Совмещение профессий и функций у сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том что, совмещение профессий и функций получает все большее распространение. Оно вызывается необходимостью рационального использования рабочего времени, полной загрузки оборудования, повышения маневренности в использовании кадров, обеспечения их взаимозаменяемости. Кроме того, совмещение профессий имеет социальное значение, поскольку оно расширяет производственный профиль работника, способствует росту квалификации, повышению содержательности труда, устранению монотонности в работе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы организации совмещения профессий на предприятии
1.1. Правовые основы организации совмещения профессий на предприятии…………………………………………………………………….…5
1.2. Совмещение профессий и функций на предприятии ………………….....10
Глава 2. Анализ организации совмещения профессий в ООО «Граф»
2.1. Организационно- экономическая характеристика ООО «Граф»………...17
2.2. Анализ системы совмещения профессий в ООО «Граф»…………….…..21
3. Разработка путей совершенствования организации системы совмещения
профессий в ООО «Граф»………………………………………………………29
Глава 4. Функцианально-стоимостной анализ отдела организации труда ООО «Граф»....................................................................................................................33
Заключение ………..…………………………………………………………..…40
Список использованной литературы……………………………………….…42
Приложения………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Совмещение профессий и функций у сотрудников.doc

— 228.50 Кб (Скачать)
 

      В связи с этим чаще используют менее  трудоемкий и более универсальный  метод экспертных сравнений стоимостей функций для изучаемого и аналогичных  объектов. При использовании этого  метода для каждой функции заполняют  форму Таблицу 7, в которой по каждому показателю и для каждого варианта реализации функции устанавливается относительная шкала порядка, т. е. лучшему варианту присваивается стоимость 1, худшему — стоимость т, равная числу сравниваемых вариантов.

      Таким образом, функция контроль за соблюдением трудового законодательства имеет  наименьшие затраты.

      Главная функция организации отдела труда  осуществлять организацию труда.

      Также необходимо рассчитать ежемесячные  затраты, необходимые для выполнения функций. (Таблица 8)

Таблица 8

Ежемесячные затраты, необходимые  для выполнения функций 
 

Наименование  структурного звена Функция Затраты реальные Затраты минимальные.
Начальник отдела F1, F2, F3 15000 12500
  F11,F12, F13, F14, F15, F16, F33 10000 8500
Инженер по труду F33, F35 5000 4800
Итого   20000 25800
 

     Выявление зон наибольшего  сосредоточения  затрат необходимо начать с  оценки значимости   функций.   Функция    F2  существенно    влияет    на общее функционирование  системы  управления ООО «Граф».  Нарушение этой  функции  (например, болезнь начальника отдела) приводит к существенным ухудшениям  деятельности  всей системы (примерно на 10%). F1 реализуется постоянно для того,  чтобы  иметь трудовые ресурсы (избыток 10%). F33 реализуется только,  когда  возникает необходимость в совмещении профессий и функций у сотрудников организации и т.д.

     Творческий  этап. Совершенствование системы  организации труда предполагает обеспечение конкурентного уровня оплаты труда, а также проведение мониторинга и прогнозирование  необходимой численности кадров в ООО «Граф». Для этого необходимо ежедневно учитывать сотрудников, принятых на работу (в том числе, внешние совместители) и уволенные, переведенные в другой цех, ушедшие в декретный отпуск (вышедшие из него). Расчет и прогнозирование в данном случае осуществляется с учетом влияния предыдущего месяца на отчетный.

      Оценка  деятельности отдела организации труда  базируется на определении того, насколько  кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач. Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом и помогают вовремя скорректировать выявленные несоответствия.

     Функция по осуществлению организации труда  существенно влияет на общее функционирование  системы управления ООО «Граф».  Нарушение этой  функции (например, болезнь начальника отдела) приводит к существенным ухудшениям  деятельности  всей системы (примерно на 10%). Осуществление руководства и учет трудовых ресурсов. реализуется постоянно для того,  чтобы  иметь трудовые ресурсы. Совершенствование организации труда реализуется только,  когда  возникает необходимость. 
 
 

Заключение 

     На  основании проведенного  анализа  совмещения профессий и функций  у сотрудников на примере строительной организации ООО «Граф» можно сделать следующие выводы:

     Преобладанием численности основных производственных рабочих среди других категорий  рабочих кадров. Значительными представляются также совмещения профессий среди  вспомогательных рабочих (23,5-28,7%). Преобладание совмещения профессий среди однородных категорий рабочих объясняется самими технологическими процессами и характером выполняемых трудовых функций, к которым привязаны именно эти группы рабочих.

Реже  наблюдается совмещение профессий  основных и вспомогательных рабочих (15,0-16,5%), что во-многом, связано с сравнительно большими различиями в характере труда этих категорий рабочих. Еще меньшую роль играют совмещения профессий рабочих (основных и вспомогательных) с некоторыми профессиями младшего обслуживающего персонала и несложными трудовыми функциями инженерно-технических рабочих, отнесенными к разряду других форм совмещения (1,2-1,8%).

      Изучение  масштабов совмещения профессий  в ООО «Граф»  указывает на незначительность диапазона совмещений. Совмещение профессий затрагивает в основном рабочих, обслуживающих землеройные и реже транспортно-погрузочные машины.

      На  основании функцианально-стоимостного анализа отдела организации труда ООО «Граф» по оценки  значимости  функций можно сделать следующие выводы: Сопоставление значимости функций и затрат, приходящихся на их  реализацию позволил выявить функции с неоправданно большими затратами. В  результате  проведения  ФСА  отдела организации труда   было рекомендовано   снизить затраты на реализацию  следующих  функций  F3,F12, F33,  т. к. эти функции были переоценены,  а  так  же увеличить затраты на недооцененные функции F2, F11, F14, F16, на которых работа выполнялась не качественно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  2. Адамчук В.В.Организация и нормирование труда.- М.: Финстатинформ, 1999.-264 с.
  3. БазароваТ.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов, ред., М.: ЮНИТИ, 2002, - 122с.
  4. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес предприятия. Теория и практика. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. - 348с.
  5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия, М.: Инфра-М, 2003, - 312 с.
  6. Егоршин А. П. Управление персоналом, Н. Новгород: НИМБ, 1999, - 624 с.
  7. Прошкин Б, Баканов Е. Моральное стимулирование труда: попытка оптимизации: Оплата, мотивы, стимулы труда // Человек и труд, 2008., N 1., - 78 с
  8. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии., 2002., N 10., - 69 с.
  9. Макаревич Л.М. Бизнес-планирование для малого предприятия. - М.: Вершина, 2003. - 123 с.
  10. Полднев К. Формирование и развитие карьеры // Служба кадров.- 2002.- №4., 87с.
  11. Самохвалова Ю.Н. Финансовые результаты // Консультант бухгалтера. - 2002 - № 12. - с. 7-9.
  12. Степанова И.С. Экономика строительства: 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд-во "Юрайт-издат", 2004. - 620с.
  13. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: Инфра-М, 1996, - 382с.
  14. Кибанов А.Я Экономика и социология труда, М.: Инфра-М, 2004, -. 584с.-508с.
  15. Туровец О. Г., Бухалков М. Организация производства и управление предприятием, М.: Инфра-М, 2005, - 544с.
  16. . Цыпкин Ю.А. Управление персоналом, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, - 289с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. 

Анкета  для изучения состояния  совмещения профессий

1. строительная организация

2. Строительный  участок 

3. Возраст 

4. Пол 

5. Производственный  стаж 

6. Образование  (нужное подчеркнуть): общее (классов); специальное: техникум, ПТУ, индивидуально-бригадное  обучение...

7. Профессия:  основная совмещаемая 

8. Разряд 

9. Содержание работы до совмещения  после совмещения

10. Для совмещения  профессии (нужное подчеркнуть) 

а) не потребовались  рост квалификации и повышение интенсивности  труда;

б) потребовался рост квалификации без повышения  интенсивности  труда;

в) потребовались и рост квалификации, и рост интенсивности труда.

11. Время занятости  в смену основной профессией (час.) и совмещаемой (час).

12. По чьей  инициативе осуществлено совмещение (нужное подчеркнуть): по Вашей  просьбе, по инициативе администрации. 

13. Желаете ли Вы перейти на другую работу или изменить характер настоящей работы

14. Потребовало  ли совмещение профессий дополнительной  подготовки, если да, то укажите  форму учебы 

15. Какие изменения  в характере труда произошли  после совмещения профессии (нужное подчеркнуть):

а) уменьшилась (возросла) утомляемость;

б) уменьшились (возросли) монотонность и однообразие  труда;

в) уменьшилась (возросла) нервная нагрузка;

г) появились  трудовые функции, связанные с принятием  решений, регулировкой приборов и оборудования, корректировкой производственного процесса.

16. Чем  привлекательно для Вас совмещение  профессии (нужное подчеркнуть):

а) более полное развитие способностей;

б) повышение  творческого содержания труда;

в) увеличение престижности работы;

г) повышенная оплата.

17. Что, на  Ваш взгляд, сдерживает расширение  совмещения профессий  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 
 

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

ООО «Граф»

Ковалевич Т. С. 
 
______________________________ 
(подпись)

«26 »мая 2004 г.   

Положение об отделе организации труда и заработной платы 

I. Общие положения  
Отдел организации труда и заработной платы является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономическим вопросам.

II. Задачи 
Организация труда и заработной платы, обеспечение повышения производительности труда и правильного расходования фонда заработной платы.

III. Структура 
1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства. 
2. В состав отдела могут входить подразделения (секторы, бюро, группы) нормирования, тарификации, организации и планирования труда, организации заработной платы.

IV. Функции 
1. В области нормирования труда: 
1.1. Разработка и внедрение норм затрат труда во всех звеньях производства, обеспечение широкого применения технически обоснованных норм выработки и норм обслуживания для рабочих, специалистов и служащих, повышение удельного веса этих норм в общей трудоемкости выпускаемой продукции. 
1.2. Анализа качества применяемых норм и нормативов. Разработка совместно с цехами и другими службами календарных планов пересмотра норм выработки и осуществление контроля за их выполнением. 
1.3. Руководство работой по пересмотру норм времени и обслуживания и замене их новыми, более прогрессивными. 
1.4. Проведение унификации применяемых норм, разработка и осуществление мероприятий по внедрению единых, типовых и укрупненных норм времени. 
1.5. Осуществление контроля за правильностью применения утвержденных норм и расценок. 
1.6. Проведение анализа выполнения действующих норм выработки по цехам, участкам, профессиям рабочих, изучение причин невыполнения норм выработки отдельными рабочими, разработка предложений по устранению этих причин, контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих освоение норм. 
1.7. Участие в разработке отраслевых и межотраслевых норм и нормативов по труду, апробация и внедрение их на предприятии. 
1.8. Обеспечение подразделений предприятия нормативными материалами по труду. 
1.9. Привлечение широкого круга рабочих, специалистов и служащих к решению вопросов организации труда и заработной платы. 
1.10. Оказание всемерного содействия работе общественных бюро нормирования труда, представление им необходимых материалов и участие во внедрении разработанных ими предложений. 
1.11. Проведение семинаров, лекций и бесед по вопросам организации труда и заработной платы для рабочих, специалистов и служащих предприятия. 
1.12. Участие в разработке заданий по снижению трудоемкости продукции (совместно с техническими и другими экономическими службами предприятия), контроль за их выполнением. 
2. В области организации труда: 
2.1. Организация и проведение систематического изучения использования рабочего времени всеми категориями работников предприятия путем применения фотографий и самофотографий рабочего дня, хронометражных наблюдений и других методов изучения рабочего времени. 
2.2. Выявление и анализ причин потерь рабочего времени, разработка предложений по улучшению использования рабочего времени и осуществление контроля за их внедрением. 
2.3. Изучение и подготовка совместно с другими отделами и цехами предложений о наиболее рациональной расстановке рабочей силы и осуществление контроля за их выполнением. 
2.4. Разработка совместно с соответствующими отделами и службами предложений по совершенствованию управления производством; изменений структуры подразделений предприятия, направленных на возможное уменьшение численности и удешевление управленческого аппарата, повышение уровня его использования; осуществление контроля за соблюдением штатной дисциплины. 
2.5. Участие в разработке рациональных режимов работы, графиков сменности работы бригад, участков, цехов и осуществление контроля за их выполнением. 
2.6. Участие совместно с другими подразделениями предприятия и профсоюзной организацией в изучении и распространении передового опыта организации труда (хозрасчетные бригады, совмещение профессий, многостаночное обслуживание и т.п.). 
2.7. Участие в разработке предложений по улучшению организации рабочих мест, облегчению условий труда и сокращению тяжелых, трудоемких и ручных работ, а также в разработке организационно-технических мероприятий, направленных на повышение производительности труда и снижение трудоемкости продукции. 
2.8. Участие совместно с отделом кадров и другими подразделениями предприятия в анализе причин текучести кадров и разработке мероприятий по их закреплению. 
2.9. Осуществление контроля за соблюдением на предприятии действующего трудового законодательства и правил внутреннего распорядка, участие в разработке мероприятий по укреплению трудовой дисциплины. 
2.10. Подготовка совместно с профсоюзной организацией и соответствующими подразделениями предприятия проектов коллективных договоров и организация проверки их исполнения. 
3. В области организации заработной платы: 
3.1. Изучение эффективности применения действующих систем оплаты труда, разработка мероприятий по совершенствованию организации заработной платы всех категорий работников предприятия. 
3.2. Разработка применительно к конкретным условиям предприятия положений о премировании работников, осуществление контроля за правильностью их применения. 
3.3. Осуществление контроля и проведение анализа расходования фонда оплаты труда, правильности соотношения в уровнях заработной платы работающих, соблюдения штатной дисциплины. 
3.4. Подготовка и утверждение в установленном порядке Перечня профессий рабочих, для которых при повременной оплате труда применяются тарифные ставки сдельщиков, а также отдельных рабочих, которым устанавливаются месячные оклады взамен тарифных ставок. 
3.5. Осуществление контроля за правильностью применения тарифных ставок, окладов, надбавок, доплат и коэффициентов к заработной плате, правильностью тарификации работ и установления разрядов рабочим. 
3.6. Проведение анализа организации и структуры заработной платы по подразделениям предприятия, отдельным категориям и профессиям работников. 
4. В области планирования труда и заработной платы: 
4.1. Разработка предложений по совершенствованию планирования трудовых показателей по участкам, цехам и предприятию в целом в направлении более полного использования рабочего времени, правильного и экономного использования фондов заработной платы и снижения трудовых затрат на изготовление продукции. 
4.2. Разработка совместно с технологическими службами и утверждение в установленном порядке структурным подразделениям заданий по снижению трудоемкости и уменьшению численности работающих за счет внедрения организационно-технических мероприятий. 
4.3. Проведение анализа причин отклонений от запроектированных показателей трудозатрат. 
4.4. Разработка проектов планов по труду и доведение утвержденных планов до цехов. 
4.5. Организация и осуществление совместно с планово-экономическим отделом и главной бухгалтерией учета и отчетности по труду и заработной плате, проведение анализа отчетности. 
4.6. Осуществление контроля за расходованием фонда заработной платы в цехах, отделах и службах предприятия; принятие мер по устранению выявленных недостатков.  
5. В области условий и режимов труда и отдыха: 
5.1. Подготовка и утверждение в установленном порядке Перечня работ и профессий рабочих, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам в связи с тяжелыми и вредными условиями труда, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. 
5.2. Подготовка в соответствии с действующим законодательством списка цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. 
5.3. Осуществление контроля за соблюдением в производствах, цехах, бригадах постановлений, приказов и других материалов по вопросам доплат за условия труда. 
5.4. Разработка производственного календаря и участие во внедрении оптимальных режимов труда и отдыха, рациональной организации труда и т. д. 
5.5. Подготовка предложений по установлению продолжительности дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем. 
5.6. Участие совместно с руководителями структурных подразделений и специалистами технических служб в разработке мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение условий труда.

Информация о работе Совмещение профессий и функций у сотрудников