Специфика управленческого труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компании. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации — это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.

Оглавление

Введение …………………………………….……………………...................3
Глава 1. Менеджер в системе управления .……………………………….5
1.1. Основные задачи менеджера и современные требования к нему…………………………..……...................................................................5
1.2. Типологии стилей руководства и их характерные черты ………...17
1.3. Социальная ответственность и этика менеджеров………………...26
Глава 2. Анализ эффективности управленческого труда на предприятии. Характеристика предприятия. Анализ личностно-деловых качеств менеджера предприятия. Оценка работы руководителя в формировании стиля управления. ………………………………………………… …...........29

Заключение ………………..………………….…………….....................35
Список использованной литературы и источников………....................37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 77.19 Кб (Скачать)

Для того чтобы наладить слаженную совместную работу сотрудников аппарата управления, необходимо найти связующие элементы, которые позволят объединить усилия исполнителей для достижения общей цели. Объединение усилий должно происходить на определенной основе. При этом должны быть налажены механизмы кооперации. В качестве механизмов кооперации в управлении могут служить2:

  • общие ценности и культура организации;
  • сформулированные и доведенные до сведения исполнителей стратегия и планы развития организации;
  • информационная открытость организации;
  • распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления;
  • налаживание групповой (командной) работы.

Таким образом, мы рассмотрели содержание и особенности управленческого труда. При этом мы отметили, что управленческий труд имеет ряд специфических особенностей. Характер и содержание труда делают труд руководителя сложным, разнообразным, вносят в него элементы непредсказуемости, рискованности. Для того чтобы менеджер, несмотря на отмеченные сложности, мог успешно осуществлять управленческую деятельность, необходимо, чтобы он имел профессиональные знания, опыт и владел искусством управления.

Комплекс научных знаний позволяет объективно оценивать ситуацию, грамотно проводить анализ проблем, учитывать факторы и тенденции изменений внешней и внутренней среды организации. В то же время наличие знаний ускоряет приобретение профессионального опыта. Опыт управленческой деятельности позволяет менеджеру экономить время за счет того, что многие ситуации ему уже знакомы и решения принимаются по типовым схемам, многие действия выполняются автоматически. Большой и разносторонний опыт руководителя может перерасти в искусство управления, когда при решении проблемы вместо «сухого» анализа и расчетов (или вместе с ними) происходит многомерное восприятие ситуации, включается интуиция и ощущение того, как это «должно быть». Искусство управления позволяет также находить решения там, где вообще невозможно использовать рациональные методы принятия решений. Например: как выбрать способы эффективного воздействия на человека? Как воодушевить его на работу и ответственное отношение к делу?

Знания, опыт и владение искусством управления дает основу для творческого подхода в управлении, когда руководитель ищет нетрадиционные пути решения возникающих проблем. Осуществляя свою профессиональную деятельность, менеджеры играют определенные роли.

Роль – это модель поведения человека в системе служебных и неслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих.

Можно утверждать, что менеджеры в процессе своей деятельности играют следующие роли: концептолог, организатор, лицо, принимающее решение, инициатор, арбитр, эксперт, консультант. Выполнение сложной, разнообразной, требующей инициативного и творческого подхода работы требует от менеджера наличия определенных профессиональных и личностных качеств. Среди них можно назвать: интеллект, систему знаний, уровень образования, вариабельное мышление, опыт практической деятельности, решительность и осторожность, нравственность (этичность), целеустремленность, убежденность (уверенность), настойчивость (воля), гуманизм, способность к исследованиям. Приведенный перечень личностных и профессиональных качеств не является исчерпывающим. Кроме того, в конкретных ситуациях не все из названных качеств являются значимыми и обязательными. Тем не менее, личность менеджера и соответствующие ей качества, безусловно, имеют значение для его успешной профессиональной деятельности.

В общем понимании личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности (социальной группы). Личность менеджера – это не только требования, которые предъявляются к нему с позиций эффективного управления. Это оригинальное, неповторимое сочетание качеств, которые определяют его стиль управленческой деятельности, выбор позиций в критических ситуациях, отношение к действительности, к людям.

Формирование личности менеджера может осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  • оценка и осознание своих способностей;
  • развитие способностей;
  • тренировка характера;
  • освоение культуры деятельности;
  • воспитание социальной ответственности;
  • интеллектуальное развитие;
  • целеустремленность.

Роль современного менеджера заключается в интегрировании в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия. На макроэкономическом уровне современный менеджер должен учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.

Смена парадигмы управления на макро – уровне меняет принципы целеполагания и целее – осуществления на уровне предприятий.

Все более признанным становится приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.

Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой. Одном из важнейших проблем, стоящих перед современной организацией, является динамически возрастающая неопределённость внешней среды. Риск, вносимый в деятельность рыночного субъекта неучтёнными изменениями, приводит к более ощутимым, чем раньше, потерям для общества. Поэтому каждый случай нерационального использования ресурсов миллионами действующих предприятий суммируется в колоссальные потери для человечества и ведёт к глобальной экологической катастрофе. В XX веке для более-менее благополучного существования социума было достаточно обеспечить рациональное использование ресурсов в крупных организациях.

В XXI веке необходимо обеспечить высокую эффективность всех, кто трудится, так как каждая организация связана со всеми остальными сложной системой экономических связей.

Решая проблему рационального и эффективного использования ресурсов, социум как самоорганизующаяся система пытается оптимально детерминировать деятельность каждого экономического субъекта, внедряя стандартные процедуры управления и контроля. Этот процесс объективно приоритетен; сейчас он набирает обороты. Центр тяжести переносится в сферу совершенствования систем управления предприятиями, что, в частности, уже привели к переходу от технической к управленческой стандартизации.

Так, например, внедрение международных стандартов ISO (как серии 9 000, так и I4 000) связано с такими современными понятиями, как система менеджмента качества (СМК) и система экологического менеджмента (СЭМ). В настоящий момент существует три основных причины, побуждающих организации внедрять СМК и СЭМ:

  1. внутренние причины. Этого требует либо философия организации, либо её стратегия (для повышения конкурентоспособности, выхода на новые, в том числе международные, рынки);
  2. внешние причины. Организация вынуждена внедрять стандарты ISO, чтобы сохранить свои рыночные позиции, поскольку этого требуют поставщики, потребители, посредники;
  3. желание быть «не хуже других».

Но что бы ни заставляло организацию внедрять эти стандарты, общество от этого выигрывает. Детерминированность внешней среды (и, как следствие, снижение рисков) при этом достигается за счёт упрощения процессов рыночного взаимодействия, поскольку организации строят деятельность на сходных принципах и процедурах.

Заинтересованность организаций во внедрении этих систем объясняется их рыночной эффективностью и, в тоже время, соответствует целевой функции социума - самоподдержанию. Эволюционируя, социум стабилизирует сам себя не только путём рыночного отбора сильнейших, но и повышая интегральную эффективность экономической деятельности. Таким образом, организация, действующая на принципах СМ К и СЭМ. эффективнее реализует целевую функцию социума через свои целевые установки.

Требования к современным менеджерам

Современный менеджер должен характеризовать следующие положения:

-  Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости  к постоянным изменениям  внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

- Использование  в управлении теории систем, облегчающей  задачу рассмотрения организации  в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с  внешним миром. Главные предпосылки  успеха предприятия находятся  во внешней среде, причем границы  с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей  деятельности от энергии, информации  и других ресурсов, поступающих  извне. Чтобы функционировать, система  должна приспосабливаться к изменениям  во внешней среде.

-  Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия из вне. Центральный момент здесь - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.

-  Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.

Достаточно сложно в нескольких словах или даже фразах сформулировать требования к современному менеджеру на предприятии. Он должен смотреть в будущее и одновременно не отрываться от повседневности. Он должен быть «отцом» для персонала и в то же время строгим управленцем. Он должен разбираться в технологических процессах на предприятии, в основных понятиях маркетинга и информатики, управления персоналом и антикризисных мерах, в психологии и методах манипулирования людьми, в финансах и налогах. Менеджер должен уметь взаимодействовать с властью и с клиентами, с  конкурентами и владельцами бизнеса. И наконец – менеджер должен быть профессионалом менеджмента, микро- и макроэкономики.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

- знания в области теории  и умения в сфере практики  управления;

- способность к коммуникациям  и умение работать с людьми;

- компетентность в области  специализации предприятия.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микро - экономики. Общей теории принятия управленческих решений умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПК как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе специального профессионального образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным качеством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Вторая категория требований - требования коммуникабельности и умения работать с людьми, - обусловлена связующим положением менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для проведения анализа любой управленческой ситуации менеджер должен обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги из родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуаций менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели деятельности.

Информация о работе Специфика управленческого труда