Современные технологии организации детских праздников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов, выявив характерные особенности данного вида работы. Цель определила следующие задачи:
• Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
• Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников;
• Выявить значение праздников для развития детей;
• Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников;
• Обобщить опыт работы по подготовке к праздникам и провести сравнительный анализ праздников.

Оглавление

Введение.
Глава I. Теоретические основы. Праздник как неотъемлемая часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.
1.1. Праздник как организованная форма детского досуга.
1.2. Виды и формы детских праздников.
1.3. Идея, сущность и эффективность праздника.
1.4. Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей.
Глава II. Праздник как феномен социально-культурной деятельности. Современные технологии организации детского праздника.
2.1 . Виды деятельности в контексте праздника.
2.2 . Подготовка и организация праздника для детей.
2.3. Особенности проведения детских праздников.
2.4. Методические рекомендации по проведению детского праздника.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Современные технологии .docx

— 42.63 Кб (Скачать)

Общение, как особый вид  деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так  и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. Для нас представляет интерес точка зрения психологов  на общение как на многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

И очень важная задача–  создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и  обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка –  праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в  его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

Итак, в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

 

 

2.2. Подготовка и организация  праздника для детей

 

Подготовка и проведение праздника для детей– долгая, кропотливая  и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

 

 

Этапы работы.

Изучая опыт работы по организации  праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап – предварительное  планирование.

II этап – работа над  сценарием.

III этап – предварительное  знакомство детей с праздником.

IV этап – репетиции.

V этап – проведение  праздника.

VI этап – подведение  итогов.

VII этап – последействие  праздника.

I. В начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается  непосредственная подготовка к  празднику.На данном этапе подготовки  создается сценарий праздника,  включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.

III. Когда сценарий готов,  детям рассказывается о предстоящем  празднике, объясняется что это  за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался  в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют  кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые, дети из и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения целей  и задач начинается непосредственная  работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению  зала, уличных площадок, парков и  т.д, изготовлению аксессуаров  к костюмам. На данном этапе  идет также работа над сценарием,  куда вносятся изменения и  коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот  самый долгожданный день, когда  преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская,  да и взрослая память долго  хранит светлые, радостные, яркие  впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII. Последействие праздника.  На этом этапе закрепляются  наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.

Все это помогает глубже почувствовать  содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

 

2.3. Особенности проведения  детских праздников

 

Удачное проведение праздника  для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами  и выступлениями. Многообразие ярких  впечатлений иногда может вызвать  у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют  все дети. Это достигается, прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает  индивидуально или с небольшой  группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность взрослых на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов  деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

 

    1. Методические рекомендации по проведению детского праздника:

 

Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских  праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:

    • Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
    • Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
    • При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
    • При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
    • При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
    • Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
    • Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.
    • В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
    • В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
    • После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
    • В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

 

Заключение

 

Праздник– важная часть жизни  ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей в крупных городах – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в  себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники в больших городах  благотворно влияют на развитие психических  процессов: памяти, внимания; создают  прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Изучение опыта работы позволяет нам сделать вывод  о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо  преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Выгодский Л.С.  Воображение и  творчество в детском  творчестве. М.: Просвещение, 2006.

Комарова Т.С. Как научить ребенка  выступать. М.: Столетие, 2008.

Красильникова О.А. Обучать и воспитывать  творчеством. // Реабилитация творчеством  – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.

Лебедева О.А. Общешкольные праздники  и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008.

Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного  возраста. // Никитина М.И., Панин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших  школьников. СП б, 2006.

Общая психология детей. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 2006.

Седова М.Ю. Роль  праздника в  коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.

 


Информация о работе Современные технологии организации детских праздников