Финансовый контроь в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и особенностей финансового контроля.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• осветить необходимость, содержание и задачи финансового контроля;
• рассмотреть организацию финансового контроля, его виды, формы и методы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….………....6
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ…………..............................................................................12
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………...…………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………...……………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Сложившаяся структура МНС позволяет ему  функционировать в качестве самостоятельного жизнеспособного института финансовой системы. В состав МНС входят аппарат, выполняющий роль методологического, организационного и координирующего центра, а также инспекции в областях, городах и районах республики, которые являются юридическими лицами и призваны защищать интересы государства и законные интересы субъектов налогообложения.

     Важные  контрольные функции выполняет  Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством он:

     - организует и осуществляет валютный  контроль ( как непосредственно,  так и через уполномоченные банки);

     - производит государственную регистрацию  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

     -разрабатывает  и утверждает методику бухгалтерского  учета и отчетности для банков  и небанковских кредитно-финансовых организаций;

     - определяет порядок проведения  безналичных наличных расчетов;

     - контролирует обеспечение безопасности  и защиты информации в банковской системе и другое [2, с.113].

     Ведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.

     Аудит — это независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.

     В зависимости от времени осуществления  финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий [3, c. 157].

     Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции.

     Последующий контроль осуществляется несколькими  методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической.

     Счетная проверка — это проверка достоверности  бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов.

     Тематическая  проверка — это изучение отдельных  сторон и участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и т. д.

     Экономический анализ — это оценка финансово-хозяйственной  деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.

     Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля — банками, финансовыми, аудиторскими фирмами.

     Ревизия — это комплексный метод последующего контроля. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности.

     Органы  государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы  составляются с учетом установленной по закону периодичности проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и т. д. Органы аудита свою работу проводят на основе договоров.

     В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.

     По  методу изучения документов ревизии  и проверки подразделяются на сплошные и выборочные [3, c. 159].

     По  организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, т. е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т. е. осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром; комплексными, т. е. бригадные ревизии с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров и др.

     Каждая  проверка и ревизия должна быть тщательно  подготовлена, ибо от этого зависит  их качество. Для этого изучаются  необходимые законы, постановления, инструкции, приказы, распоряжения; производится ознакомление с материалами прошлых проверок и ревизий, результатами устранения выявленных нарушений; изучаются критические материалы органов информации, особенности производственной деятельности и т. д.

     На  основе подготовительной работы составляется программа ревизии или проверки. На основе программы разрабатывается рабочий план ревизии или проверки. Рабочий план — это детализированная программа, где на основе крупных вопросов, подлежащих ревизии или проверке, определяются частные, намечаются пути и методы их осуществления, вносятся различные дополнения, потребность в которых возникла в процессе ревизии или проверки.

     Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно  выбрать метод изучения документов. Различают хронологический и систематизированный метод просмотра документов. Хронологический метод — это изучение документов без их предварительной группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе, т. е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные с получением денег в кассу и выплатой их, или проверяются все документы, связанные с получением и списанием каких-либо материалов, и т. п. Такой метод изучения документов называется систематизированным [3, c. 160].

     Для того чтобы выявить нарушения  в финансово-хозяйственной деятельности, имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный, фактической проверки, встречной проверки, корреспондирующий, аналитически-нормативный и метод изучения законности финансово-хозяйственных операций.

     Формальный  метод заключается в контроле за правильностью оформления документа (соблюдена ли установленная форма, наличие подписей и их достоверность, наличие печатей, штампов, заполнены ли все реквизиты, наличие исправлений, подчисток, правильность итогов и т. п.).

     Метод фактической проверки состоит в  проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.

     Аналитически-нормативный  метод состоит в химико-технологическом  анализе выпускаемой продукции; в контроле выпущенной продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных норм и нормативов и т. д.

     Метод встречной проверки представляет собой  установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель такой проверки — убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место.

     Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление  одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных  подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция, хищение, приписка и т. п.

     Метод изучения законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто незаконная.

     Внедрение в учетный процесс современной вычислительной техники вносит существенные изменения в организацию и методику финансового контроля. Механизация и автоматизация обработки экономической информации расширяет круг ревизионных задач и одновременно значительно снижает техническую трудоемкость ревизий и проверок.

 

     3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

     В Республике Беларусь с 19 декабря 2008 года было приостановлено проведение контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий).

     Однако 16 октября 2009г. был издан Указ Президента Республики Беларусь №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Согласно этому Указу проверки организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, вправе проводить только государственные органы ( их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемый настоящим Указом. Данный Указ вступил в силу с 1 января 2010 года[12].

     Основная  задача данного документа состоит в сокращении и упорядочении проверок, создании системы гибкого контроля. Эта цель выполняется — в 2010 году произошло постепенное снижение числа проверок. По сравнению с 2008 годом общее количество проверок финансово–хозяйственной деятельности уменьшилось в 2 раза.На первое полугодие 2011 года запланировано 31,1 тыс. проверок. При этом по сравнению с первым полугодием 2010 года число проверок сократилось более чем на 15% (в абсолютных цифрах — на 5,6 тыс. проверок). Наибольшее количество проверок в первом полугодии 2011 года составят проверки налоговых органов (25,5%), 18,2% — проверки органов МЧС, 17,5% — проверки органов Министерства здравоохранения, 6% — проверки органов МВД, 5,7% — проверки органов Минтруда и соцзащиты, 5,6% — проверки органов Минприроды. Удельный вес проверок органов Комитета госконтроля в координационных планах первого полугодия 2011 г. составляет всего лишь 1,6%[13].

     Также действует Закон Республики Беларусь "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности" в редакции Закона Республики Беларусь от 11.12.2005. Согласно этому Закону предусмотрено, что финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, совершались они или нет, при наличии хотя бы одного из следующих условий:

     1. Финансовая операция является подозрительной.

     2. Одним из участников финансовой операции является лицо, участвующее в террористической деятельности.

     3. Одним из участников финансовой операции является лицо, зарегистрированное в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма.

Информация о работе Финансовый контроь в условиях рынка