Современные технологии организации детских праздников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов, выявив характерные особенности данного вида работы. Цель определила следующие задачи:
• Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
• Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников;
• Выявить значение праздников для развития детей;
• Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников;
• Обобщить опыт работы по подготовке к праздникам и провести сравнительный анализ праздников.

Оглавление

Введение.
Глава I. Теоретические основы. Праздник как неотъемлемая часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.
1.1. Праздник как организованная форма детского досуга.
1.2. Виды и формы детских праздников.
1.3. Идея, сущность и эффективность праздника.
1.4. Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей.
Глава II. Праздник как феномен социально-культурной деятельности. Современные технологии организации детского праздника.
2.1 . Виды деятельности в контексте праздника.
2.2 . Подготовка и организация праздника для детей.
2.3. Особенности проведения детских праздников.
2.4. Методические рекомендации по проведению детского праздника.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Современные технологии .docx

— 42.63 Кб (Скачать)

Современные технологии организации  детских праздников.

Курсовая  работа.

 

Актуальность.

Праздник - это особое состояние  души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни  человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Календарь праздников меняется как  меняется история, неизменными остаются традиционные праздники, интерес к  которым в настоящее время  значительно возрос. И это не простое  любопытство. Знание истоков культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей  страны, судьбу поколений и своей  родословной.

Праздник является специфичной  формой коллективного единения, где  выражается общее настроение и сопереживание  участников. Он обусловлен динамикой  социального бытия, в котором  отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным  образом, диктуют им иной, нежели в  будничное время, способ поведения  и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

В условиях нарастающих кризисных  явлений в духовной жизни всего  общества, в том числе детей  и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование  содержания и методов организации  праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению  и развитию личности ребенка.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и  форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность  выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.

Объект исследования – современные технологии организации детских праздников.

Предмет исследования – рациональная организация культурно – досуговой деятельности участников праздника, процесс подготовки и организации праздников.

Цель исследования – обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов, выявив характерные особенности данного вида работы.

Цель определила следующие задачи:

  • Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
  • Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников;
  • Выявить значение праздников для развития детей;
  • Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников;
  • Обобщить опыт работы по подготовке к праздникам и провести сравнительный анализ праздников.

 

Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в качестве теоретической и методической основы в процессах организации детских праздников.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, изучение, индукция и др.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

Глава I. Теоретические основы. Праздник как неотъемлемая часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

 

    1. Праздник как организованная форма детского досуга.

 

Детский праздник - важная часть жизни  ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. Все это в массовом проявлении. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможные ситуации, и праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.

Руководствуясь определением «досуга», следует отметить, что для большинства  «благополучных в развитии» современных  людей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и др. Поэтому, сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал, преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы, и принципы сознательного социально-значимого поведения молодых людей.

На сегодняшний день есть определенный и положительный опыт функционирования различных учреждений именно с целью  удовлетворения детского населения  в их потребностях культурной организации  досуга. Широко распространена организация  массовых детских праздников, имеются  центры художественного творчества, спортивные и дополнительного образования. Однако также следует указать  на то, что именно в использовании  такого сильнейшего воспитательного  средства как «культурный досуг» имеется ряд противоречий. Прежде всего, это противоречия: между необходимостью удовлетворения растущих потребностей людей и не успеванием педагогики, культурологи и, социологии в разработке и обосновании соответствующих  досуговых программ, детских праздников; между осознанием социального значения отдельных образцов культурно организованного  досуга и недостаточно функциональным его использованием, между спросом  социума и ответным предложением организаторов культурного досуга.

Праздник раскрывает богатейшие возможности  всестороннего развития ребенка. В  любом празднике присутствуют разнообразные  виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Детские праздники – это еще  и возможность рассказать ребенку  о многообразии и радостях окружающего  мира. Поэтому в детские праздники  входят воспитательные моменты и  познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического  мышления или внимания.

Где могут проходить детские  праздники? Москва и другие крупные  города предлагает множество мест для  любого события в жизни ребенка  и вашей семьи. Это могут быть стадионы. Парки, культурные центры и  дворцы, площади и многое другое, все зависит от тематики праздника, времени года, когда он проходит, а также еще много факторов, которые влияют на выбор места  для проведения детского массового  мероприятия. Выбор зависит от концепции, заложенной в предстоящие детские  праздники.

 

    1. Виды и формы детских праздников.

 

Детский праздник – один из самых  ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор  для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные  порывы, воспитывают умение жить в  коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы  досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения  совершенно очевидна и, к сожалению, не только в массовом сознании, но и  для педагогической общественности и многих публикаций.

Особая педагогическая ценность детских  праздников заключается в том, что  они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем  есть, поскольку для него личностно  значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные  переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Массовой практике присуще большое  разнообразие форм проведения детских  праздников, количество которых постоянно  растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные  обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как  правило, составляют неотъемлемую часть  культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Можно выделить следующие виды  праздников, в которых возможно участие  детей:

- церковные праздники, главными  из которых являются Рождество  и Пасха и др.;

- календарно-обрядовые праздники  - Новый год, Масленица (проводы  зимы), праздник Ивана Купалы, праздник  урожая;

- профессионально-трудовые праздники  (день учителя и т.д.);

- гражданско-личностные праздники,  или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

- спортивные праздники;

- праздники для детей;

- мемориальные праздники, связанные  с жизнью и творчеством великих  русских поэтов и писателей,  художников и композиторов;

- юбилейные праздники городов  (День города), областей и республик.

 

 

    1. Идея, сущность и эффективность праздника.

 

Участники праздника – взрослые и дети. По оценке специалистов  взрослые участники праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных  действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в  общении.

Игры на празднике (обязательный атрибут  праздничного веселья) – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные  в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной  стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни  и праздники.

Почти у каждого календарного праздника  – своя тема, отражающая историю  народа, страны, мира. Праздник – тогда  праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает  в них желание и умение неформально  общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального  и локального характера. Конечно, праздники  как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных  устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и  природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются  достаточно определенными, близкими детям  и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность участия  и согласие со всеми  обязательными  и условными правилами досуговой  деятельности того или иного  праздника;

- свободный выбор детьми разнообразных  сюжетов, ролей, положений, поведения  праздничного действия;

Информация о работе Современные технологии организации детских праздников