Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 14:06, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компании. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации — это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.
Введение …………………………………….……………………...................3
Глава 1. Менеджер в системе управления .……………………………….5
1.1. Основные задачи менеджера и современные требования к нему…………………………..……...................................................................5
1.2. Типологии стилей руководства и их характерные черты ………...17
1.3. Социальная ответственность и этика менеджеров………………...26
Глава 2. Анализ эффективности управленческого труда на предприятии. Характеристика предприятия. Анализ личностно-деловых качеств менеджера предприятия. Оценка работы руководителя в формировании стиля управления. ………………………………………………… …...........29
Заключение ………………..………………….…………….....................35
Список использованной литературы и источников………....................37
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
Экономический факультет
Кафедра «Менеджмент и маркетинг»
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория управления»
на тему: Специфика управленческого труда
Выполнил: студент 2 курса
4 группы ГМУ
Малышев Роман Равильевич
Проверил: к. э. н., доцент
Курлыков О.И.
Самара 2012
Введение
…………………………………….…………………….......
Глава 1. Менеджер в системе управления .……………………………….5 1.1. Основные задачи менеджера
и современные требования к нему…………………………..……............ 1.2. Типологии стилей руководства и их характерные черты ………...17 1.3. Социальная ответственность и этика менеджеров………………...26 Глава 2. Анализ эффективности управленческого труда на предприятии. Характеристика предприятия. Анализ личностно-деловых качеств менеджера предприятия. Оценка работы руководителя в формировании стиля управления. ………………………………………………… …...........29
Заключение ………………..………………….……………......... Список использованной литературы
и источников………................. Приложения ……..……………………………………………………….39 |
|
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компании. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации — это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации. В настоящее время качественное разрешение вопросов, связанных с управлением персонала, имеет большое значение в развитии и процветании организации. В реальном режиме времени можно наблюдать смену способа производства, переходный этап, характеризующийся ускорением динамики социальных систем, возникновением новых социальных отношений.
К сожалению, накопленный за дореформенный период опыт управленческой деятельности предприятиями не только не отвечает требованиям рыночных методов хозяйствования, но и сдерживает их становление и развитие. Существуют социально-управленческие проблемы, как противоречие между знаниями о потребностях в результативных практических действиях по управлению персоналом и незнанием механизмов реализации этих действий.
Как известно, управленческая деятельность в советский период была жестко регламентирована и нормирована. Все это соответствовало административно-командной системе планового руководства экономикой отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий и объединений.
Переход индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной обуславливает необходимость дальнейшей эволюции подхода управления организацией, основанного на инновационном подходе. В условиях ужесточения конкуренции управление персоналом в России является особенно актуальным.
Конкуренция диктует необходимость изменения общей парадигмы управления персоналом. Сегодня система управления персоналом представляет собой комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, направленных на обеспечение постоянного повышения конкурентоспособности организации в рыночных условиях, роста производительности труда и качества работы, обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Изложенное выше говорит об актуальности темы дипломного проекта, а полученные теоретические и практические результаты создают реальную основу для совершенствования и развития деятельности по управлению персоналом.
Многие теоретические и практические аспекты управления персоналом освещены в работах отечественных и зарубежных авторов. Среди них следует назвать Э.А. Лебедев, Т.Н. Лобанова, В.В. Травин, К. Линдерт, А. Каммел, В.М. Гальперин, Й. Бен-Порэт, А. Браверман, А. Саулин, М. Армстронг, С.В. Андреев, Д.С. Синк, и др. Однако в работах указанных авторов недостаточно полно раскрыты вопросы развития технологий управления персоналом с учетом рыночной конкурентной среды. Большинство имеющихся исследований носит общеметодологический характер, недостаточно полно учитывающий специфические особенности становления рыночных отношений в России.
Слабая теоретическая разработка форм и подходов по управлению персоналом не позволяет поднять качество управленческой работы на уровень современных требований.
В связи с этим, улучшение деятельности управления является актуальной задачей совершенствования всего процесса управления персоналом.
1.1. Менеджер в системе управления. Основные задачи менеджера и современные требования к нему.
Рассмотрим понятие «менеджер», остановимся на характере, содержании и особенностях управленческого труда, сформулируем факторы успешной деятельности менеджера, узнаем, какие роли играют менеджеры в организациях и какие профессиональные и личностные качества необходимы для успешного выполнения функций менеджера.
Работа по управлению организацией является частью совокупного труда, который необходим для того, чтобы достичь ее целей. Это один из видов профессиональной деятельности человека. Реализация этого вида деятельности осуществляется управленческими работниками, ключевое место среди которых занимают руководители – менеджеры.
Менеджер – это должностное лицо, профессионально осуществляющее управление организацией, функционирующей в рыночных условиях.
Термин менеджер употребляется1:
Менеджеры могут занимать в организации различные позиции по уровню в должностной иерархии, по роли, которую они играют в процессе управления, по решаемым задачам. Это связано с разнообразием видов управленческой деятельности, а также с тем, что управленческий труд в больших организациях подразделяется по уровням и функциям.
Управленческая деятельность по виду и характеру чрезвычайно разнообразна. Менеджер принимает управленческие решения в области экономики, организации работы или в социально-психологической сфере; является методологом, человеком, работающим с информацией. Рассмотрим особенности управленческого труда. Они заключаются в характере труда менеджера и отражаются в содержании труда, его разделении и кооперации.
Характерными чертами труда менеджеров является то, что этот труд носит преимущественно умственный, творческий характер. Его главный смысл составляет выявление и устранение проблем в функционировании организации. Однако менеджеры должны не только вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применить в каждом конкретном случае. К примеру, если возникла проблема в производстве, в финансовом отделе или исследовательском звене фирмы, ее решение потребует учета особенностей работы каждого из этих подразделений, а также изучения конкретных причин, по которым она возникла.
Предметом труда в управлении, специфическим объектом его приложения является информация. В управленческом труде сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой, передачей и хранением информации.
Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий.
Управляющее воздействие на объект управления – это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.
Содержание управленческого труда определяется функциями, которые необходимо выполнять менеджерам, чтобы достичь целей организации. Исходя из перечня функций, можно установить виды работ, которые должны выполнять менеджеры в процессе своей деятельности. К ним относятся:
Работа по управлению организацией выполняется управленческим персоналом, который в совокупности составляет аппарат управления.
Разделение управленческого труда можно рассматривать в функциональном, структурном и технологическом аспекте.
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль и др. Соответственно, одни работники управления специализируются на работах по планированию, другие организовывают выполнение планов, третьи осуществляют контроль и т. д.
С точки зрения структурного разделения труда в процессе управления менеджеров подразделяют по уровням и сферам деятельности – специальным функциям. Вертикальное разделение труда менеджеров (по уровням) позволяет выделить высший, средний и первичный уровни управления.
Руководители высшего уровня управления принимают важнейшие для организации решения, определяют стратегию ее поведения и развития. Главными задачами руководителей высшего уровня являются:
Руководители среднего уровня координируют и контролируют работу менеджеров более низких уровней. В больших организациях руководителей среднего уровня бывает достаточно много, поэтому они сами могут подразделяться по уровням. Руководители среднего уровня часто возглавляют крупные подразделения организации. Характер их работы в большей мере определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, начальник цеха на промышленном предприятии руководит нижестоящими звеньями, взаимодействует с инженерными службами, анализирует данные о работе своего подразделения, обдумывает перспективы его развития. Руководители первичного уровня (операционные руководители) – это организационный уровень, находящийся непосредственно над исполнителями. Младшие менеджеры обычно непосредственно отвечают за выделенные ресурсы, такие как сырье, материалы, оборудование. Они распределяют производственные задания, организуют их выполнение, осуществляют контроль за работой подчиненных. Разделение труда по специальным функциям (горизонтальное разделение труда) предполагает выделение функциональных подсистем в управлении. Например, управление финансами, управление сбытом готовой продукции и т. д. Технологическое разделение труда учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в аппарате управления выделяют три категории работников: руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).