Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности и особенностей финансового контроля.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• осветить необходимость, содержание и задачи финансового контроля;
• рассмотреть организацию финансового контроля, его виды, формы и методы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….………....6
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ…………..............................................................................12
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………...…………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………...……………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....29
4. Финансовая операция является пороговой [10, c. 49].
На сегодняшний день, по оценкам экспертов Международного валютного фонда (МВФ), суммарный объем отмываемых преступных доходов составляет 2—5% от мирового ВВП, что выражается в пределах от 600 млрд. до 1,5 трлн. долл. США в год. Кроме того, доля нелегальных операций на финансовых рынках разных стран в настоящее время колеблется от 12 до 62%.
Осознавая
возможность возникновения
Действующие в настоящее время 49 рекомендаций ФАТФ признаны большинством государств мира, крупнейшими международными организациями, включая ООН, МВФ, Всемирный банк, в качестве единых международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Внедрение и соблюдение этих рекомендаций обеспечивается благодаря механизму оценок, в ходе которых состояние каждой национальной системы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности (далее — БОД/ФТ) анализируется и оценивается группой экспертов из стран — членов ФАТФ.
О важности соблюдения рекомендаций ФАТФ каждым государством свидетельствуют следующие факты. Финансовые потери России и Украины от непродолжительного нахождения в 2001—2002 гг. в так называемом "черном списке" ФАТФ за несоблюдение базовых принципов противодействия легализации "грязных" денег оцениваются экспертами в миллиарды долларов США. Оказаться в "черном списке" ФАТФ — мера очень жесткая. Банки западных стран закрывают корреспондентские счета банков государства из "черного списка", парализуя тем самым финансовые потоки реального сектора экономики, и выстроить диалог с международным финансовым сообществом на отмену данных санкций стоит немалых усилий.
Необходимо также отметить, что вопросы развития риск-менеджмента в банках, организации ими эффективной системы управления рисками являются основополагающими для целей осуществления банковского надзора. Международной конвергенцией измерения капитала и стандартов капитала, разработанной Базельским комитетом по банковскому надзору (Базель II), определены восемь основных категорий событий, которые могут вызвать убытки банка, связанные с операционным риском. Один из примеров операционного риска в категории "Клиенты, продукты, деловая практика" — отмывание денег (злоупотребления в сфере финансовых услуг — Принцип 18 Принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору).
В Инструкции об организации системы внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 139 (в ред. Постановления Правления Национального банка от 18.06.2008 №74, от 31.08.2010 №374) использование банка для легализации незаконных доходов и иная противоправная деятельность также отнесены к категории операционных рисков.
Отмывание денег и финансирование терроризма являются факторами репутационного и странового риска для банков, что может привести к риску ликвидности.
Учитывая изложенное, следует отметить, что государственными органами Республики Беларусь, в том числе Национальным банком, проделана большая работа по приведению национальной системы БОД/ФТ в соответствие с требованиями международных стандартов [8, c. 12].
19 июля 2000 г. был принят Закон Республики Беларусь № 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем", а с 14 июня 2010 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь № 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности" (далее — Закон). В этом Законе регламентированы обязанности лиц, осуществляющих финансовые операции: проводить идентификацию клиентов, разрабатывать и выполнять правила внутреннего контроля, выявлять финансовые операции, подлежащие особому контролю, и представлять специальные формуляры по ним в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — Департамент финансового мониторинга).
Требования
к организации внутреннего
В целях уменьшения количества ошибок в белорусских банках Национальный банк постоянно проводит обучающие семинары с руководителями и специалистами банков, а также структурных подразделений Национального банка по данной тематике. Кроме того, в рамках международного сотрудничества и обмена опытом Национальным банком заключены и успешно реализуются Соглашения об организации информационного обмена и подготовке кадров в сфере БОД/ФТ с центральными банками Российской Федерации, Украины, Кыргызской Республики [8, c. 13].
Следует отметить, что в сентябре 2008 г. миссия МВФ провела оценку соблюдения Республикой Беларусь Базельских принципов эффективного банковского надзора (в редакции 2007 г.). В частности, Принцип 18 "Злоупотребление в сфере финансовых услуг" оценен как "в основном соблюдается" — это очень высокая оценка, выше нее — только оценка "соблюдается" (если сравнить по пятибалльной шкале, то эта оценка равносильна "четверке").
В III квартале 2008 г. оценка на соответствие международным стандартам законодательства Республики Беларусь в сфере БОД/ФТ проведена также экспертами ЕАГ. Международные эксперты оценивали не только деятельность Национального банка в данной сфере, но и ряда банков: ОАО "БПС-Банк", ЗАО "АКБ Белросбанк", ОАО "Технобанк", в которых изучали, как организована система внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
Актуальность финансового контроля можно обосновать на основе анализа итогов деятельности хозяйственных судов страны.
Наибольшую долю среди количества обращений субъектов в хозяйственные суды занимают исковые заявления — 68%, материалы об административных правонарушениях — 19%, заявления о возбуждении приказного производства — 10%, о банкротстве — 3%.
В 1,5 раза возросло количество дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и предпринимателей [9, c. 4].
Это новая категория дел. Ранее к административной ответственности юридические лица не привлекались. К сожалению, несколько уменьшилось количество бесспорных ситуаций, которые можно было разрешить в досудебном порядке. А ведь это выгодно для предприятий: с учетом необходимости уплаты госпошлины — дешевле в 2 раза, кроме того, быстрее в несколько раз. Еще 2-3 года назад в спорах с контролирующими органами примерно 50-60% исков выигрывали предприятия. Теперь ситуация изменилась: чаще выигрывают контролирующие органы.
С сентября 2008 г., в Беларуси заработала досудебная процедура посредничества, в рамках которой было рассмотрено около 500 споров. В результате 77% из них завершились заключением мировых соглашений.
В 2008 г. сумма заявленных требований по всем делам превысила 1,5 трлн. белорусских рублей, судебным исполнителям удалось взыскать 1,2 трлн. белорусских рублей. Всего судебные исполнители исполнили 42 тыс. производств на сумму 706 млн. долларов США в эквиваленте — наивысший показатель за всю историю страны. Кроме того, в госбюджет перечислена госпошлина в размере 35,5 млрд. белорусских рублей, а расходы на содержание судебной системы составляют около 7 млрд. белорусских рублей в год.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь намерен усилить судебный контроль по делам о банкротстве. В частности, планируется усилить контроль за сроками рассмотрения таких дел, хотя это и сложно. При этом региональные хозяйственные суды должны усилить контроль за работой управляющих в делах о банкротстве и госорганов, которые должны «до суда беспокоиться о разрешении хозяйственных споров и принимать меры либо оздоравливающие, либо ликвидирующие [9, c. 4].
Новые перспективы, по мнению судей, в делах о банкротстве открывает механизм реструктуризации долгов предприятий через продажу их инвесторами или выпуск дополнительных акций с передачей их государству. Эти возможности, в частности, дают указы от 10.01.2009 № 24 (о Минском часовом заводе) и № 27 (о Гомельском судостроительном заводе). Пока же экономическая судебная система страны готовится к решению новых задач
Рассмотрим направления совершенствования таможенного контроля.
С 2009 г. таможенные органы строят доверительные отношения с участниками внешнеэкономической деятельности. В свою очередь соблюдение субъектами хозяйствования таможенного законодательства является важнейшей предпосылкой для успешного формирования за счет поступлений госбюджета.
Государственный таможенный комитет активно включился в работу по претворению в жизнь Плана либерализации отечественной экономики, инициированного руководством страны.
С 2009 г. весь белорусский экспорт планируется перевести на электронное декларирование. Вместе с тем замена бумажной формы, привычной для субъектов хозяйствования, на электронную - отнюдь не простое дело. Во-первых, нормативные изменения, связанные с внедрением этого новшества, следует отразить в Таможенном кодексе. Во-вторых, данный продукт относится к информационным технологиям, что требует сотрудничества со специалистами в сфере информационных технологий. В-третьих, информационную систему Государственного таможенного комитета необходимо увязать с информационной системой других министерств и ведомств (в частности, Минсельхозпрода, МВД), которые дают разрешения на ввоз или вывоз товаров [11, c. 2].
Совершенствовать
партнерские отношения с
Наступление «оттепели» в
В настоящее время таможенное ведомство не планирует ужесточать действия в отношении участников ВЭД, чтобы любой ценой обеспечить необходимые объемы таможенных поступлений. Повышенный контроль за соблюдением таможенного законодательства будет распространяться лишь на товары из т.н. «группы риска» — алкогольную и табачную продукцию, бытовую технику, компьютеры и т. д., для которых наиболее характерна практика занижения таможенной стоимости.
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Финансовый контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации.
Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.
Состав
и структура органов