Финансовый контроь в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и особенностей финансового контроля.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• осветить необходимость, содержание и задачи финансового контроля;
• рассмотреть организацию финансового контроля, его виды, формы и методы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….………....6
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ…………..............................................................................12
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………...…………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………...……………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........5

1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….………....6

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ…………..............................................................................12

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………...…………........................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………...……………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Необходимость налаживания жесткой системы  контроля очевидна и не требует конкретной аргументации. В настоящее время, когда в хозяйственно-финансовой деятельности государства утвердилось многообразие форм собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, одним из важнейших звеньев системы контроля стал финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.

     Контроль, будучи одной из форм управленческого  цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, а также принятия решений по их ликвидации.

     Основная  цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные факторы, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.

     Всем  вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.

     Целью данной курсовой работы является изучение сущности и особенностей финансового контроля.

     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:

  • осветить необходимость, содержание и задачи финансового контроля;
  • рассмотреть организацию финансового контроля, его виды, формы и методы;
  • охарактеризовать направления совершенствования финансового контроля на современном этапе экономического развития.

     Предмет курсового исследования – специфические  особенности развития финансового  контроля в условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям и создания социально ориентированной модели экономического развития.

     Объект  курсового исследования – финансовый контроль как научная категория и важнейший элемент финансовой системы страны.

     1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

     Финансовый  контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации.

     Финансовый  контроль — форма реализации контрольной  функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.

     Данная  система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

     Непосредственным  предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок и другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

     Финансовый  контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель — содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны [7, c. 104].

               Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

  • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики;
  • обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами;
  • содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;
  • выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий;
  • обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

     Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины [7, c. 108].

     Состав  и структура органов финансового  контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Отказ от командно-административной системы управления экономикой и переход на децентрализованные рыночные методы регулирования потребовали разработки и реализации новой финансовой политики, направленной на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе. Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля, а следовательно, изменение институционального и функционального состава контролирующих органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности.

     Принцип разделения властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти.

     Финансовый  контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.

     В настоящее время наряду с государственным  финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен: внутрифирменным контролем, контролем со стороны коммерческих банков за организациями и независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны [6, c. 47].

     Если  главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

     В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.[6, c. 48].

     На  финансовый контроль возложены многообразные  задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов). Среди них — независимость, объективность, компетентность, гласность.

     Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов [4, c. 81].

     Для рыночной экономики государственный  финансовый контроль является особой сферой деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.

     Объектом  государственного финансового контроля служат распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов всех уровней управления. Главное назначение государственного финансового контроля заключается в целевом и эффективном использовании финансовых ресурсов государства, в эффективном использовании государственной собственности.

     Для анализа сущности государственного финансового контроля значимым является ряд положений:

     1. Финансовый контроль выступает  как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     2. Осуществление финансового контроля  есть форма государственного  регулирования определенных финансово-производственных  отношений.

     3. Финансовый контроль действенен, когда он осуществляется в комплексе со всеми функциями финансов и органично взаимосвязан с системой управления.

     4. Финансовый контроль — это  способ соблюдения нормативно-правовых  норм хозяйствующими субъектами [5, c. 334].

     Правильное  понимание сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного государственного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля на практике.

     Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

Информация о работе Финансовый контроь в условиях рынка