Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа
Эффективное управление проектами, фирмами, организациями напрямую связано с квалификацией специалистов, принимающих ответственные решения: управляющий (менеджер) и его команда. Управление персоналом – это работа группы людей, прикладывающих максимум усилий для достижения целей организации. Именно управляющий должен обладать знаниями и принимать решения по таким вопросам: какие действия необходимо предпринять, чтобы сформировать эффективную команду; что способствует формированию квалифицированной команды; как организовать работу команды или даже нескольких команд, если это касается большой по масштабу организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…...........5
1.1 Административные методы управления персоналом. ……………........5
1.2 Экономические методы управления персоналом.… …………................8
1.3.Социально-психологические методы управления персоналом. ….............14
2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В КОНКРЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ……………………………………………………………….….19
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации. …….….19
2.2 Анализ применения различных методов управления персоналом в организации: анализ динамики среднемесячной заработной платы и ее структуры, а также выплат стимулирующего характера; анализ применения социально-психологических методов для создания нормального психологического климата в организации методом анкетирования; описание методов административного воздействия на персонал, анализ динамики числа работников, привлеченных к административной, материальной и дисциплинарной ответственности…………...27
2.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. …………...33
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..........46
Для успешного управления
персоналом необходимо хорошо знать
социально-психологические
К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание
морального климата в
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.
Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.
Социологические методы исследования, являясь научным инструментарием в работе с персоналом, предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.
Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет.
Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем – в ходе диалога с собеседником – получение необходимой информации. Интервью – идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем – требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени.
Социометрический
метод незаменим при анализе де
Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие).
Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов.
К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:
-формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;
-комфортный психологический климат в коллективе: формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;
-минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения); разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
-рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников. [13, с. 234].
Законы социально-
Психология управления – наука, которая продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Психологические законы управленческой деятельности приведены ниже.
1. Закон неопределенности отклика. Другая его формулировка – закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации.
2. Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть данного закона состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Это объясняется сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения. Более того, любой человек осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к манипулированию людьми.
Имеет значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя достаточно полно.
Таким образом, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и т. п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.
3. Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов – осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного), и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга.
4. Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой – различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передаче управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.
5. Закон самосохранения. Смысл данного закона состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.
6. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.
Необходимость использования социально-психологических методов управления персоналом обусловлена тем, что менеджмент – это, в общем, координация деятельности людей в процессе производства. Эффективность деятельности персонала и управление им зависит, как и от объективных факторов, так и от субъективных, в том числе и от социально-психологических (например, психологический климат в коллективе). Для результативного воздействия на коллектив необходимо знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но ещё и осуществлять управляющее воздействие.
2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ФИЛИАЛЕ «НОВОБЕЛИЦКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»
2.1
Организационно-экономическая
Филиала «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов»
Филиал «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» открытого акционерного общества «Гомельхлебопродукт» является обособленным структурным подразделением ОАО «Гомельхлебопродукт», создан решением совместного общего собрания акционеров ОАО «Гомельхлебопродукт» и ОАО «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» (протокол № 14 от 30 июня 2008 года) путем присоединения ОАО «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» к ОАО «Гомельхлебопродукт» на правах филиала в соответствии со ст.51 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-ХII «О хозяйственных обществах», Уставом ОАО «Гомельхлебопродукт» (далее Общество).
Сокращенное наименование: филиал «Новобелицкий КХП» ОАО «Гомельхлебопродукт».
Юридический адрес Общества:
246006, г. Гомель, ул. Мазурова, 48.
Место нахождения Филиала: 246042, г. Гомель, Кореневское шоссе, 4.
В состав филиала входит структурное подразделение, расположенное вне места нахождения филиала:
- 247070, Тереховский хлебоприемный участок – г.п. Тереховка, ул. Залинейная, 4.
Филиал не является юридическим лицом, но имеет отдельный баланс, который включается в состав сводного баланса Общества. Общество открывает Филиалу в установленном порядке счета в банках.
Филиал вправе на основании доверенности от имени Общества совершать сделки, выступать в интересах и от имени Общества истцом и ответчиком в судах, по делам, связанным с деятельностью Филиала или Общества в целом.
Филиал для учета обособленных операций имеет печать и угловой штамп с наименованием Общества и текстом «Филиал «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» ОАО «Гомельхлебопродукт», а также бланки и другие атрибуты с фирменной символикой Общества.
Филиал отвечает перед Обществом за результаты своей хозяйственной деятельности, осуществляемой от имени Общества. Общество осуществляет руководство Филиалом в лице своих органов управления, в пределах их полномочий.
Основной целью деятельности Филиала является получение прибыли в результате хозяйственной деятельности.
Для достижения своей основной цели Филиал, руководствуясь законодательством, а в необходимых случаях на основании соответствующих лицензий, выданных Обществу, осуществляет следующие виды экономической деятельности: