Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 23:17, контрольная работа
Цель работы: изучить особенности менеджмента в двух странах: России и Германии, сравнить их между собой.
Задачи работы:
1. Описать особенности менеджмента в России и в Германии, определив плюсы и минусы;
2. Сравнить немецкую систему менеджмента с российской;
3. Определить перспективы развития данных систем менеджмента в XXI веке.
Сравнение российской и немецкой моделей менеджмента
Введение 3
1. Российская система менеджмента 4
1.1. Исторические сроки появления менеджмента в России 4
1.2. Специфика российского менеджмента 5
1.3. Плюсы и минусы российского менеджмента 9
2. Немецкая система менеджмента 10
2.1. Исторические сроки появления менеджмента в Германии 11
2.2. Специфика немецкого менеджмента 12
2.3. Плюсы и минусы немецкого менеджмента 16
3.Сравнение российской и немецкой систем менеджмента 17
3.1 Перспективы и задачи развития представленных систем в XXIв 17
Заключение 20
Практическая часть. «Разработка проекта рекламного агентства»
1. Обоснование бизнеса, выбор организационно-правовой формы предприятия и регистрация коммерческой организации (РА) 21
2. Постановка целей управления предприятием 24
3. Определение миссии и проведение SWOT-анализа деятельности предприятия 25
4. Разработка элементов организационной структуры управления предприятием 27
5. Формирование принципов управления предприятием 30
6. Обоснование эффективности деятельности предприятия 31
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Список литературы
У советского работника преобладала привычка все блага (квартира, премия и др.) получать от начальника — благодетеля, а не зарабатывать. Работник был консервативен, он не желал, как правило, воспринимать любые инновации, требующие переучивания, овладения новыми знаниями, навыками. В принципиально иных условиях рыночной экономики такой работник обычно стремится найти спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком (еще лучше остаться на своем предприятии, на котором все привычно и знакомо). Если же обстоятельства этого не позволяют (конверсия, банкротство и т.д.), то предпочтение отдается государственным предприятиям. И это несмотря на то, что в возможность улучшения качества работы на государственных предприятиях верят менее 20%, отдавая в этом приоритет частным.
Другой
субъект рыночных отношений —
руководитель. Типичный представитель
руководства — это
В России иерархия играет большую роль, стиль руководства, как правило, авторитарный и патриархальный. Начальство решает все само, самостоятельность сотрудников допускается лишь в определенных пределах.
Русские
сотрудники любят, чтобы им давали больше
времени на выполнение задания, им нужны
точные указания, что и как сделать.
Большинство предприятий до сих пор осуществляют свою производственную деятельность, используя оборудование созданное еще в середине ХХв, что существенно тормозит процессы развития как производственных процессов, так и предприятий в целом.
Существенен и недостаток квалифицированных кадров. Начиная с низших звеньев, заканчивая управленцами высших уровней.
Менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, пытаются все сделать сами, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное — неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров. При этом продвижение и обучение сотрудников в плане повышения квалификации, приобретения новых навыков и знаний в России не особенно распространено.
В современном менеджменте подчеркивается значение систем знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию, рыночную политику предприятия, служащих опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики.
Именно
в этой связи одной из самых
острых проблем в России стало
обеспечение качества менеджмента,
высокого уровня квалификации менеджеров.
Зачастую ведение бизнеса в российских компаниях основывается на личностных интересах. Причем, это наблюдается на всех ступенях иерархии.
Например, значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы — «феодализм отношений». Имеет место бесправие наемных работников, их «рабское поведение» и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах.
Неуважение к людям и игнорирование этики управления. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных организациях, считаются руководством «винтиками», которые в любой момент можно заменить новыми. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег.
Законы,
предписания и правила не имеют
обязательного характера. Правила
и законы могут сознательно
В
отдельных случаях резкая смена
настроений в отношении партнера:
от проявления дружелюбия до крайне холодного
официального отношения. Эмоциональная
сторона является важной составной частью
россиян.
Личные контакты и в России ценятся очень высоко. «Отношения между людьми очень важны», — говорит Зафер Токер, заместитель коммерческого директора русского торгового дома «Мир книги». Если в Германии совсем не обязательно испытывать теплые чувства к человеку, с которым ты ведешь дело, то в России если «искра не пробежит», бизнес идет плохо.
«Сначала
я пытался по немецкой
привычке вести бизнес
энергично, даже форсированно,
но здесь это не действует,
— замечает Токер, который
до своей деятельности
в «Мире книги» работал
в немецком представительстве
одного американского
информационного брокера.
— Теперь я стараюсь
больше говорить с людьми
— когда все довольны,
дело идет, результат
есть»2.
Русский
характер, как и любой другой,
был преимущественно
Наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. Если посмотреть по своей сути, то жизнь крестьянина делилась на две неравные части. Большую часть рабочего времени он трудился на помещика. Остальное время — работал на самого себя. Поэтому в менталитете четко закрепилось разделение между «работой на себя» и «работой на хозяина».
В итоге качество работы зависит от восприятия сотрудника. Если он считает свое участие в проекте работой на себя, то его отношение к средствам производства, к организации проекта и результатам проекта становится позитивным. Когда деятельность воспринимается как «работа на хозяина», то его мотивация и ответственность резко снижается, а все эффекты отчуждения в его случае становятся явными. В этом случае может развиваться потребительское отношение к проектам и руководству.
Россия
всегда стояла между Европой и
Азией. Ее географическое и расово-этническое
многообразие отразило эту геополитическую
реальность. Население, проживающее на
территории России, творило и создавало
синтезированную культуру. От Азии Россия
впитала форму группового мышления –
группизм, а от Европы – индивидуализм
с присущим ему мировоззрением. Группизм
и индивидуализм – два фундаментальных
качества, составляющие основу русского
менталитета, причем они постоянно входят
в противоречие между собой в силу полярности
их основ.
1.3. Плюсы и минусы российского менеджмента
Плюсы:
- Т.к.
российский менеджмент
- Богатый ресурсный потенциал.
- Изобретательность российского народа, особенно в тяжелых ситуациях. На протяжении многих поколений отличительной чертой русских была способность творчески использовать очень ограниченные ресурсы.
- На
данный момент в России
Минусы:
- Нехватка менеджеров, соответствующих мировым стандартами. Подготовка таких кадров - это трудный процесс, во многом осложненный как нехваткой высококвалифицированных преподавателей по менеджменту, так и отсутствием соответствующего оборудования и инструментария.
- Неспособность
принимать решения. Как
- Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы смело делегировать подчиненным.
- Низкий профессионализм. Нет достаточного числа ни профессионалов-менеджеров, ни профессионалов-специалистов, которыми менеджеры-профессионалы должны были бы руководить.
- Отсутствие
достаточного внимания
Найти
систему управления в России, учитывая
российский менталитет, невероятно трудно.
Загадочная русская душа – это не только
фигура речи, но это и правда. Следует иметь
ввиду, что слишком мало времени прошло
для создания российского менеджмента.
Ни одного года не было спокойного. У нас
же нет ни одного бизнесмена, который бы
себя чувствовал уверенно в завтрашнем
дне. Любой понимает, что он ничем не защищен
и в любой момент его бизнес может быть
разрушен. Никакое положение в бизнесе
ни от чего тебя не гарантирует. Российскому
менеджменту для того чтобы сформироваться
как национальному нужно устойчивое правовое
поле, которого пока нет. Каждый год меняются
нормативы, правила, условия, что-то вводится,
что-то отменяется.
Таким образом, отечественный менеджмент находится в стадии становления. Аккумулируя в себе достижения российских и зарубежных школ менеджмента, он ищет пути адаптации к специфическим условиям современного российского общества, его экономике, культурным нормам, традициям.
Должна ли Россия
слепо перенимать теорию японского, американского
и т.д. менеджмента и применять их на практике?
Заимствование чужого опыта Россией может
дать отрицательный результат. Это объясняется
тем, что российский менталитет всегда
характеризовался наличием полярности,
стремлением к гротеску, доведением любой
ситуации до крайности.
2. Немецкая система менеджмента
Немецкий менеджмент отличает особый стиль, который складывался веками и уходит корнями в традиции средневековых цехов и купеческих гильдий. Такие национальные черты, как прилежность и аккуратность, любовь к порядку и бережливость, пунктуальность и рациональность, трудолюбие и ответственность, воспитывались в Германии на протяжении столетий, что оказало существенное влияние на становление и развитие немецкого стиля управления и германской деловой культуры. Немцам не свойственны авантюризм и спонтанные решения. Они изобретательны и берут систематичностью подхода и последовательностью действий.
Характерной чертой и особенностью немецкой деловой культуры является принцип порядка ( Ordnung), который отмечается и в стиле управления, и в организации процесса принятия решений. Согласно немецкой точке зрения на характер развития любого процесса, у каждой вещи и каждого человека есть свое место в соответствующем плане, рассчитанном на достижение максимальной эффективности. Немцы верят в то, что хорошо разработанные процессы и процедуры способны содействовать решению большинства проблем, поэтому придают порядку первостепенное значение для достижения общего благосостояния.
Символам власти, законам и указаниям в Германии подчиняются, а эксцентричные люди и нарушители закона не вызывают симпатий в обществе. В Германии соблюдение правил касается всех, ведь перед законом все граждане страны равны еще с давних времен.
Немцы
верят, что настоящего порядка можно
достигнуть, если строго соблюдать
специально разработанные для этого
правила, постановления и процедуры,
которые, в свою очередь, возникли на
основе многолетнего опыта деятельности
национальных компаний, ведомых опытными,
проверенными временем руководителями.3
2.1. Исторические сроки появления менеджмента в Германии