Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа
Эффективное управление проектами, фирмами, организациями напрямую связано с квалификацией специалистов, принимающих ответственные решения: управляющий (менеджер) и его команда. Управление персоналом – это работа группы людей, прикладывающих максимум усилий для достижения целей организации. Именно управляющий должен обладать знаниями и принимать решения по таким вопросам: какие действия необходимо предпринять, чтобы сформировать эффективную команду; что способствует формированию квалифицированной команды; как организовать работу команды или даже нескольких команд, если это касается большой по масштабу организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…...........5
1.1 Административные методы управления персоналом. ……………........5
1.2 Экономические методы управления персоналом.… …………................8
1.3.Социально-психологические методы управления персоналом. ….............14
2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В КОНКРЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ……………………………………………………………….….19
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации. …….….19
2.2 Анализ применения различных методов управления персоналом в организации: анализ динамики среднемесячной заработной платы и ее структуры, а также выплат стимулирующего характера; анализ применения социально-психологических методов для создания нормального психологического климата в организации методом анкетирования; описание методов административного воздействия на персонал, анализ динамики числа работников, привлеченных к административной, материальной и дисциплинарной ответственности…………...27
2.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. …………...33
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..........46
Среднесписочная численность персонала не основной деятельности в 2010 году сократилась на 20% по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году – увеличилась на 75%.
Производительность труда в 2010 году возросла на 33,5% по сравнению с 2009 годом, в том числе рабочих – на 33,2%, а в 2011 году по сравнению с 2009 годом, – на 76,7%. в том числе рабочих – на 78,2%.
Среднемесячная заработная плата рабочих в 2010 году возросла на 28,9% по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году – на 43,9%, служащих – на 29,6% и, так же на 43,9%, соответственно.
Таблица 2.4 – Анализ эффективности использования трудовых ресурсов Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов»
Положительным является опережение темпами роста производительности труда темпов роста производительности труда на протяжении всего анализируемого периода.
Анализ состава и структура работников по уровню образования по состоянию на конец 2010 года показан в таблице 2.5.
Таблица 2.4 составлена на основании статистической отчетности организации за 2009-2011 гг. (приложение И)
Таблица 2.5 — Состав и структура работников по уровню образования по состоянию на конец 2010 года.
На основании таблицы 2.5 можно сделать вывод, что предприятие на конец 2010 – начало 2011 года укомплектовано в достаточном количестве квалифицированными кадрами, способными выполнять возложенные на них обязанности, согласно должностных и рабочих инструкций.
Имеют высшее (17,5%), среднее специальное образование (20,1%) и профессионально - техническое (39,2 %) от общего числа работников.
Образовательный уровень
рабочих довольно высокий, так как
рабочие имеющие среднее
Имеющийся состав аппарата управления обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, обеспечивающим хозяйственную деятельность предприятия.
Количественные и качественные данные о составе и структуре работников по уровню образования на конец 2011 года, по данным отдела кадров Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» существенно не изменились.
Оценить возможности кадрового потенциала – одна из задач управления персоналом. Кадровый потенциал – совокупность способностей и возможностей кадров обеспечить эффективное функционирование организации. Когда организация переходит к новому этапу развития, то создаются инновационные направления работ, расширяется объем задач, увеличивается кадровый состав, возникают проблемы командообразования – это повышает требования к кадровому потенциалу.
Коэффициентный анализ кадровой динамики Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» за 2009-2011 годы приводится в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Коэффициентный анализ кадровой динамики Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» за 2009-2011 годы
Таблица 2.6 составлена на основании статистической отчетности организации за 2009-2011 гг. (приложения Г, Ж, Н).
Данные таблицы 2.6 отражают факторы текучести кадров. Как видно из таблицы, в 2009 году количество уволившихся работников не превысило значение принятых на работу, в 2010 и 2011 годах количество уволившихся работников так же не превысило значение принятых на работу. Рассчитанные коэффициенты являются показателями текучести и постоянства персонал торговой организации. Так, возросший в отчетном периоде коэффициент оборота по приему работников указывает на положительный социальный эффект при условии снижения коэффициента оборота по выбытию. Однако повысилась текучесть кадров, о чем свидетельствует динамика коэффициента текучести кадров, соответственно снизился показатель постоянства персонала предприятия.
Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.). Напряженность в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть несколько снята за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой, более производительной техники, усовершенствования технологии и организации производства, улучшения условий труда работников, а также более эффективного использования методов управления персоналом.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Недостаточное использование
социально-психологических
Эффективность от качественного применения этих методов позволит держать в поле внимания культурно-бытовое обеспечение членов коллектива, заботиться о его бодром, деловом настроении. Существует ряд объективных причин, определяющих усиление внимания руководителя к косвенным методам управления.
К числу их следует отнести:
- рост общего социально-
- рост требований к подготовке и переподготовке кадров управления;
- усиление требований к подбору и расстановке кадров;
- усиление моральных
и материальных притязаний
Предлагаются следующие
социально-психологические
1. Психологические методы:
- методы подготовки персонала Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» к нововведениям (диагностические, оперативные, развивающие, тонизирующие).
2. Социальные методы:
- социальные программы;
- поощрение за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
- проведение комплекса оздоровительных мероприятий.
Опишем более подробно каждый из предлагаемых методов управления.
В настоящее время на предприятии все чаще происходят изменения. Любое изменение в системе управления должно сопровождаться специальными мероприятиями по подготовке к их осуществлению.
Диагностические методы мы подразделили на две группы:
-методы, позволяющие оперативно получать информацию об отношении к нововведениям;
-методы комплексного исследования ситуации, сопровождающей нововведение.
К методам комплексного
исследования ситуации нововведения мы
отнесли многофакторные опросы, сложные
наблюдения, формирующий эксперимент.
Конечно, эти методы рассчитаны на диагноз
результатов определенного
К оперативным методам мы отнесли беседу, дающую наиболее значимые результаты при построении ее в форме интервью. К этим же методам можно отнести короткую анкету, включающую до десяти вопросов, выборочное наблюдение со строго дозированными целями на ограниченном числе объектов, выступления на собраниях, деловых совещаниях, в газетах, по радио.
Информация из этих источников наиболее интересна для анализа отношений к нововведениям. Интересна она, прежде всего тем, что имеет сугубо деловую направленность, содержит в себе не только критику, но и положительный опыт освоения нововведений и, следовательно, может быть положена в основу коррекции мероприятий по внедрению новшеств.
Наибольшей способностью повышать эффективность осуществления нововведений, с нашей точки зрения, обладают развивающие методы, направленные на формирование новых качеств и свойств у личности и коллектива, адекватных ситуации нововведения. Чтобы эти методы действительно помогали, необходимо иметь модельное представление о тех отношениях, которые должны быть сформированы в результате нововведений, то есть, образно говоря представленности нововведений в поведении людей.
Тонизирующие методы – это методы поддержки, одобрения, участия. Конечно, на них нельзя возлагать большие надежды. Они могут дать эффект в течение непродолжительного времени, однако в стрессовых ситуациях, которые так часто сопровождают нововведения, способны сдерживать развитие негативной мотивации в тех или иных обстоятельствах, возникающих вследствие нововведения.
Основная цель психологических методов – формирование психологической готовности к нововведению. Под психологической готовностью нами подразумевается устойчивое психическое состояние личности или коллектива, образующееся вследствие осмысления содержания и значимости нововведения и выражающееся в позитивно активном отношении к нововведению.
Таким образом, готовность базируется на осознании содержания нововведения, его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении.
К социальным методам мы предлагаем отнести:
1. Социальные программы - роль социальных льгот и выплат как части совокупного дохода работников в последние годы заметно возрастает. Специалисты отмечают, что льготы и выплаты перестали носить временный, дополнительный характер. Они превратились в жизненную потребность не только самих работников, но и их семей.
Спектр льгот, предоставляемых работникам, довольно широк:
· оплаченные праздничные дни;
· оплаченные отпуска;
· оплаченные
дни временной
· оплаченное время перерыва на отдых;
· оплаченное время на обед;
· медицинское страхование на предприятии;
· дополнительное пенсионное страхование на предприятии;
· страхование от несчастных случаев;
· страхование по длительной нетрудоспособности;
· предоставление бесплатных стоянок для автомобилей;
· помощь в повышении образования, профподготовке и переподготовке;
· участие в распределении прибылей;
· покупка работниками акций.
В настоящее время льготы и выплаты социального плана не фигурируют непосредственно в платежных ведомостях, но существенно влияют на уровень доходов работников. Они не только служат социальной защитой трудящихся, но и позволяют фирмам привлекать и закреплять квалифицированных работников, способствуют развитию духа лояльности к фирме.
2. Поощрение за соблюдение
правил внутреннего трудового
распорядка, за образцовое выполнение
своих обязанностей и активное
участие в общественной жизни
коллектива работников
· объявлением благодарности,
· вручением ценных памятных подарков,
· выплатой премии,
· награждением Почетными грамотами Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» и Профсоюзного комитета Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов»,
· занесением имени на Доску почета и в Книгу Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов»,
· присвоением почетных званий.
Это необходимо для того, чтобы работники не только «боялись нарушить», но и стремились «сделать как можно лучше».
3. Проведение комплекса
оздоровительных мероприятий,
К числу таких мероприятий можно отнести:
- проведение вакцинации (прививок) работникам производства;
- увеличение витаминов в рационе питания работников производства (в виде применения поливитаминных препаратов);
- проведение комплексных профилактических осмотров (в особенности на ряд профессиональных заболеваний);
- создание «комнат отдыха», где работники могли бы отдыхать в перерывах.
Все эти мероприятия помогут существенно увеличить производительность труда работников Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» за счет снижения количества времени нетрудоспособности работников (пропущенные рабочие дни, снижение выработки из-за плохого самочувствия и т.п.).
Следует отметить, что
все указанные мероприятия
Основным показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда, на которую непосредственным образом влияет величина среднегодовой выработки работников (ГВ).
Таблица 3.1 – Исходные данные для расчета среднегодовой выработки работников
Среднегодовую выработку продукции одним работником представим в виде произведения следующих факторов (формула 3.1.):