Становление и развитие государственного налогового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:54, реферат

Краткое описание

Получение Казахстаном независимости в 1991 году придало импульс развитию рыночных отношений в республике, и на этом фоне укреплялась денежно-кредитная политика, динамично развивается финансовая система независимого государства.
Поступательное развитие общества, повышение благосостояния людей сегодня в первую очередь зависит от разумности фискальной политики, позволяющей обеспечивать государство необходимыми средствами, и здесь значительная роль отводится налоговой системе страны.

Оглавление

Введение.
Основы и элементы государственного налогового менеджмента.
Элементы налогового менеджмента как системы управления.
Организация управления налоговым процессом.
Основы государственного налогового менеджмента
Направления развития государственного налогового менеджмента
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Становление и развитие государственного налогового менеджмента..docx

— 111.14 Кб (Скачать)

Содержание: 

      Введение.

  1. Основы и элементы государственного налогового менеджмента.
    1. Элементы налогового менеджмента как системы управления.
    2. Организация управления налоговым процессом.
    3. Основы государственного налогового менеджмента
  2. Направления развития государственного налогового менеджмента

      Заключение.

      Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Получение Казахстаном независимости в 1991 году придало импульс развитию рыночных отношений в республике, и на этом фоне укреплялась денежно-кредитная  политика, динамично развивается  финансовая система независимого государства.

      Поступательное  развитие общества, повышение благосостояния людей сегодня в первую очередь  зависит от разумности фискальной политики, позволяющей обеспечивать государство  необходимыми средствами, и здесь  значительная роль отводится налоговой  системе страны.

      Как известно, налоговая служба является одним из главных элементов налоговой  системы. И тем известно, что на органы налоговой службы возлагается  задача по обеспечению полноты поступления  налогов и других обязательных платежей в бюджет. Эти функции прописаны  в Налоговом кодексе и соответственно, должны исполняться. И налоговая  служба РК на сегодняшний день успешно  справляется со своими задачами, обеспечивая  устойчивый финансовый поток в государственную  казну, при этом увеличивается собираемость налогов и сборов в бюджет всех уровней.

      Государственный налоговый менеджмент пришел на смену традиционным подходам к управлению налогообложением, став важнейшим элементом управления, как налоговой системы, так и государством в целом.

      Государственный налоговый менеджмент как особый научно-практический процесс чрезвычайно емок по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учетно-аналитических отчетных правил, документов и конечно же, продуктивная деятельность налогового органа.

      Налоговый менеджмент в целом, основывающийся на положениях налогового права и  дополняющий их с теоретико-практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем всей структуры элементов  налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль - суть управленческих действий профессионалов в органах власти, управления в  научно-исследовательских структурах и т.д. нормы налогового права  позволяют организовать рациональную систему налогового менеджмент распространить его на весь налоговый механизм.

      Налоговый механизм позволяет упорядочить  налоговые отношения, опираясь на налоговое  право, основы управления налогообложением, структурные подразделения налоговой  службы. Налоговый механизм, формируемый  как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налог», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами. В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничены по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма.

     Элементы налогового механизма являются самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения.

     Налоговое планирование и прогнозирование - особые элементы системы выработки и принятия решений. Основная задача налогового планирования и прогнозирования - экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование).

     При исполнении налоговых бюджетов особое значение имеет жесткое следование всем положениям принятой в законодательном  порядке налоговой концепции, наполняющей  содержанием налоговый кодекс любой  страны. Данное условие определяет полноту и равномерность текущих  налоговых поступлений в бюджет, то есть должен постоянно проводиться  налоговый контроль.

     Таким образом, налоговый механизм, стержнем которого является налоговый менеджмент, представляют собой комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющий установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно-обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование) и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль).

     Усиление  контрольно-экономической работы, камерального контроля, взимания налоговой задолженности  и разъяснительной работы всегда дадут ощутимые результаты в виде роста поступлений по всем субъектам  предпринимательства.

     Влияние времени требует постоянной работы над улучшением качества оказываемых  государственных услуг налогоплательщикам, а значит и улучшение налогового менеджмента.

     В этих целях во всех районных налоговых  управлениях области созданы  центры по приему и обработке информации, где непосредственно осуществляется беспрерывное оказание услуг населению  по регистрации, выдаче справок, по разъяснению  налогового законодательства и другим вопросам налогообложения.

     Налогообложение в условиях развития рынка и демократических  основ государственности по-новому ставит вопрос о принципах формирования бюджетов всех уровней. Следовательно, новыми должны быть и подходы к  самому процессу общегосударственного налогового планирования, к установлению его органичной связи с корпоративным  менеджментом. Несмотря на противоположность  их экономических интересов, общая  стратегия одна - создать устойчивый экономический базис в рамках страны в целом.

     Первостепенными в бюджетно-налоговой политике становятся прогнозы и оценки развития отдельных  регионов и территорий. Государственные  и корпоративные интересы здесь  пересекаются. Укрепление фискальной сети банков, финансово-промышленных групп, дочерних иностранных компаний, основывается на достаточности финансовых ресурсов в регионах. С общегосударственных  позиций прочность финансовой базы территорий создает возможность  для оптимизации перераспределительных процессов, уменьшения трансфертных потоков денежных средств, сглаживания социально-экономических противоречий.

     Налоги  и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как  инструмент воздействия государства  на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка  принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной  власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами  управлять налоговыми платежами. Причем, с усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. 
 

1. Содержание и элементы  государственного  налогового менеджмента

1.1. Элементы налогового менеджмента как системы управления

   Налоговый менеджмент как система управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:

   – организация управления налоговым процессом;

   – налоговое планирование;

   – налоговое регулирование;

   – налоговый контроль.

   Общепризнанно считается, что планирование, регулирование  и контроль – это элементы налогового механизма. Вместе с тем, здесь нет  противоречия, поскольку управление налоговым процессом осуществляется через налоговый механизм. В этой связи и налоговый механизм, и  налоговый менеджмент имеют три  общих элемента (планирование, регулирование  и контроль). Эти элементы представляют собой инструментарий, включающий в  себя методы и приемы управления. К  названным трем элементам налогового механизма необходимо добавить и  организацию управления налоговым  процессом как элемента налогового менеджмента.

   Структура функциональных элементов налогового менеджмента (они являются универсальными в государственном и в корпоративном  налоговом менеджменте), характеризующих  сам процесс управления налоговыми потоками, представлена на рис. 6.

 

           Элементы  налогового менеджмента

  1.2. Организация управления налоговым процессом  

   Организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля. Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса. Налоговый менеджмент уже есть организованная определенным образом система, включающая в себя все организационно-финансовые категории управления налоговым процессом (налоговое право, налоговую политику, процедуры налогообложения, налоговую систему и налоговый механизм).

   Организация государственного и корпоративного налогового менеджмента имеют свои особенности.

   К организации государственного налогового менеджмента в широком смысле относится координация всего налогового процесса и его элементов, а в узком понимании – организация только исполнения налогового бюджета в масштабах страны.

1.3. Основы государственного налогового менеджмента

Считается, что  государство является неэффективным  управленцем-хозяйственником и его  деятельность находится вне рыночных отношений, а поэтому управление финансами и налогами носит административный характер и не может быть рыночно  ориентированным. Действительно, управление налогами на макроуровне специфично в силу законодательно-правовой, обязательной формы налоговых отношений, завуалированности  процесса формирования и функционирования налогов как цены услуг государства (общественных благ). Усиливают скептицизм неумелые (а порой противоправные) действия и решения органов государственной  власти в финансовой сфере, их нежелание  переходить на эффективные, рыночно  ориентированные формы и методы управления финансами и налогами. Однако это не отвергает ни саму возможность, ни острую необходимость  организации полноценной, эффективной  системы государственного налогового менеджмента, учитывая специфику такой  формы управления налоговыми потоками на уровне экономики в целом и  регионов страны, а также существенное влияние на принятие решений нерыночных и даже неэкономических факторов. К последним относятся социальные, политические факторы, лоббизм, коррупция и др.

Государственный налоговый менеджмент представляет собой систему управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). В основе государственного налогового менеджмента лежат принципы стратегического видения тенденций и закономерностей формирования структуры развития экономического, финансового и налогового потенциала, а также методы обеспечения их продуктивного воздействия на факторы экономического роста. Такая система управления государственным финансовым хозяйством, включая его налоговую составляющую, пока отсутствует, разрозненно функционируют лишь отдельные ее элементы.

Объектом  государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование.

Информация о работе Становление и развитие государственного налогового менеджмента