Становление и развитие налоговой системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:20, реферат

Краткое описание

Налоговая система являет собой сложную экономико-правовую конструкцию, которая имеет свои исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. Для изучения налоговой системы необходимо рассмотреть основные характеристики налоговой системы России и наиболее существенные аспекты ее становления и развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
1. Налоги на заре человеческой цивилизации 4
2. Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья 6
3. Налоги XIX –XX веков 11
4. Исследования становления и развития налоговой системы РФ 16
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 48.74 Кб (Скачать)
 

Оглавление

           Введение…………………………………………………………………....3

     1. Налоги на заре человеческой цивилизации 4

     2. Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья 6

     3. Налоги XIX –XX веков 11

     4. Исследования становления и развития налоговой системы РФ 16

     Заключение 20

     Список использованных источников 21 
 
 

 

    Введение 

Налоговая система являет собой сложную  экономико-правовую конструкцию, которая  имеет свои исторические, социальные, юридические, общегражданские и  территориальные корни. Для изучения налоговой системы необходимо  рассмотреть основные характеристики налоговой системы России и наиболее существенные аспекты ее становления и развития.

Исторический  аспект в становлении налоговой  системы играет определяющую роль и  рассматривается как объективная  закономерность. Налоговые системы  абсолютного большинства государств формировались столетиями под воздействием совокупности политических, экономических, социальных и иных условий, и каждая из них обладает целым рядом особенностей, отражающих национальный характер развития этих стран. Не является исключением  и налоговая система Российской Федерации, становление и развитие которой - процесс своеобразный, длительный и сложный.  

 

  1.   Налоги на заре  человеческой цивилизации
 

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником доходов казны. В современном обществе налоговый механизм помимо выполнения фискальной функции используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние научно-технического прогресса, т.е. налоги выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства.

Теория  налогообложения является составной  частью экономической науки. Причем практическое налогообложение появилось задолго до возникновения экономики как отрасли знания. Термин «экономика» был введен в научный оборот в V—IV вв. до Рождества Христова в Греции. Он происходит от слов «ойкос» — хозяйство, дом и «номос» — правило, закон. Правила ведения домашнего хозяйства — именно так употреблял данный термин ученик Сократа (469—399 гг. до Р.Х.) греческий историк Ксенофонт (434—359 гг. до Р.Х.). Окончательно термин закрепился во времена великого греческого философа и естествоиспытателя Аристотеля (384—322 гг. до Р.Х.).

В развитии форм и методов взимания налогов  можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от Древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для установления и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто государство прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI—начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный э т а п — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо уже выработаны правила обложения. Региональные органы власти, местные общины выполняют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Начальной формой налогообложения, применяемой  на самых ранних ступенях государственной организации, можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и становилось принудительным сбором с четко определенной процентной ставкой. В пятикнижии Моисея сказано: «И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу».

После крещения Руси князь Владимир создал в Киеве церковь Св. Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение:

Создах  церковь Св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле  Русь-стей: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.

Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% всех полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в различных странах — от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За 12 веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.

     2. Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья

 Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доводов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (7—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен.

Дань  взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские  дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря (?—945). Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная  пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен (гривной назывался слиток серебра различной формы, служивший самым крупным меновым знаком на Руси до XIV в.). Эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход». взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, — самими русскими князьями «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый  удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал  ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.

Помимо  «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание  прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже  почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы.

Торговые  пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осьмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского названия денег — «тамга». Помощник таможника именовался мытником.

Уплата  «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Именно  ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, затем оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т. д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому.

Кроме дани источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Для определения  размера налогов служило «сошное  письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы — «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель.

Косвенные налоги взимались через систему  пошлин и откупов, главными из которых  были таможенные и винные.

Иван  Грозный (1530—1584) умножил государственные  доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.

Итак, что  касается прямых податей, то главным  объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Со времени  Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги: ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Главными  косвенными налогами оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

В царскую  казну шли сборы с публичных  бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Информация о работе Становление и развитие налоговой системы в РФ