Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы состоит в том что, совмещение профессий и функций получает все большее распространение. Оно вызывается необходимостью рационального использования рабочего времени, полной загрузки оборудования, повышения маневренности в использовании кадров, обеспечения их взаимозаменяемости. Кроме того, совмещение профессий имеет социальное значение, поскольку оно расширяет производственный профиль работника, способствует росту квалификации, повышению содержательности труда, устранению монотонности в работе.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы организации совмещения профессий на предприятии
1.1. Правовые основы организации совмещения профессий на предприятии…………………………………………………………………….…5
1.2. Совмещение профессий и функций на предприятии ………………….....10
Глава 2. Анализ организации совмещения профессий в ООО «Граф»
2.1. Организационно- экономическая характеристика ООО «Граф»………...17
2.2. Анализ системы совмещения профессий в ООО «Граф»…………….…..21
3. Разработка путей совершенствования организации системы совмещения
профессий в ООО «Граф»………………………………………………………29
Глава 4. Функцианально-стоимостной анализ отдела организации труда ООО «Граф»....................................................................................................................33
Заключение ………..…………………………………………………………..…40
Список использованной литературы……………………………………….…42
Приложения………………………………………………………………
К совм = Тсв / Тсм.
где: Тсв — время, свободное от выполнения работы по основной профессии, мин.;
Тсм — сменный фонд рабочего времени, мин.
где - свободное от выполнения работ по основной профессии время, мин; - продолжительность смены, мин.
Экономическая эффективность совмещения профессий может быть подсчитана по формуле •^сп = (<^г Здс) Л ДЛ ее где Зг — годовой фонд заработной платы рабочих, освобождаемых при совмещении; Здс — доплата к заработной плате рабочих за совмещение и повышение разряда; /Сд — коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату рабочих; /Ссс — коэффициент, учитывающий отчисления на социальное страхование; Сподг — затраты на подготовку рабочих для работы по совмещаемым профессиям.
Совмещение
рабочими основных профессий трудовых
функций рабочих
Изучение масштабов совмещения профессий в ООО «Граф» указывает на незначительность диапазона совмещений. Совмещение профессий затрагивает в основном рабочих, обслуживающих землеройные и реже транспортно-погрузочные машины.
В настоящее время, в связи с производственным перепрофилированием диапазон заметно расширился за счет таких рабочих основных профессий как бетонщик с совмещением им трудовых функций плотника-опалубщика, арматурщика, сварщика и транспортного рабочего. Намечается тенденция к совмещению профессий рабочих общестроительного профиля.
Необходимость совмещения профессий в ООО «Граф» вызывается как изменениями в содержании труда рабочих под влиянием новой строительной техники и технологии, так и существующими недостатками в организации труда (потери рабочего времени, простои техники из-за неполадок, монотонность труда и т.п.).
Предпосылками возможности совмещения профессий на предприятии являются: [Слезингер Г.Э. , 1996, С.274]
-высокая
концентрация технологических
-
общность операций и функций,
которые связаны между собой
функционально и
- чрезмерное разделение труда рабочих;
-
достаточный культурно-
- возможность улучшения условий труда;
-
наличие неиспользованных
Определенный интерес представляют данные о совмещении профессий рабочих, играющих различную роль в производственном процессе. Речь идет о рабочих основного производства (основных производственных рабочих) и вспомогательных рабочих. Если к основным производственным рабочим относим лиц, занятых на главных технологических процессах (разработка грунта, производство каменных, монтажных, бетонных и отделочных работ и т.п.), то категория вспомогательных рабочих охватывает лиц, выполняющих трудовые функции по обеспечению успешной деятельности основных рабочих (слесарно-ремонтные, инструментальные, транспортные подсобно-вспомогательные работы и т.п.). Данные выборочного опроса, проведенного среди работников служб организации и оплаты труда в крупных структурах дают определенное представление о совмещении профессий упомянутых категорий рабочих (Таблица 3)\
Таблица 3.
Состояние совмещения профессий у основных и вспомогательных рабочих водохозяйственного строительства (в % к итогу)
Совмещение профессий п. п. Структура ООО «Граф»
54,5
28,7
15,0
1,8
Преобладанием численности основных производственных рабочих среди других категорий рабочих кадров. Значительными представляются также совмещения профессий среди вспомогательных рабочих (23,5-28,7%). Преобладание совмещения профессий среди однородных категорий рабочих объясняется самими технологическими процессами и характером выполняемых трудовых функций, к которым привязаны именно эти группы рабочих.
Реже наблюдается совмещение профессий основных и вспомогательных рабочих (15,0-16,5%), что во-многом, связано со сравнительно большими различиями в характере труда этих категорий рабочих. Еще меньшую роль играют совмещения профессий рабочих (основных и вспомогательных) с некоторыми профессиями младшего обслуживающего персонала и несложными трудовыми функциями инженерно-технических рабочих, отнесенными к разряду других форм совмещения (1,2-1,8%).
Обращает на себя внимание отсутствие заметных различий в количественном выражении совмещения профессий среди приведенных в таблице 3, что во-многом. объясняется однородностью их производственного профиля и одноплановостью выполнимых строительно-монтажных работ.
Совмещение
профессий основных работ с профессиями
вспомогательных заслуживает
Совмещение основных профессий со вспомогательными происходит при условии, когда по своей специальности рабочий полностью не загружен и не возможно или нецелесообразно расширить фронт обслуживания. Наиболее часто происходит совмещение вспомогательных профессий контролера, слесаря, наладчика и др.
В процессе изучения состояния совмещения профессий в строительстве на примере приводимых выше структур, был проведен выборочный анкетный опрос рабочих (см. Приложение 1), отличающихся как формой совмещения, так и другими характеристиками (возраст, пол, профессия, стаж работы, тарифный разряд, степень механизации труда и т.п.). Опрос проводился на различных строительных участках и производственных бригадах с обеспечением высокой степени репрезентативности по аналогии с выборочным анкетированием при изучении проблемы интенсивности труда. [Цыпкин Ю.А. 2001, С.107]
Как показали данные анкетирования, распределение рабочих, совмещающих профессии, по основным возрастным группам имеет не значительные, но весьма характерные отклонения. Так, у рабочего в возрасте до 30 лет процентное отношение совмещающих профессии от общего числа этих рабочих ниже, чем среди рабочих старших возрастных групп. Эта особенность непосредственно связана с производственным стажем.
Почти половину рабочих, совмещающих профессии, составляют рабочие со стажем до 10 и более лет. Среди рабочих со стажем до 5 лет удельный вес совмещающих профессии ниже, чем удельный вес всех рабочих с данным производственным стажем. В тоже время среди рабочих со стажем свыше 5 лет картина меняется: удельный вес совмещающих профессии становится здесь преобладающим. Следовательно, производственный стаж, а с ним и известный запас профессиональных знаний и навыков является в значительной степени определяющим при освоении рабочими ведущих профессий.
Это подтверждается и анализом возрастных особенностей совмещающих профессии рабочих. Об этом свидетельствует уровень общего образования рабочих, совмещающих профессии. В частности, образование в объеме 9-11 классов средней школы имеет 68,2% рабочих, совмещающих профессии. Однако при этом образование более 8-10 классов имеет из них менее 28%. В тоже время среди всей выборочной совокупности рабочих этот показатель выше и составляет 42,5%. Это некоторое отставание уровня общего образования рабочих, совмещающих профессии, является временным, так как объясняется тем, что совмещают профессии рабочие преимущественно с наиболее высоким производственным стажем, а у этих рабочих по ряду причин общее образование как правило, находится на уровне 9-10 классов. В тоже время среди молодежи, поступающих на стройку, общее образование в основном на уровне 9-11 классов. Но среди этой части молодежи, в силу недостаточно высокого профессионального опыта, сравнительно низок удельный вес совмещающих профессии.
Следовательно, для совмещения профессий в данном производстве в современных условиях, включая и современный уровень обучения молодежи профтехучилищах и непосредственно на производстве, когда рабочие получают знания лишь по одной профессии, имеет большее значение дополнительные 2-3 года производственного стажа, чем 2-3 класса средней школы сверх 9-10 классов.
Что
же касается уровня специального образования,
то этот уровень у рабочих, совмещающих
профессии несколько выше, чем
у общей численности рабочих (соответственно
25,5 и 22,8% рабочих, окончивших профтехучилища).
Уровень квалификации у рабочих совмещающих
профессии значительно выше, чем у всей
совокупности рабочих обследованных предприятий.
Так, среди рабочих совмещающих профессии
самым низким разрядом является IV-й. Важно
и то, что если у всей совокупности рабочих
доминирует IV разряд, то среди рабочих,
совмещающих профессии он находится на
уровне V-VI-ro.
3.
Разработка путей
совершенствования
организации системы
совмещения профессий
в ООО «Граф»
Для расширения масштабов совмещения основными рабочими функций вспомогательных рабочих необходимо устранить имеющиеся здесь недостатки. Так, из-за отсутствия четкой регламентации и взаимосвязи функций обслуживания вспомогательные работы выполняются лишь по мере необходимости, без учета основных принципов рационализации труда. Данные фотохронометражных наблюдений показывают, что неудовлетворительная организация труда вспомогательных рабочих приводит к простоям основных рабочих, достигающих 11,2% рабочего времени, а также техники - 17,5% и самих вспомогательных рабочих - 18-20%.
Как показал анализ, вспомогательные работы можно подразделить на две группы, т.е. на работы, технологически и организационно обособленные от процесса изготовления основной продукции (инструментальные и ремонтные работы, содержание техники и т.п.) и на работы, выполнение которых связано с основным технологическим процессом (транспортировка, контроль качества, уборка технологических отходов и т.п.).
Именно
вторая группа вспомогательных работ,
постоянно сопутствующая основному
производству, должна получить наибольшее
распространение в практике. Это подтверждается
данными проведенного анкетирования,
обнаружившим сравнительно большие резервы
рабочего времени, которые можно использовать
на совмещение профессий (табл. 4).
Таблица 4
Распределение
рабочего времени
рабочих, осуществляющих
различные формы
совмещения профессий (в %
к итогу)
Формы совмещения
профессий Занято
в течение смены
по основным профессиям по совмещаемым профессиям
Основные рабочие
между собой
72,5 27,5
Основные рабочие
со вспомогательными 59,5
40,5
Вспомогательные
рабочие между собой
66,0 34,0
Как видно из таблицы 4. наибольший резерв времени, который используется на работу по совмещаемой профессии, имеется у основных рабочих, выполняющих в порядке совмещения функции вспомогательных рабочих (40,5% сменного времени). При совмещении профессий вспомогательных рабочих между собой удельный вес рабочего времени, отводимого на выполнение совмещаемых функций несколько меньший и составляет 34,0% сменного времени. Еще меньше рабочего времени затрачивается на выполнение функций по совмещаемой профессии у основных рабочих, которые совмещают профессии между собой (27,5% сменного времени).
Информация о работе Совмещение профессий и функций у сотрудников