Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на 57 вопросов по дисциплине "Поведение в организации".
1.механическая модель. Она предполагает достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил, процедур, централизованной власти, а также высокой специализации работ. Она позволяет руководителям организации предсказывать результаты управленческих действий и реакции на эти результаты. При механическом подходе к конструированию организации, по мнению Вебера, обеспечиваются благоприятные условия для управления ОП. 2.органическая модель. Используется при конструировании организации, для которой характерны высокий уровень адаптивности, ограниченное использование правил и процедур, децентрализация власти и относительно низкая степень специализации. На базе выбранной модели проектируется орг.структура. Структура - скелет организации, схема должностей и подразделений, на основе которой строятся формальные отношения между людьми в организации. Для орг.поведения очень важно правильно спроектировать рабочие места, определить размеры подразделений, их права, обязанности и ответственность, а также системы взаимодействия и коммуникаций друг с другом.
17. Какие существуют теории мотивации организационного поведения?
Содержательные
теории мотивации в первую очередь стараются
определить потребности, побуждающие
людей к действию, особенно при определении
объема и содержания работы. Теория
Маслоу: 1. Потребности делятся на
первичные и вторичные и представляют
пятиуровневую структуру, в которой они
располагаются в соответствии с приоритетом:
• физиологические потребности, • потребность
в безопасности, • социальные потребности,
• потребности в уважении и признании,
• потребность в самоактуализации (самовыражении).
2.Поведение человека определяет самая
нижняя неудовлетворенная потребность
иерархической структуры. 3. После того,
как потребность удовлетворена, ее мотивирующее
воздействие прекращается. Теория
МикКлеллянда:1.Три потребности, мотивирующие
человека — это потребность власти, успеха
и причастности. 2. Сегодня особенно
важны эти потребности высшего порядка,
поскольку потребности низших уровней,
как правило, уже удовлетворены. Теория
Герцберга. Удовлетворенность сотрудников
связана с содержанием работы (мотиваторы),
а неудовлетворенность с внешними условиями
(гигиенические факторы). Процессуальные
теории мотивации. В них анализируется
то, как человек распределяет усилия для
достижения различных целей и как выбирает
конкретный вид поведения. Теория
ожиданий Врума базируется на положении
о том, что наличие активной потребности
не является единственным необходимым
условием мотивации человека на достижение
определенной цели. Человек должен также
надеяться на то, что выбранный им тип
поведения действительно приведет к удовлетворению
или приобретению желаемого. Теория
справедливости Адамса постулирует,
что люди субъективно определяют отношение
полученного вознаграждения к затраченным
усилиям и затем соотносят его с вознаграждением
других людей, выполняющих аналогичную
работу. Если сравнение показывает дисбаланс
и несправедливость, т.е. у человека возникает
психологическое напряжение. Модель
Портера-Лоулера - теория мотивации,
включающую элементы теории ожиданий
и теории справедливости. В их модели фигурирует
пять переменных: затраченные усилия,
восприятие, полученные результаты, вознаграждение,
степень удовлетворения.
18. Барьеры эффективности коммуникации.
На пути формирования и передачи информации имеются различные барьеры. Умение говорить означает способность преодолевать эти барьеры. Барьеры:1.неправильное или неточное формулирование информации. Для преодоления - овладение речевой культурой и мастерством.
2. уклонение собеседника от приема информации. Может проявляться либо в форме открытого нежелания вступать в беседу, либо в форме незаинтересованного поведения во время беседы. Сюда же относится потеря интереса к информации, если она кажется неубедительной. Для преодоления-аргументы, эмоции, волевые компоненты, выяснение причин несогласия.
3.
барьер первого впечатления.
4. семантический барьер. Для разных людей один и тот же символ может иметь разные значения. Для преодоления - точность формулировок, знание того, кому адресована информация.
5.
барьер невнимания из-за
6. барьер плохой обратной связи.
19. Количественные и качественные факторы, определяющие модели группового поведения.
Красковский делит факторы на две группы: качественные и количественные.
Качественные:
1.
профессиональная
3. стиль лидера;
Количественные:
1. групповой
уровень притязаний, то есть настроенность
работников на достижение
2.
квалифицированный потенциал,
5.
половозрастной состав; 6.внутри групповые
межличностные коммуникации; 7.
время существования группы; 8. групповая
норма производительности.
20. Основные приемы рефлексивного слушания.
Слушание - волевой акт, требующий умственного напряжения, внимания, значительных психологических энергозатрат и определенных навыков коммуникативной культуры. Выделяют два метода слушания: 1. рефлексивный. 2. нерефлексивный. Нерефлексивное слушание является по существу простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Делается это с помощью мимики лица, кивка головы, жеста. Рефлексивный метод предполагает активное слушание, когда слушатель использует вербальную форму для подтверждения понимания информации говорящего. Делается это с помощью специальных приемов:а) выяснение - обращение к говорящему за уточнением. «Не повторите ли вы еще раз?»;б) перефразирование «Другими словами, вы считаете.,.», «Как я вас понял,...»;г) отражение чувств. Акцент делается на эмоциональное состояние говорящего. Отражая чувства собеседника, мы как будто располагаем его к себе своим сопереживанием. «Вы несколько расстроены...»;д) резюмирование. Применяется, где перефразирование и отражение чувств используются редко. В ситуациях обсуждения разногласий в конце беседы, при завершении разговора. «Если подытожить сказанное вами, получается...». Умелое сочетание рефлексивного и нерефлексивного слушания помогает достичь взаимопонимания между людьми.
24. Вербальное общение и его место в коммуникации. Вербальное общение - передача информации в словесной форме. Коммуникация с использованием вербальных средств может быть успешной только в том случае, если она имеет обратную связь, с помощью которой происходит уточнение правильного понимания передаваемой информации, и если в ней учитывается личностный смысл, вкладываемый в сообщение.
В
психологии разработано несколько
моделей, которые облегчают понимание
процесса общения. Модель Ш.фон Туна:
Данная модель имеет 4 стороны: 1.
существо дела (сообщение); 2.
отношение (отправителя информации к ее
получателю); 3.самораскрытие (чувства
отправителя информации к сообщению);
4. призыв (цель
сообщения).Эффективной коммуникация
будет тогда, когда получатель сообщения
правильно расшифрует все его четыре стороны.
При любом другом варианте возникает непонимание
или неправильное понимание.
21. Формирование, структура и развитие группы.
Группа - естественная форма объединения индивидов, структурный элемент для построения организации. Группа может оказывать позитивное воздействие на работника, помогая ему лучше узнать себя, приобрести навыки, удовлетворить различные социальные потребности. Она также воздействует на всю организацию, способствуя ее сплоченности, проявлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений Типы групп: 1, формальные: административные; оперативные; 2. неформальные: по интересам; на основе дружбы. Стадии развития групп:
1.
Адаптация. Характеризует
Структура
группы: 1. размер и состав. 5-9 человек.
2. статус - место человека в обществе
или группе. Различают формальный и неформальный
статус Формальный определяется должностью,
официальным званием. Неформальный - личными
качествами человека и признанием другими
людьми этих качеств. 3. роли - способ
или модель поведения человека в той или
иной ситуации. Каждый член группы выполняет
определенные роли, которые зависят от
его статуса. 4. нормы - общепризнанные
стандарты, которые сложились в группе
в результате длительного взаимодействия
ее членов. В отличие от ролевых ожиданий,
которые обращены к отдельным людям, нормы
ос ращены сразу ко всем членам группы.
22. Невербальное общение и его роль в коммуникации.
Средства общения делятся на две группы: вербальные и невербальные. Невербальное общение: 1. позволяет передать чувства, не поддающиеся словесному выражению. 2. определить степень владения собой. 3. выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений. Невербальное поведение, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Основные средства невербального общения: 1. мимика. 2. визуальный контакт. Обычно смотрят в глаза не более 10 секунд. Легче поддерживать визуальный контакт при обсуждении приятной темы. Обсуждая неприятные вопросы люди стараются избегать прямого взгляда. 3. интонация и тон голоса. 4. скорость речи. Быстрая речь - взволнованность, желание убедить. Медленная речь говорит об угнетенном состоянии, горе либо высокомерии. 5. ошибки речи (незначительные). Повторение слов, обрывание фразы на полуслове - волнение или желание обмануть. 6. междометия, вздохи, нервный кашель, фырканье и пр. 7. позы и жесты. 8. межличностное пространство: Если невербальное «сообщение» соответствует словам, то тогда невербальное общение помогает довести до сознания сказанное. Если же оно противоречат словам, мы склонны отдавать предпочтение невербальным символам.
23. Что такое лидерство и его роль в организационном поведении?
Лидерство - способность влиять на индивидов и группу в целом и вести их за собой к достижению целей организации. Формальное руководство часто назначают «сверху», а неформальные лидеры, как правило, выбираются самими людьми, т.е. «снизу». Оптимальным вариантом для организации является ситуация, когда руководитель коллектив является одновременно и формальным, и неформальным лидером.
Эффективность
власти зависит оттого: a. насколько
соответствует потребность ожиданиям
людей; b.какова конкретная ситуация в
организации, стране. Формы власти: власть,
основанная на принуждении; власть, основанная
на вознаграждении; экспертная власть;
эталонная власть (власть примера). Основывается
на силе личных качеств и способностей
лидера.; законная власть. Она обладает
безличностью, и исполнители реагируют
не на конкретную личность, а на должность.
25. Конфликты в организации и их источники. Конфликт - столкновение несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида или, в межличностных отношениях, - индивидов и групп людей, проявляющихся в форме отрицательных переживаний. Причины конфликтов: 1 распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены, а потребление - нет; 2. организационные изменения. 3.личностные расхождения; 4.различные системы ценностей и нравственных установок; 5. угроза статусу. Социальный статус имеет огромное значение, и каждая угроза ему вызывает у человека стремление к его сохранению. 6.недостаток доверия; 7.неудовлетворенные коммуникации. Виды конфликтов: 1. внутри личностный. Другая форма противоречия между производственными требованиями и личными потребностями и ценностями работника. Особая форма - стресс.
2.межличностный конфликт. (разные черты характера, темперамент, взгляды на жизнь людей) 3. между личностью и группой. Возникает, когда член группы не соблюдает групповые нормы поведения, или руководитель прибегает к непопулярным у сотрудников мерам воздействия.
4. межгрупповой конфликт.
26. Какие поведенческие стадии проходит фирма при переходе от плановой к рыночной экономике?Фаза производственной ориентации персонала характеризуется неразвитой поведенческой культурой, где имиджевые регуляторы подавлены.Фаза сбытовой ориентации персонала характеризуется зарождением поведенческой культуры на основе примитивных представлений об имидже: «Имидж обеспечивается рекламой». Когда фирма нуждается в деньгах, работники могут заискивать перед клиентами, а когда ее финансовое положение улучшается, то работники могут позволить себе пренебрежительное отношение к ним. Результат. «Испорченный персонал» не способный перестроится на другие поведенческие регуляторы. Фаза конъюнктурной ориентации Имидж фирмы осознается так: «Производим только то, что хорошо покупают!»; «Продаем только то, что пользуется высоким спросом»!