Становление и развитие налоговой системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:20, реферат

Краткое описание

Налоговая система являет собой сложную экономико-правовую конструкцию, которая имеет свои исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. Для изучения налоговой системы необходимо рассмотреть основные характеристики налоговой системы России и наиболее существенные аспекты ее становления и развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
1. Налоги на заре человеческой цивилизации 4
2. Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья 6
3. Налоги XIX –XX веков 11
4. Исследования становления и развития налоговой системы РФ 16
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 48.74 Кб (Скачать)

     4. Исследования становления и развития налоговой системы РФ

 

Первые  попытки перейти к налоговой  системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости. Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Законом «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый  уровень — федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и  в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в  федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся:

    - налог на добавленную стоимость;

    - налог на прибыль предприятий и организаций;

    - акцизы;

    - подоходный налог с физических лиц;

    - таможенные пошлины.

Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Второй  уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем будем именовать их региональными налогами. Этот термин был введен нами в научный оборот несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий  уровень — местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т. д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, 
так и местных налогов.

Среди местных налогов крупные поступления  обеспечивают:

    - налог на имущество физических лиц;

    - земельный налог;

    - налог на рекламу;

    -налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы;

    - большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части  соответствующих бюджетов. Главная  часть при их формировании — это  отчисления от федеральных налогов.

Налоговая система Российской Федерации выполняет  важнейшую функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности национально-государственных и административно-территориальных образований России в решении социально-экономических проблем сопровождается укреплением их финансовой базы, осуществляемым путем перераспределения федеральных налогов.

Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По социально-экономической сущности отчисления во вне- бюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Каждый работодатель отчисляет от фонда оплаты труда 28% в Государственный пенсионный фонд, 5,4% — в Фонд социального страхования, 1,5% — в Фонд занятости, 3,6% — в Фонд обязательного медицинского страхования, а каждый работник отчисляет от своих заработков 1% в Государственный пенсионный фонд РФ.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую  систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать  сходство с США и Германией  при сохранении некоторых специфических  российских особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Заключение

Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы  налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

На сегодняшний  день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в  странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике  экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного  хозяйства.

Обращу  внимание на положительные тенденции  в сфере реформирования налоговой  системы в последнее время. К  их числу можно отнести: объединение  законодательства о налогообложении  в Налоговый кодекс РФ, что позволяет  максимально избегать разногласий  в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно  – ликвидация некоторых каналов  ухода от налогообложения.

Общая либерализация налоговой системы  способствовала некоторому сокращению теневого сектора экономики и  легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения.

 

      Список  использованных источников

 
     
  1. Конституция Российской Федерации 
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
  4. Горский К.В. Некоторое параметры налоговой реформы//Финансы. – 2004. - №2. – С.22-26.
  5. Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение. Ростов.: Феникс,2005. - 416с.
  6. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века.//Финансы. – 2004. - №4. – С.31-34.
  7. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы. – 2006. - №5. – С.22-25.
  8. Справочно-правовая система «Консультант-плюс»
  9. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит. – 2006. – 528 с.
  10. Кашин В.А./"О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации"/"Налоговый вестник", № 12, декабрь 2002 г., стр.20-23;
  11. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы
  12. www.rg.ru – официальный сайт газеты «Российская газета»
  13. www.klerk.ru

Информация о работе Становление и развитие налоговой системы в РФ