Сокращение инновационного цикла в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели данного курсового проекта поставлены следующие задачи:
Определить задачи сокращения инновационного цикла.
Рассмотреть условия сокращения инновационного цикла.
Определить методы сокращения инновационного цикла.
Рассмотреть процесс совершения инновационного цикла на предприятии ООО "Автоцентр Крафт-Авто", и дать экономическую оценку данной инновации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Задачи сокращения инновационного цикла
1.1 Факторы и условия, определяющие государственную политику нововведений
1.2 Опережающие развитие науки и техники
1.3 Взаимосвязь нововведений и текущего производства
Глава 2. Условия сокращения инновационного цикла в практике
2.1 Сокращение инновационного цикла - важный фактор интенсификации общественного производства
2.2 Пути сокращения цикла "исследование-производство"
Глава 3. Методы сокращения инновационного цикла
3.1 Перестройка финансирования научно-технического прогресса
3.2 Социальный фактор сокращения инновационного цикла
3.3 Психологический климат в трудовом коллективе
Глава 4. Сокращение инновационного цикла в конкретном производстве
4.1 Расчет точки безубыточности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сокращение инновационного цикла в условиях рынка.rtf

— 1.86 Мб (Скачать)

     Оформление - если это теоретическая разработка для конкретного процесса.

     3 этап: Обращение и реализация новшества.

     Если новшество разработано не для самого предприятия, и не засекречено то оно должно быть реализовано, то есть выпущено на рынок.

     4 этап: Эксплуатация новшества.

     Эксплуатация может быть по длительности различна.

     Новшество может не дать ожидаемого результата и тогда оно может оказаться недолгосрочным в эксплуатации, а иногда может применяться многие годы, если дает положительный эффект.

 

Глава 2. Условия сокращения инновационного цикла в практике

2.1 Сокращение инновационного цикла - важный фактор интенсификации общественного производства

 

     Инновационный процесс состоит из нескольких частей (фаз), которые в совокупности оставляют цикл инноваций.

     Как правило выделяют 5 фаз инновационного цикла:

     1. Фундаментальная наука

     2. Прикладная наука

     3. Разработка (Проектирование)

     4. Производство

     5. Потребление (эксплуатация)

     Цикл инноваций может быть представлен в виде ленточной диаграммы (рис.1), отражающей последовательность и связь инновационного процесса. 

     Рис.1. Диаграмма инновационного процесса. 

     Инновационный процесс графически можно отразить в виде кривой жизненного цикла, отражающей не только очередность фаз инновационного процесса, но и распределение финансовых ресурсов - кривая прибыльности (рис.2)

     

     Рис.2. Кривая жизненного цикла инноваций.

2.2 Пути сокращения цикла "исследование-производство"

 

     К числу основных путей сокращения и оптимизации структуры цикла исследование - производство обычно относят комплекс мероприятий, связанных с совершенствованием форм планирования, координации научной деятельности, организационных форм реализации научных исследований механизмов хозяйственного регулирования; применение экономико-математических моделей и методов; рекомендации по установлению оптимальных соотношений объемов финансирования фундаментальных прикладных исследований и разработок; разработку организационно-методологических методов ускорения цикла.

     Сокращение длительности всех этапов исследований и разработок, предшествующих промышленному производству, является важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства. Рассмотрим пути повышения эффективности цикла исследование - производство (на основе совмещения этапов цикла и реализации так называемых процессов итерации), определяющие глубокие изменения в содержании ее характере труда инженершах кадров и соответственно в системе их подготовки и повышения квалификации.

     Одной из сложнейших проблем, ограничивающих эффективность деятельности отраслевых объединений различного типа, является трудность совмещения этапов цикла исследование - производство и последующего внедрения результатов исследований в производство. Основные проблемы здесь связать не только с несовершенством хозяйственных механизмов, но и нерешенностью методологических проблем принципиального плана. В известной степени это обусловлено и тем обстоятельством, что при решении проблем совмещения этапов в качестве конечной цели, конечных целевых функций не выступают в полной мере потребности народного хозяйства, расшиpeнного общественного воспроизводства.

     Главной задачей НПО является ускорение научно-технического прогресса в отрасли на основе использования новейших достижений в области науки и техники, технологии и организации производства. Научно-производственные объединения обладают всеми возможностями реализации этой задачи, поскольку являются едиными научно-производственными и хозяйственными комплексами, в состав которых входят научно-исследовательские, конструкторские (проектно-конструкторские) и технологические организации, заводы, пусконаладочные, шофмонтажные и другие структурные единицы. Таким образом, созданы объективные предпосылки совмещения этапов цикла исследование-производство, которое характеризуется отрезками времени последовательно-параллельного проведения отдельных этапов исследований и разработок.

     Последовательно-параллельное выполнение работ на этапах цикла исследование-производство приводит к существенному сокращению предпроизводственных затрат времени, материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Однако в методологическом, экономико-организационном и методическом отношении процесс совмещения различных этапов анализируемого цикла исследован крайне незначительно.

     То обстоятельство, что при последовательном проведении этапов необходимо осуществлять лишь их "стыки" после завершения работ на каждом из этапов, а при параллельном необходимо стыковать не итоги, а сам процесс деятельности, включая организационные формы, экономические механизмы управления, психологическую совместимость исполнителей и учитывая множество других сторон деятельности, свидетельствует о включении значительно более сложных по форме емких но содержанию факторов производственного процесса.

     Совмещение этапов и осуществление итерационных связей требует также большой организаторской работы, значительного улучшения материально-технической базы исследований, разработок, улучшения рычагов экономического и морального стимулирования, применения экономико-математических моделей и методов, развития методов прогнозирования и планирования разработок.

 

Глава 3. Методы сокращения инновационного цикла

3.1 Перестройка финансирования научно-технического прогресса

 

     Многоканальность финансирования. Имеющиеся в нашей стране процедуры финансирования научных исследований привязаны к довольно ожесточенным формальным структурам: ГКНТ, академии наук, министерствам и ведомствам, научно-исследовательским институтам и их подразделениям - в академической и отраслевой науке, факультетам и кафедрам - в вузовской, что резко ограничивает свободу творчества, заключающуюся в способности проведения исследований, выходящих за рамки очень ограниченных формальных структур. Совместно с тем нет и не может быть раздельно академической, отраслевой либо вузовской науки, работающей по своим критериям, есть или Наука с большой буквы, или её профанация - другого не дано. Искусственное разделение науки ведомственными перегородками ведет к деградации всех веток одного дерева научного познания. Для сохранения единства процесса научного поиска, обеспечения свободы в выборе направлений исследований необходимы выведение науки за пределы всякого рода ведомственных структур, организация многоканальной системы её финансирования.

     Кардинальное изменение организационной структуры управления наукой. Основой организационного строения науки обязан стать относительно маленький ("первичный") научный коллектив либо отдельный ученый (коллектив в том случае, когда исследования ведутся на "паритетных "началах определенной группой ученых, отдельный ученый, - когда его роль в исследованиях, которыми он управляет, доминирующая). Конкретно таковой "первичный" коллектив будет выступать в качестве получателя ресурсов через многоканальную систему финансирования. Первичные коллективы могут на добровольных началах объединяться в организации типа НИИ, нанимать за счет собственных средств профессиональных менеджеров (либо выбирать их из собственной среды), отвечающих за наличие условий для творческой деятельности, создавать нужную инфраструктуру обслуживания науки. Естественно, главные вопросы - развитие научных исследований, распределение средств, кадровая политика и т.д. - остаются при этом в компетенции представителей первичных научных коллективов, как и право выхода из данного института (с сохранением источников финансирования). Конкретно таковая структура управления, обеспечивает должную свободу творчества, независимость ученых от научных администраторов, упругость структуры исследовательских институтов и быструю её приспосабливаемость к появлению новейших (в особенности междисциплинарных) направлений исследований.

     Разрушение бывшего Союза, дефицит республиканских бюджетов, разрыв части обычных научно-технических связей по полосы Академии наук и отраслей индустрии обострили вопрос об источниках финансирования исследований и разработок. Требование хозрасчетной окупаемости все более настойчиво стало проникать в научную сферу. Как к этому не относится, нужно быть реалистами и уже сейчас готовится к вписыванию исследовательских структур в рыночную экономику. Очевидно, основное - сохранить фонд базовых исследований и разработок. С нашей точки зрения, он обязан располагать бюджетной поддержкой, но сразу иметь статус независящей публичной организации.

     Нужным условием развития науки, повышение эффективности НИОКР является предоставление академическим институтам и вузам полной юридической и экономической самостоятельности. Деятельность Академии наук, ГКНТ, Комитета по образованию должна быть перестроена. Их функции следует ограничить только целевым распределением средств из государственного бюджета, созданием обеспечением достаточными ресурсами информационной и организационной структуры научных исследований и учебных действий, прогнозировании перспективных направлений развития науки и техники и потребностей в специалистах различного профиля. Огромное значение при таковой постановке дела имеют конкурсный отбор проектов и экспертиза.

     Академические организации обязаны получать статусов независящих институтов, исследовательских центров и школ, сочетающих научную работу с подготовкой обученных кадров. Для этого целесообразно в широких масштабах провести их приватизацию с перевоплощением многих из них в своеобразные акционерные товарищества. Академия наук, во всяком случае на первых порах, будет основным держателем акций приватизированных институтов. Наряду с Академией в акционировании могут принять роль институты, крупные промышленные компании и ведомства, публичные организации типа Научно-промышленного союза и т.п. Определенное число акций обязано принадлежать не посредственно ученым - физическим лицам. Их доля не может быть меньше доли юридических лиц, что обеспечит независимость коллектива научных служащих в выборе направлений научного поиска и выполнении прикладных исследований и разработок. Было бы оправданным, если бы вклад ученых в приватизируемый исследовательский комплекс определялся с учетом оценки интеллектуальной принадлежности, которой владеет научный коллектив. Жесткое правило жизнедеятельности такового рода организации - первоочередное формирование фонда поддержки базовых исследований и разработок за счет, как бюджетных ассигнований, так и отчисления определенной доли (к примеру, 20-30%) от доходов, получаемых институтом за выполнение заказов по договорам. Нужно также иметь в виду и возможность завлекать средства спонсоров. Все ограничения по заработной плате, распределению средств, естественно, нужно снять.

     В новейших условиях хозяйствования необходимо задействовать и другой механизм перераспределения средств из обычных в перспективные направления развития науки и техники. Для этого следует сделать биржи либо центры интеллектуальной принадлежности, на которых и будет производиться котировка акций научно-исследовательских институтов и организаций. Такие центры обязаны тесновато взаимодействовать с бюджетным фондом поддержки базовых исследований.

     В рамках Академии наук целесообразно предугадать и компанию специального резервного фонда для финансирования вынужденного "простоя" могли бы формироваться за счет бюджета (для стартовых условий - бюджетный фонд оплаты труда за вычетом заработной платы служащих акционированных институтов) и отчислений из доходов независящих институтов. В последнем случае доля таковых отчислений можно разглядывать в качестве своеобразного общественного норматива, аналогично действующему в системе общественного страхования. Средства фондов "простоя" могли бы употребляться для оплаты стажировок научных работников ведущих институтах и институтах, самостоятельной переподготовки научных служащих в связи с конфигурацией их профессиональной ориентации, а также для оказания лечебной и другой помощи ученым. Что касается отраслевых научных учреждений, их работа обязана быть тесновато связана с деятельностью промышленных компаний, акционерных обществ и компаний.

     Материальное обеспечение работников науки. Свобода творчества в настоящее время значительно ограничивают маленький уровень доходов научных работников и дефицит продуктов народного потребления. Бытовая неустроенность препятствует творчеству. Научная деятельность плодотворна лишь тогда, когда творческий процесс не имеет перерывов на поиски "хлеба насущного". Наука интернациональна по собственной сути, не существует доморощенной "местечковой" науки - он может быть только частью общемирового процесса поиска Истины. Непосредственное общение ученых, обмен информацией, проведение совместных исследований - нужные элементы этого поиска. Естественно, при такового рода общении сравнивается и степень свободы творчества в нашей стране и в разных остальных странах. Не поиски "длинного рубля " ведут к "утечке мозгов", а то, что при сравнении свободы творчества в нашей стране и в развитых капиталистических странах мы очевидно проиграем. Нам нужно осознать, что научный работник обязан не лишь быть гражданином собственной страны, но и служить развитию мировой науки. И тут возникает явное противоречие: как гражданин он несет все тяготы неустроенности имеющегося общества, но при этом не может являться полноправным членом мирового научного общества. Необходимо выбирать: или иметь "науку" и "ученых", соответствующих нашему уровню жизни (и "утечку мозгов") или поставить научных работников условия, соответствующие мировому уровню.

Информация о работе Сокращение инновационного цикла в условиях рынка