Сравнение российской и немецкой моделей менеджмента. Разработка проекта рекламного агентства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 23:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности менеджмента в двух странах: России и Германии, сравнить их между собой.

Задачи работы:

1. Описать особенности менеджмента в России и в Германии, определив плюсы и минусы;

2. Сравнить немецкую систему менеджмента с российской;

3. Определить перспективы развития данных систем менеджмента в XXI веке.

Оглавление

Сравнение российской и немецкой моделей менеджмента

Введение 3

1. Российская система менеджмента 4

1.1. Исторические сроки появления менеджмента в России 4

1.2. Специфика российского менеджмента 5

1.3. Плюсы и минусы российского менеджмента 9

2. Немецкая система менеджмента 10

2.1. Исторические сроки появления менеджмента в Германии 11

2.2. Специфика немецкого менеджмента 12

2.3. Плюсы и минусы немецкого менеджмента 16

3.Сравнение российской и немецкой систем менеджмента 17

3.1 Перспективы и задачи развития представленных систем в XXIв 17

Заключение 20


Практическая часть. «Разработка проекта рекламного агентства»

1. Обоснование бизнеса, выбор организационно-правовой формы предприятия и регистрация коммерческой организации (РА) 21

2. Постановка целей управления предприятием 24

3. Определение миссии и проведение SWOT-анализа деятельности предприятия 25

4. Разработка элементов организационной структуры управления предприятием 27

5. Формирование принципов управления предприятием 30

6. Обоснование эффективности деятельности предприятия 31

Приложение 1 35

Приложение 2 36

Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная Сравнение российской и немецкой систем менеджмента.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

   У советского работника преобладала  привычка все блага (квартира, премия и др.) получать от начальника — благодетеля, а не зарабатывать. Работник был консервативен, он не желал, как правило, воспринимать любые инновации, требующие переучивания, овладения новыми знаниями, навыками. В принципиально иных условиях рыночной экономики такой работник обычно стремится найти спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком (еще лучше остаться на своем предприятии, на котором все привычно и знакомо). Если же обстоятельства этого не позволяют (конверсия, банкротство и т.д.), то предпочтение отдается государственным предприятиям. И это несмотря на то, что в возможность улучшения качества работы на государственных предприятиях верят менее 20%, отдавая в этом приоритет частным.

   Другой  субъект рыночных отношений —  руководитель. Типичный представитель  руководства — это администрация  государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. Современный российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени. Командная система существует во многих организациях. Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте.

   В России иерархия играет большую роль, стиль руководства, как правило, авторитарный и патриархальный. Начальство решает все само, самостоятельность сотрудников допускается лишь в определенных пределах.

   Русские сотрудники любят, чтобы им давали больше времени на выполнение задания, им нужны точные указания, что и как сделать. 

  1. Низкий  уровень оснащения  производства и квалификации кадров.

   Большинство предприятий до сих пор осуществляют свою производственную деятельность, используя оборудование созданное еще в середине ХХв, что существенно тормозит процессы развития как производственных процессов, так и предприятий в целом.

   Существенен и недостаток квалифицированных  кадров. Начиная с низших звеньев, заканчивая управленцами высших уровней.

   Менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму  эшелону менеджмента, пытаются все  сделать сами, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное — неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров.  При этом продвижение и обучение сотрудников в плане повышения квалификации, приобретения новых навыков и знаний в России не особенно распространено.

   В современном  менеджменте подчеркивается значение систем знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию, рыночную политику предприятия, служащих опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики.

   Именно  в этой связи одной из самых  острых проблем в России стало  обеспечение качества менеджмента, высокого уровня квалификации менеджеров. 

   
  1. Превалирование  личностных приоритетов  в решении вопросов.

   Зачастую  ведение бизнеса в российских компаниях основывается на личностных интересах. Причем, это наблюдается на всех ступенях иерархии.

   Например, значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы — «феодализм отношений». Имеет место бесправие наемных работников, их «рабское поведение» и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах.

   Неуважение  к людям и игнорирование этики  управления. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных  организациях, считаются руководством «винтиками», которые в любой  момент можно заменить новыми. Работники  всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег.

   Законы, предписания и правила не имеют  обязательного характера. Правила  и законы могут сознательно игнорироваться в зависимости от ситуации и применяющих их лиц. По каким принципам они делятся на те, которые соблюдаются и которые не соблюдаются, сказать невозможно.

   В отдельных случаях резкая смена  настроений в отношении партнера: от проявления дружелюбия до крайне холодного официального отношения. Эмоциональная сторона является важной составной частью россиян. 

   Личные  контакты и в России ценятся очень  высоко. «Отношения между людьми очень  важны», — говорит  Зафер Токер, заместитель  коммерческого директора  русского торгового дома «Мир книги». Если в Германии совсем не обязательно испытывать теплые чувства к человеку, с которым ты ведешь дело, то в России если «искра не пробежит», бизнес идет плохо.

   «Сначала  я пытался по немецкой привычке вести бизнес энергично, даже форсированно, но здесь это не действует, — замечает Токер, который до своей деятельности в «Мире книги» работал в немецком представительстве одного американского информационного брокера. — Теперь я стараюсь больше говорить с людьми — когда все довольны, дело идет, результат есть»2. 

   
  1. Национальный  менталитет.

   Русский характер, как и любой другой, был преимущественно сформирован  временем и пространством. История  и географическое положение наложили на него свой неизгладимый отпечаток. Века постоянной военной опасности породили особый патриотизм русских и их стремление к сильной централизованной власти; суровые климатические условия вызвали необходимость жить и работать сообща; бескрайние просторы — особый российский размах. При всей условности подобного рода обобщений в характере русских можно выделить ряд закономерностей и общих черт.

   Наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. Если посмотреть по своей сути, то жизнь крестьянина делилась на две неравные части. Большую часть рабочего времени он трудился на помещика. Остальное время — работал на самого себя. Поэтому в менталитете четко закрепилось разделение между «работой на себя» и «работой на хозяина».

   В итоге качество работы зависит от восприятия сотрудника. Если он считает свое участие в проекте работой на себя, то его отношение к средствам производства, к организации проекта и результатам проекта становится позитивным. Когда деятельность воспринимается как «работа на хозяина», то его мотивация и ответственность резко снижается, а все эффекты отчуждения в его случае становятся явными. В этом случае может развиваться потребительское отношение к проектам и руководству.

   Россия  всегда стояла между Европой и  Азией. Ее географическое и расово-этническое многообразие отразило эту геополитическую реальность. Население, проживающее на территории России, творило и создавало синтезированную культуру. От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета, причем они постоянно входят в противоречие между собой в силу полярности их основ.  

   1.3. Плюсы и минусы российского менеджмента

   Плюсы:

   - Т.к.  российский менеджмент находится  в стадии становления, то он может обращаться к успешному опыту зарубежных концепций управления.

   - Богатый ресурсный потенциал.

   - Изобретательность  российского народа, особенно в  тяжелых ситуациях. На протяжении многих поколений отличительной чертой русских была способность творчески использовать очень ограниченные ресурсы.

   - На  данный момент в России подрастает  «новое» поколение, которое не  застало советских принципов  работы и ведения хозяйства, которое открыто к работе в условиях рыночной экономики. Молодым специалистам доступны информационные ресурсы, зарубежное образование и новейшие технологии, что предполагает высокий потенциал российского менеджмента.

   Минусы:

   - Нехватка менеджеров, соответствующих мировым стандартами. Подготовка таких кадров - это трудный процесс, во многом осложненный как нехваткой высококвалифицированных преподавателей по менеджменту, так и отсутствием соответствующего оборудования и инструментария.

   - Неспособность  принимать решения. Как показывает  анализ опыта хозяйствования  ряда российских предприятий, их руководители и менеджеры не умеют своевременно принимать правильные решения, что может привести к печальным последствиям: потере прибыли, клиентов, банкротству и даже гибели людей (сотрудников или посторонних лиц).

   - Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы смело делегировать подчиненным.

   - Низкий профессионализм. Нет достаточного числа ни профессионалов-менеджеров, ни профессионалов-специалистов, которыми менеджеры-профессионалы должны были бы руководить.

   - Отсутствие  достаточного внимания корпоративной  культуре. Только в конце 2000 г.  на государственном уровне было  принято решение разработать Кодекс корпоративной культуры российского предпринимателя и производителя. 

   Найти систему управления в России, учитывая российский менталитет, невероятно трудно. Загадочная русская душа – это не только фигура речи, но это и правда. Следует иметь ввиду, что слишком мало времени прошло для создания российского менеджмента. Ни одного года не было спокойного. У нас же нет ни одного бизнесмена, который бы себя чувствовал уверенно в завтрашнем дне. Любой понимает, что он ничем не защищен и в любой момент его бизнес может быть разрушен. Никакое положение в бизнесе ни от чего тебя не гарантирует. Российскому менеджменту для того чтобы сформироваться как национальному нужно устойчивое правовое поле, которого пока нет. Каждый год меняются нормативы, правила, условия, что-то вводится, что-то отменяется. 

   Таким образом, отечественный менеджмент находится в стадии становления. Аккумулируя в себе достижения российских и зарубежных школ менеджмента, он ищет пути адаптации к специфическим  условиям современного российского общества, его экономике, культурным нормам, традициям.

Должна ли Россия слепо перенимать теорию японского, американского и т.д. менеджмента и применять их на практике? Заимствование чужого опыта Россией может дать отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности. 

   2. Немецкая система менеджмента

   Немецкий  менеджмент отличает особый стиль, который  складывался веками и уходит корнями в традиции средневековых цехов и купеческих гильдий. Такие национальные черты, как прилежность и аккуратность, любовь к порядку и бережливость, пунктуальность и рациональность, трудолюбие и ответственность, воспитывались в Германии на протяжении столетий, что оказало существенное влияние на становление и развитие немецкого стиля управления и германской деловой культуры. Немцам не свойственны авантюризм и спонтанные решения. Они изобретательны и берут систематичностью подхода и последовательностью действий.

   Характерной чертой и особенностью немецкой деловой  культуры является принцип порядка ( Ordnung), который отмечается и в стиле управления, и в организации процесса принятия решений. Согласно немецкой точке зрения на характер развития любого процесса, у каждой вещи и каждого человека есть свое место в соответствующем плане, рассчитанном на достижение максимальной эффективности. Немцы верят в то, что хорошо разработанные процессы и процедуры способны содействовать решению большинства проблем, поэтому придают порядку первостепенное значение для достижения общего благосостояния.

   Символам  власти, законам и указаниям в  Германии подчиняются, а эксцентричные  люди и нарушители закона не вызывают симпатий в обществе. В Германии соблюдение правил касается всех, ведь перед законом все граждане страны равны еще с давних времен.

   Немцы верят, что настоящего порядка можно  достигнуть, если строго соблюдать  специально разработанные для этого  правила, постановления и процедуры, которые, в свою очередь, возникли на основе многолетнего опыта деятельности национальных компаний, ведомых опытными, проверенными временем руководителями.3  

   2.1. Исторические сроки появления менеджмента в Германии

Информация о работе Сравнение российской и немецкой моделей менеджмента. Разработка проекта рекламного агентства