассказать об эффективной работе руководителя со своей командой на примере руководителя компании «Apple» Стива Джобса.
Основные задачи курсовой работы:
Изучить методы управления коллективом
Освоить секреты вечного процветания компании
Провести анализ работы компании на основе статистических данных о проделанной работе за 2003-2011 год.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА 5
1.1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 5
1.2. СТИЛИ РУКОВОДСТВА 8
2. СЕКРЕТ УСПЕХА КОМПАНИИ «APPLE» 11
2.1. ИСТОРИЯ КОМПАНИИ «APPLE» 11
2.2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ 15
2.3 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ КОМПАНИИ «APPLE» 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Управленческая психология.doc

— 638.50 Кб (Скачать)

Мягкость в обращении  с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные  сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить  с ними взаимоотношения. Следствием этого может быть панибратство, а «дистанция» руководителя со своими подчиненными на работе крайне незначительна. В конечном счёте, руководитель либерального стиля не проявляет выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна.

Исследования немецких ученых выявили зависимость между  результатами труда и стилем руководства. Эффективность различных стилей оценивалась в течение трёх лет. Исследовались производительность труда, психологический климат, текучесть кадров и прибыль. Самые высокие результаты наблюдались у коллектива, где преобладает демократический стиль руководства, а низкие — у коллектива с либеральным и авторитарным.

Важно отметить, что «в чистом виде» описанные стили  руководства встречаются очень редко. Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.

2. Секрет успеха компании «APPLE»

2.1. История компании «Apple»

 

На сегодняшний день компания Apple является живой легендой компьютерного мира. Ее основатели - это Стив Джобс и Стив Возняк. За время своего существования, компания пережила тяжелые годы – это и банкротство, снова взлеты и падения, но сегодня компания возродилась, Стив Джобс вернулся к управлению компанией и теперь дела у Apple идут просто замечательно, она заняла лидирующие позиции во многих нишах и считается одной из самых инновационных и успешных компаний.

В 1971 году произошло знакомство будущих  основателей компании – это Стив и Джобс. Союз любителя математики и увлекающегося чем-то необычным.

В школе он увлекся электротехникой, данное хобби и объединило двух Стивов. Возняк был старше Джобса на 5 лет, поэтому, когда он учился в университете, Джобс еще только заканчивал школу. Вместе они создали их первый продукт – «Синий Ящик» устройство, с помощью которого, можно было совершать междугородние звонки. Тогда еще, это было незаконно, и Джобс быстро придумал, как на этом можно сделать деньги.

В 1972 Джобс выпустился из школы и поступил в колледж, однако бросил его почти сразу же, так как не видел пользы от траты денег на то, что учить ему было неинтересно. Однако он еще полтора года жил в студенческом общежитии, принимая наркотиками, увлекаясь хиппи-движением, и вместе с тем посещая интересные ему лекции и семинары (например на каллиграфии, у него появилась идея, создать линейку шрифтов в Макинтоше).1

После окончательного разрыва с  университетом Стив устроился в  Atari на должность разработчика компьютерных игр. Помощь ему оказывал его друг Возняк, он в то время уже был выдающимся специалистом в области компьютеров и работал на Хьюлет.

Возняк уже долгое время проектировал персональный компьютер на базе процессора Motorola 6800, но у него не было средств на его создание. В итоге, он все же смог создать компьютер на базе 6502, который стоил тогда 20$, в 1975 году, написал под него операционную систему на языке BASIC и показал свое детище Джобсу. Вдохновленный Джобс предложил Возняку открыть бизнес, и 1 апреля 1976их общая компания была зарегистрирована.

Выдвигалось много версий будущего названия компании. Самой известной  считается версия, когда они не могли придумать ничего стоящего и тогда Джобс не выдержал и  поставил условие, что если они до завтра ничего не придумают, то они  назовут компанию в честь его любимого фрукта – яблока, то есть Apple. Так и произошло, один из самых успешных и раскрученных брендов в истории получил название из-за любви к яблокам. Кроме того, название Apple по алфавиту порядке шло раньше их основных конкурентов – Atari. Обогнать их было одной из главнейших целей компании на момент основания.

В итоге Apple продала около 200 машин по цене в 666,66 долларов за штуку.

О числе 666 в те годы постоянно писали. В том же году в прокат вышла  экранизация популярного романа Дэвида Зельцера «Омен». В самом начале фильма идут строки 18-го стиха 13й главы Апокалипсиса. Фильм получил широкое признание аудитории, а так же несколько престижных премий. Поэтому стоит сказать, что сложно обвинять население США, потенциальных покупателей Apple, в незнании «дьявольского» значения числа 666.

Таким образом, Стив Джобс, которого называют одним из самых выдающихся менеджеров и маркетологов, в 1976 году продает  свой первый компьютер именно по цене шестьсот шестьдесят шесть долларов. Джобс идет наперекор принятым правилам продаж, в которые входит требования к достойному моральному образу продукции, и назначает провокационную цену своему первому компьютеру в 666.66 долларов.

Тем не менее, Apple I не воспринимался аналитиками слишком всерьез. Настоящий успех Джобсу пришел с развитием модели Apple II.

Вдохновленные успехом и получившие нужные для модернизации компьютера деньги, основатели Apple разработали Apple-II, и представили его широкой публике 16 апреля 1977 года на выставке компьютеров, проходившей на Западном Побережье США. В первый же день разработкой заинтересовался Мицушима Сатоши, японский промышленник, который затем стал первым лицензированным дилером Apple в Японии.

История Apple и компьютерной техники настолько крепко связана с необычно противоречивой личностью Джобса. Джобс — это и обаяние, и деспотичное управление, и маркетинговый гений, и поразительные неудачи, жестокие заблуждения и создание необычайно смелых и продуктивных творческих объединений…Фактическим лидером даных объединений все время был именно Джобс — это говорит о многом.

К началу 1980 года годовой оборот Apple стал равен 10 миллионов долларов. 19 мая 1980 года в Анахейме, Калифорния, Apple Computer представила покупателям свой новый продукт – это Apple III.

В марте 1981 года Возняк серьезно пострадал в авиакатастрофе, и ушел в длительный отпуск. Проблемы с продажами продукции привели к тому, что Джобсу пришлось уволить около 40 сотрудников. В прессе появлялись статьи на тему скорого ухода Apple из компьютерного бизнеса.

Было очевидно, что компании пора маняться. В начале 1983 году Стив Джобс, понимал, что не сможет один справиться с чрезмерно усложнившимся бизнесом, пригласил на должность президента компании Джона Скали, который в то время возглавлял Pepsi Cola. Скали после некоторых раздумий согласился, и в апреле 1983 года занял новую должность.

Но неуравновешенность, эксцентричный характер Джобса, его  вызывающее поведение вызывало все  больше недовольства. Он заставлял  сотрудников, работающих над смежными проектами постоянно соперничать  друг с другом. Проводил вечеринки  с неоправданными тратами, зачастую совершал необдуманные поступки, а его упрямство мешало оценить ситуацию и изменить решение. Это не нравилось коллективу компании и новым руоводителям, и стало одной из причин ухода из Apple Стива Возняка.

В итоге Джобс был  уволен из собственной компании. После этого дела у Apple пошли из рук вон плохо.

К концу 80-х проблемы возникали  постоянно. Было решено не лицензировать  собственную операционную систему  Маков — MacOS, и в результате лидерство на рынке домашних компьютеров захватили многочисленные копии IBM, программы для них писали Microsoft. Эта ошибка привела к проигрышу Microsoft рынка операционных систем и домашних компьютеров, а Apple стремительно теряла прибыль.

В 1994 году произошла смена  линейки компьютеров Macintosh — вышли в свет устройства семейства PowerMacintosh. Apple практически полностью стала выпускать компьютеры с процессором PowerPc, совместно разработанным фирм Apple, IBM и Motorola. Этот процессор использовал прогрессивную RISC-технологию. В 1995 году появился первый Macintosh, позволяющий использовать шину PCI, а также первые клоны Macintosh.

Самые большие сложности  компания испытала в 1996 году, когда  провалились попытки усовершенствовать MacOS, концепция которого не менялась с 1991 года.

Решила данный вопрос покупка фирсы NeXT, которую создал Стив Джобс вскоре после своего ухода из Apple, и теперь Стив вновь вернулся в Apple. Его появление на выставке MacExpo сопровождалось аплодисментами зала, все встали, приветствуя Джобса. Он стал занимать должность исполняющего обязанности руководителя компании. Многие тем не менее не верили, что дела у Apple пойдут в гору, но Джобсу удалось совершить невозможное. После его возвращения стратегия компании изменилась в направлении снижения цены компьютеров и выпуска линейки новых моделей, доступных для широкого круга покупателей — от профессионалов до фанатов современных трехмерных игр.

В 1997 года Apple объявила о выходе нового семейства Macintosh — G3. Основой нового компьютера стал процессор PowerPC. В сравнении с аналогичным Pentium II от Microsoft выигрыш в производительности у процессора G3 составляет 30%. На практике материнская плата для компьютера G3 мало отличается от материнской платы для Pentium, различия проявляются только в разъеме для данного процессора. Таким образом, появилась возможность использования в компьютерах Macintosh стандартных устройств, что существенно снизило его цену.

Невероятным успехом Apple и Джобса лично можно считать создание плеера iPod. Менее чем за год созданный группой инженеров во главе с Джоном Рубинштейном при участии Тони Фейделла и Майкла Дьюи, iPod был презентован Джобсом в октябре 2001 года. С 5-гигабайтным диском и инновационной системой управления, данный плеер сразу же обрел огромную популярность. Фактически, компания Apple одномоментно заняла ведущие позиции на рынке карманных цифровых аудиоустройств и продолжает удерживать эти позиции до сих пор.

2.2  Методы  управления коллективом

 

Общепризнанным фактом является то, что необыкновенные успехи Apple – это заслуга Стива Джобса. Некоторые авторы описали подходы Apple в HR, но лишь немногие были в сотсоянии и проанализировать, почему подходы Джобса работают. В этой главе, я попытаюсь выделить самые главные методы, благодаря которым, достигались грандиозные успехи кампании.

В корпоративной культуре компании Apple существует представление, что после того как вы успешного выполнили свое задание вы немедленно должны приступить к выполнению следующего, полностью отличного от предыдущего. И вы понимаете, что вам необходимо быстрое обучение и овладевание новыми рабочими инструментами. Быстро меняющиеся нагрузки означают то, что работник, которому неинтересна его работа, не останется надолго в компании, так как фокус работы постоянно меняется, а главный мотив привлечения кандидатов - это страсть к вызовам и коренным изменениям. Способность Apple входить и доминировать в полностью новые, отличные от предыдущих, рынки, возможна только из-за необычному таланту ее сотрудников, пути управления молодыми талантами и системе построения имиджа, привлекающего новые навыки, нужные для успешного доминирования на рынке.

Большинство компаний пытаются увеличить производительность труда  и продуктивность. Главным показателем  продуктивности является прибыль на одного работника. Apple производит столько, что это может считаться экстраординарным показателем - 2 миллиона доллара в расчете на одного работника.

Любой бизнес-анализ компании Apple покажет мощный фокус на достижение лидирующих в своей отрасли достижениях. Хотя некоторые и считают, что  данный акцент на эффективности принадлежит исключительно Стиву Джобсу, тем не менее «культ эффективности» постоянно поддерживается существующими в компании процессами и практиками. Например, владение акциями - это базовый мотиватор для работника, гарант эффективности компании и роста ее капитализации. Все бонусные программы и системы вознаграждения не несут в себе опций, учитывающих старания и усилия, поощрение следуют только за реально достигнутый результат. Вместо отмечаний всех промежуточных этапов, в Apple торжества происходят только в честь создания конечной версии нового продукта.

В большинстве компаний HR дает возможность ускорить сотрудникам  карьерный рост. Основная суть такой  помощи состоит в том, что возможность  быстрого повышения по службе удерживает сотрудников в организации. Подход Apple полностью противоположен: вся ответственность за карьерные продвижения полностью на самих работниках. Данная концепция используется на практике в Apple уже много лет, с того времени, когда вице-президентом по HR работал Кевин Суливан. В Apple не поддерживают карьерное повышение сотрудников, дабы не рождать чрезмерных карьерных ожиданий и амбиций, но считают, что сотрудники имеют право на непрерывное продвижение.

Многие компании имеют  корпоративную культуру только с  одним фокусом на аспектах типа: производительность, качество, сервис , снижение затрат. Apple уникальна тем, что у нее два основных атрибута корпоративной культуры, которые развиваются параллельно. Первый атрибут – супер продуктивная работа, второй – инновации в продуктах. Причем, последний наиболее ценен. Двойной акцент работает на Apple, так как компания доминирует на потребительском рынке технологий, где существуют традиционные ожидания продуктивности.

Выдача $2 доходов на сотрудника позиционирует Apple как производителя  но, в то же время, доминирование на рынке происходит за счет инноваций, эот главное отличие компании от конкурентов, таких как Erricson, Sony, Microsoft и Nokia. Три атрибут двигают фактор инноваций: постоянное ожидание инноваций, большая степень секретности при разработке нового продукта и непрерывные мозговые штурмы.

Apple делает множество  вещей, используя мобильные команды  разработчиков, так делают многие  другие фирмы, но не полагаются  на одну команду при создании  одного элемента продукта. Несколько  команд нацеливаются на работу над одними и теми же задачами (или они могут случайно зайти на эту «территорию»). Данная методика называется «от 10 к 3 и к одному», так как 10 рабочих команд работают над созданием продукта одновременно и независимо. После выполнения работы, ее результаты рассматривает специально созданная группа экспертов, которая безжалостно оставляет вначале три работы, а в конце оставляет одну финальную. В этом состоит уникальный подход Apple к разработке продуктов. Возможно, это дорого и медленно, но без сомнения, необычайно эффективно.

Информация о работе Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика