Финансовый контроь в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и особенностей финансового контроля.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• осветить необходимость, содержание и задачи финансового контроля;
• рассмотреть организацию финансового контроля, его виды, формы и методы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….………....6
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ…………..............................................................................12
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………...…………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………...……………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Возрастание роли государственного финансового  контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.

     Роль  контроля проявляется в практическом использовании контрольной функции финансов, реализация которой способствует повышению эффективности расходования финансовых ресурсов. Отсюда назначением государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.

     Финансовый  контроль, являясь самостоятельной  функцией управления экономикой, не поглощает другие функции, а пронизывает их, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

     Основная  функция государственного финансового  контроля заложена в его предназначении как контрольно-ревизионная функция, основу которой составляют выявление нарушений в исполнении законов в части использования финансовых ресурсов и собственности государства, анализ причин выявленных нарушений, разработка предложений по их устранению и последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий [5, c. 336].

     Общепринятыми в мировой практике функциями  государственного финансового контроля являются:

  • контроль источников поступления бюджетных средств;
  • контроль расходования бюджетных ресурсов;
  • контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;
  • контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;
  • контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;
  • пресечение финансовых злоупотреблений.

     Степень использования функций государственного финансового контроля закладывается в законодательных и нормативно-правовых актах в соответствующих органах контроля.

     Итак, финансовый контроль выступает важным звеном финансовой системы страны.

 

     2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ

     Финансовый  контроль можно классифицировать по разным признакам. В частности, в  зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

               - государственный;

               - ведомственный;

               - внутрихозяйственный;

               - общественный;

               -независимый (аудиторский)[2, с.101].

     Комитет государственного контроля выступает в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов.

     Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь  - орган финансового мониторинга, уполномоченный в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять деятельность по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности [3, c. 152].

     Департамент является структурным подразделением Комитета государственного контроля Республики Беларусь с правами юридического лица.

     Департамент в своей деятельности руководствуется  Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. № 142-3 "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах" и от 19 июля 2000 г. "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности", иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением (в ред.Законов Республики Беларусь от 14.06.2010 № 132-3).

     Основными задачами Департамента являются:

     1. принятие эффективных мер по  предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

     2. создание и обеспечение функционирования  автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;

     3. осуществление международного сотрудничества  по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

     Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:

     1. определяет порядок формирования  автоматизированной системы учета,  обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;

     2. осуществляет сбор и анализ  информации о подозрительных  финансовых операциях;

     3. в установленном порядке проверяет  поступившую информацию;

     4. выявляет признаки, свидетельствующие о том, что финансовые операции связаны с легализацией доходов, полученных незаконным путем, либо финансированием террористической деятельности;

     5. обеспечивает соответствующий режим  хранения и защиты информации, полученной в процессе своей деятельности и составляющей служебную, банковскую и иную охраняемую законодательством тайну;

     6. участвует в мероприятиях по  переподготовке и повышению квалификации кадров, включая работников других государственных органов, в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

     7. в установленном порядке участвует  в подготовке проектов нормативных правовых актов, в заключении и исполнении международных договоров, а в соответствующих случаях заключает и исполняет международные договоры межведомственного характера по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

     8. изучает международный опыт и  практику противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности;

     9. принимает участие в разработке  и выполнении программ международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

     10. в соответствии с законодательством  Республики Беларусь осуществляет иные функции [3, c. 154].

     Белорусский Государственный таможенный комитет  был создан на основе преобразования Белорусского управления Государственного таможенного контроля СССР (Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 сентября 1991 г. «О таможенной службе Республики Беларусь»). С этого времени начинается новый этап в развитии белорусской таможенной службы, характеризующийся становлением ее как правоохранительного органа, стоящего на защите экономических интересов страны.

     Правовые  и организационные аспекты таможенного  дела в республике, основные задачи таможенной службы определены в Законе Республики Беларусь «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь». С 1994 г. проводится работа, направленная на унификацию таможенных законодательств Беларуси и России в рамках Таможенного союза.

     Основные  задачи Государственного Таможенного  Комитета: выработка и реализация государственной таможенной политики; защита белорусского товарного рынка; стимулирование развития национальной экономики; поощрение импортозамещающего производства; привлечение иностранных инвестиций; решение задач торговой политики; направление, координация и контроль деятельности всех таможенных органов республики [1, c. 91].

     На  таможенные органы возложены задачи обеспечения экономической безопасности, исполнения таможенного законодательства республики и борьбы с его нарушениями. Кроме того, они осуществляют таможенный надзор, оказывают содействие развитию внешнеэкономических связей Беларуси, созданию и обеспечению благоприятных условий для выполнения международных договоров страны в области торгово-экономических, валютно-финансовых, научно-технических, гуманитарных и иных отношений с иностранными государствами.

     Таможенные  органы Республики Беларусь сотрудничают с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными и межправительственными организациями.

     Основные  функции таможенных органов:

     - таможенный контроль за перемещаемыми транспортными средствами, товарами, личным имуществом в пограничных пунктах пропуска и во внутренних пунктах таможенного оформления;

     - взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

     - осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для государства материалов, а также валютного контроля в пределах своей компетенции;

     - осуществление мер по борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности и в неторговом обороте;

     - обеспечение законодательства юридическими и физическими лицами в части, касающейся компетенции таможенных органов;

     - борьба с контрабандой и административными таможенными правонарушениями, пресечение незаконного оборота наркотиков, оружия, предметов культурного и исторического наследия Беларуси, объектов интеллектуальной собственности и других, охраняемых государством;

     - оказание содействия специальным органам в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью [1, c. 93].

     Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения. В своей деятельности МНС руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», другими законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и распоряжениями Премьер-министра Республики Беларусь, а также положением о МНС, на основании и во исполнение которых принимает решения в форме приказов Министра по налогам и сборам (далее Министр), постановлений, инструкций, правил, обязательных для исполнения всеми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, организациями и гражданами.

     Основными задачами МНС являются:

     - осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (далее - налоги) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет);

     - осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;

     - учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет;

     - разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

     - осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

     - предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

     - подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

     - принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет [1, c. 106].

Информация о работе Финансовый контроь в условиях рынка