Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:30, курсовая работа
Для достижения цели данного курсового проекта поставлены следующие задачи:
Определить задачи сокращения инновационного цикла.
Рассмотреть условия сокращения инновационного цикла.
Определить методы сокращения инновационного цикла.
Рассмотреть процесс совершения инновационного цикла на предприятии ООО "Автоцентр Крафт-Авто", и дать экономическую оценку данной инновации.
Введение
Глава 1. Задачи сокращения инновационного цикла
1.1 Факторы и условия, определяющие государственную политику нововведений
1.2 Опережающие развитие науки и техники
1.3 Взаимосвязь нововведений и текущего производства
Глава 2. Условия сокращения инновационного цикла в практике
2.1 Сокращение инновационного цикла - важный фактор интенсификации общественного производства
2.2 Пути сокращения цикла "исследование-производство"
Глава 3. Методы сокращения инновационного цикла
3.1 Перестройка финансирования научно-технического прогресса
3.2 Социальный фактор сокращения инновационного цикла
3.3 Психологический климат в трудовом коллективе
Глава 4. Сокращение инновационного цикла в конкретном производстве
4.1 Расчет точки безубыточности
Заключение
Список использованной литературы
Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года (далее - Стратегия), разработанная в соответствии с решением Правительства РФ, развивает положения Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. № Пр-576).
Стратегия призвана комплексно и целенаправленно направлять усилия государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества на обеспечение динамичного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.
Цель Стратегии состоит в разрешении системного противоречия - темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям национальной безопасности и растущему спросу со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии.
Довольно часто, особенно представители науки, утверждают, что проблемы в развитии отечественного сектора исследований и разработок связаны в основном с недостаточным спросом на инновации со стороны предпринимательского сектора. Однако это не совсем так.
Во-первых, в последние годы отмечается рост расходов на технологические инновации, в основном на приобретение машин и оборудования (например, на технологические инновации в 2004 г. - 56% против 44% в 1995 г), доля расходов на исследования и разработки в 2004 г. составила 16% против 27% в 1995 г. В условиях крайней изношенности производственных мощностей такое поведение руководителей предприятий логично и оправдано.
Во-вторых, спрос хозяйствующих субъектов на исследования и разработки действительно пока невелик. Но при этом надо учитывать, что даже такой спрос российские научные организации удовлетворяют лишь наполовину. На протяжении 2001-2003 гг. доля импорта технологий в объеме затрат на их приобретение (за счет собственных средств) составляла примерно 46%.
Таким образом, резервы для расширения спроса на отечественные исследования и разработки есть и сейчас. Но реализация спроса возможна только при существенном повышении качества отечественных разработок в виде готовых к производству технологий.
В-третьих, можно говорить и о конкурентоспособности нашего сектора исследований и разработок на глобальном рынке, прежде всего в качестве поставщика знаний. В то же время предпринимательский сектор предъявляет спрос в основном на готовые технологии.
В экспорте технологий расширяется доля научных исследований, а в их импорте - увеличивается доля объектов интеллектуальной собственности (далее - ИС).
Таким образом, для России характерным на глобальном рынке становится профиль поставщика идей (т.е., образно говоря, "интеллектуального сырья") и потребителя готовых технологий.
Следует коснуться и вопросов фундаментальной науки. Мы имеем почти двукратный (по отношению к 1998 г. в сопоставимых ценах) рост бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования. Однако количество публикаций российских авторов в ведущих мировых журналах имеет ярко выраженную тенденцию к снижению. Иногда приходится сталкиваться с мнением, что показатели "количества публикаций", "цитируемость" не столь важны. Однако, по нашему мнению, рост данных показателей (наряду с другими, о которых речь пойдет ниже) в сочетании с прозрачностью финансирования деятельности академических институтов - это необходимая предпосылка к расширению участия российских научных организаций в реализации международных научных программ.
В решении системной проблемы важно следовать двум основным принципам.
Первый принцип состоит в концентрации ресурсов федерального бюджета для финансирования НИОКР на ключевых направлениях, что означает:
расширенное воспроизводство фундаментальных знаний; повышение уровня "человеческого капитала" - одного из основных конкурентных преимуществ России;
выполнение прикладных разработок по ограниченному числу приоритетных направлений для обеспечения их конкурентоспособности, включая повышение капитализации получаемых результатов;
создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей преобразование знаний в рыночный продукт, для реализации национальных приоритетов технологического развития.
Второй принцип - использование механизма частно-государственного партнерства. Предполагается, что часть прикладных разработок и создание инновационной инфраструктуры должны осуществляться с участием бизнеса, а технологическая модернизация - преимущественно самим бизнесом.
Понятно, что глобальная конкурентоспособность России, основанная на отечественных технологиях, достижима при концентрации усилий, способствующих удержанию и развитию позиций там, где мы сегодня сильны - в создании вооружений, атомной и космической промышленности, в информационных технологиях, наноиндустрии, в разработке новых материалов и некоторых других направлениях. С этой целью должны быть созданы крупные федеральные целевые программы с участием бизнеса. Их задача - использовать потенциал сектора исследований и разработок для эффективной реализации национальных приоритетов технологического развития, одновременно превращая этот сектор в производящую отрасль "новой экономики".
Стратегия определяет систему взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий.
В связи с этим выделяются следующие основные задачи:
создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, включая условия для его расширенного воспроизводства;
создание эффективной национальной инновационной системы;
развитие институтов использования и защиты прав ИС;
модернизация экономики на основе технологических инноваций.
В Стратегии применительно к каждой задаче предложен комплекс конкретных мер и целевых индикаторов. Остановимся на каждой задаче и перечислим мероприятия, которые, как представляется, являются ключевыми.
Решение первой задачи прежде всего должно кардинально повысить результативность и конкурентоспособность сектора исследований и разработок.
В Стратегии отмечена особая роль Российской академии наук (РАН), всего академического сообщества в определении приоритетных задач фундаментальных исследований. Однако, по нашему мнению, ответственность за развитие фундаментальной науки, обеспечение эффективности бюджетных расходов должна быть содержательной. Необходимо энергично реализовать принятую Межведомственной комиссией по научной и инновационной политике программу модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки. Прежде всего переход начиная с 2006 г. от управления затратами к управлению результатами в сфере фундаментальной науки.
К основным мероприятиям можно отнести:
концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке;
реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризацию государственного сектора исследований и разработок;
обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов.
Основными результатами реализации данных мер станут:
увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки;
укрепление престижа российской науки, включая приток молодых кадров в научную сферу;
рост бюджетной обеспеченности работников в академическом секторе науки: в 2008 г. не ниже 750 тыс. руб. в год на человека (при этом средняя ежемесячная заработная плата в академическом секторе должна составлять не менее 30 тыс. руб.). Говоря об этом секторе науки, следует иметь в виду не только институты РАН, но и другие организации, активные в фундаментальных исследованиях.
Вторая задача - создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.
Важной представляется реализация мер по созданию благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры, в первую очередь дальнейшее развитие:
финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, в первую очередь "посевных" и венчурных технологических фондов;
технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и т.п.;
Со второй тесно связана и третья задача - развитие институтов использования и защиты прав на ИС.
К основным мерам в этой области можно отнести совершенствование нормативно-правовой базы, в частности нормативного закрепления рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности (далее - РНТД), созданные за счет бюджета. При этом необходимо отметить, что движение в данном направлении уже есть - недавно Правительство РФ утвердило Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на РНТД, полученные за счет средств федерального бюджета. Однако активизация инновационной деятельности и создание цивилизованного рынка объектов ИС будут возможны только в том случае, если в нормативные правовые акты различных отраслей будут внесены согласованные системные изменения и дополнения, направленные на стимулирование инновационной деятельности.
Основными результатами решения второй и третьей задач станут:
повышение патентной активности, капитализация научных результатов;
усиление роли малого и среднего бизнеса в сфере науки и инноваций;
существенное расширение масштабов деятельности фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов.
Четвертая задача - модернизация экономики на основе технологических инноваций. С одной стороны, это - технологическая модернизация отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок. Ускоренная модернизация отраслей - императив, необходимо содействовать всем ее формам: развитию корпоративных НИОКР; импорту передовых технологий; заказам российскому специализированному сектору исследований и разработок, прежде всего в рамках частно-государственного партнерства. Необходимо доводить до потенциального потребителя информацию о проводимых исследовательских работах госсектора науки, содействовать участию бизнеса в выборе технологических приоритетов, разрабатывать меры технического регулирования, политику долгосрочных контрактов в рамках государственных закупок, включая оборонный заказ, координировать планы технологической модернизации государственных корпораций.
Важнейшее направление - стимулирование спроса в предпринимательском секторе на инновации. Отнесение на себестоимость расходов корпораций на НИОКР - одна из мер стимулирования. В связи с этим актуальны принятые налоговые новации, вступающие в действие с 2006 г.3 Дальнейшее развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, в том числе на основе передового зарубежного опыта, принципиально важно.
С другой стороны, это - формирование и реализация национальных приоритетов технологического развития в рамках отраслевых целевых программ технологического профиля. Здесь актуальны: ориентация на рынок, развитая система частно-государственного партнерства, поддержка региональных инновационных кластеров. Поиск перспективных направлений, в том числе в рамках апробированного механизма "мегапроектов", о котором уже неоднократно докладывало Минобрнауки России. Сейчас происходит переход к реализации масштабных инвестиционных проектов4.
В рамках проектов (период реализации - три-пять лет) осуществляется полный инновационный цикл. В настоящее время Миноборнауки России финансирует девять проектов, шесть из них - c 2003 г., остальные - с конца 2004 г. Объем бюджетного финансирования составляет 2 760 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 939 млн. руб., за счет внебюджетного финансирования - 3 310 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 1 172,5 млн. руб.
Информация о работе Сокращение инновационного цикла в условиях рынка