Современные технологии организации детских праздников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов, выявив характерные особенности данного вида работы. Цель определила следующие задачи:
• Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
• Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников;
• Выявить значение праздников для развития детей;
• Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников;
• Обобщить опыт работы по подготовке к праздникам и провести сравнительный анализ праздников.

Оглавление

Введение.
Глава I. Теоретические основы. Праздник как неотъемлемая часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.
1.1. Праздник как организованная форма детского досуга.
1.2. Виды и формы детских праздников.
1.3. Идея, сущность и эффективность праздника.
1.4. Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей.
Глава II. Праздник как феномен социально-культурной деятельности. Современные технологии организации детского праздника.
2.1 . Виды деятельности в контексте праздника.
2.2 . Подготовка и организация праздника для детей.
2.3. Особенности проведения детских праздников.
2.4. Методические рекомендации по проведению детского праздника.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Современные технологии .docx

— 42.63 Кб (Скачать)

- наличие в праздниках глубинных  народных традиций, вбирающих в  себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов  принципиального характера,  жанров  самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего  стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как  мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение  ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), –  праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как  предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим  посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно  значимыми для него являются и  сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и  положительно окрашенное эмоциональное  переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый  продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и  способностей.

Возникновение и становление праздника  как любого вида духовного бытия  человека связаны не в меньшей  мере и с удовлетворением такой  потребности человека, как игра. Праздник и игра – важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с  которыми сталкивается ребенок в  процессе подготовки и проведения праздника: творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно  влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная  сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего  развития»; во-вторых, проявляется в  осознанном целеполагании, связанном  с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

Эффективность праздника обусловлена  взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые  активно проявляются в ходе художественно-педагогического  взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в  качестве доминирующей разрушает целостность  влияния данного феномена. Таким  образом, педагогически целесообразно  организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач  детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских  клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.

Решающая роль в успешном осуществлении  подготовки праздника принадлежит  коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и  взаимодействию с детьми.

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения  и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными  гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков  организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Понимание детского праздника, как  сложной системы различных субъективно-объективных  и личностно-общественных отношений  и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет  выявить основные элементы праздника  и структурные взаимоотношения  между ними. Праздник объединяет в  себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного  мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными  аспектами нерасторжимого в своей  целостности художественно-педагогического  процесса взаимодействия детей и  взрослых в проведении праздника.

Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские  праздники создают единое культурно-образовательное  пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в  современное социальное общество.

 

    1. Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей.

 

Детский возраст – время формирования и активного развития всех без  исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти. По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.

Произвольное внимание – это  сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности ребенок ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий.

В процессе подготовки праздника взрослые объясняют детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывают, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи взрослых и выполняют. Так “запускается” механизм  и происходит тренировка произвольного внимания.

Таким образом, подготовка и проведение праздников для детей является одним  из средств развития всех видов внимания детей.

Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в развитии памяти. Запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение индивидом его  опыта и называется памятью. В  памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание. По характеру психологической  активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все вышеназванные виды памяти.

Праздник – одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов  искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном и школьном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Праздник как феномен социально-культурной деятельности. Современные технологии организации детского праздника.

 

2.1. Виды деятельности в контексте праздника.

 

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности –  это и музыкальная, и речевая, и изобразительная.  Также следует  выделить особый вид деятельности –  общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Уже в первые годы жизни  у ребенка складываются предпосылки  для овладения простейшими формами  деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и  является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации  видов деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация:

    • Репродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;
    • Продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых целей и  соответствующих им  средств или достижение известных целей с помощью новых средств.

Анализ данной классификации  позволяет говорить, что деятельность- это активная форма отношения к объекту.

Творческая деятельность – это деятельность человека, в  ходе которой он создает нечто  новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка.

Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления – наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически  отсутствует. Дети все действия выполняют  “по шаблону”, их мышление очень  конкретизировано, и как следствие  этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются  предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.

Основой любого праздника  является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит  из песен и танцев.

В процессе постановки танца  проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные  такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что  в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в  празднике для детей играет речевая  деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Основное различие данного вида деятельности для детей заключается в более тщательном отборе речевого материала в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям использовать зрительный анализатор. В помощь зрительному анализатору на занятиях изобразительной деятельностью есть возможность привлечь и другие сохранные анализаторы – осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе сочетания зрительного образа со словом у детей формируются представления об окружающем мире. Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер. А движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д. Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Информация о работе Современные технологии организации детских праздников