Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Кадровый аудит".
Подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Национальные стандарты, основываясь на международных стандартах, учитывают наши национальные особенности в учете и контроле и специфику перехода страны к рыночной экономике.
Все стандарты разделены на три основные группы:
- общие стандарты, определяющие уровень квалификации аудитора, степень его независимости;
- стандарты проведения аудиторской проверки, устанавливающие необходимость планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бух учета и внутреннего контроля, получения доказательств и др.
- стандарты составления отчета, предусматривающие виды проверяемой бух отчетности, соответствие ее принятым нормативным документам, разграничение функций аудитора и администрации организации-клиента, содержание отчета аудитора и др.
Аудит строит свой коммерческий успех на характеристике неукоснительного соблюдения стандартов. Эффективность всех видов аудита оценивается на основе соответствия его характеристик стандартам аудита.
Кроме соблюдения стандартов, аудиторская деятельность подчиняется следующим основным принципам.
1. Этика поведения. Наряду с требованиями человеческой этики, аудиторам следует придерживаться требований этики профессиональной, примером которой являются следующие положения:
- обязанности (выполняя свои обязанности, следует проявлять высокие профессиональные и моральные принципы);
- интересы общества (следует принять на себя обязательство действовать в интересах общества, оправдывая его доверие и показывать высокий профессионализм);
- честность (честно выполнять свои профессиональные обязанности);
- объективность и независимость (выполняя профессиональные обязанности, следует сохранять объективность и быть свободным от столкновения интересов, следует быть независимым и формально и фактически);
- надлежащее внимание (необходимо соблюдать технические и этические профессиональные стандарты, стремиться к постоянному улучшению качества услуг и, выполняя профессиональные обязанности, использовать все свои профессиональные способности);
- объем и виды услуг (при их определении следует соблюдать требования стандартов).
2. Независимость. В теории и практике аудита независимость – это объективность и честность суждений. Общественное признание профессионального статуса аудиторов основано на признании их независимости. Независимость необходима для обеспечения эффективности аудита. Аудитор обязан иметь возможность оценивать любую ситуацию, относительно того, что следует делать клиенту, не задумываясь, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Независимость аудитора обеспечивается посредством:
- финансовой независимости – аудитор профессионально выполняет свою работу с заранее оговоренной достойной оплатой. Опыт эффективной аудиторской деятельности показывает: не следует попадать в финансовую зависимость от клиента, поскольку это снижает качество предоставляемых услуг, их объективность и профессионализм и отрицательно влияет на рыночные позиции аудитора;
- административной независимости, т.е. независимости аудитора от административных решений клиента и неподчиненность последнему;
- политической независимости, невозможности влиять на решения аудитора, используя политическую власть, связи и аналогичные способы воздействия;
- эмоциональной независимости – предполагает сохранение отчужденности аудитора, независимо от его чувств к представителям организации-клиента.
В целях обеспечения дополнительных гарантий независимости аудиторских фирм при осуществлении ими аудиторской деятельности постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» от 06 мая 1994 г. №482 установлено, что аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, если в их уставном капитале доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.
3. Профессионализм – это обязательность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.
Аудитор должен обладать навыками для работы по общению с людьми и обмену опытом, выявлению и решению проблем, связанных с оцениваемой деятельностью, нахождению нужной информации, осуществлению анализа и синтеза, планированию изменений, разработке предложений по совершенствованию работы, преодолению сопротивления изменениям, помощи в передаче более совершенных методов. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и контролировать качество их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.
При составлении плана проверки аудитор, предусматривая решение определенных групп задач, должен руководствоваться правовыми документами.
7. Виды аудита
Аудиторы могут оказывать организации различные виды услуг, не обязательно связанные с составлением официального аудиторского заключения. В теории их часто объединяют в системы в зависимости от цели, поставленной клиентом, и называют видами аудита.
По отношению к пользователям информации выделяют внешний и внутренний аудит.
Цель внешнего аудита – предоставление гарантии достоверности отчетности.
Наиболее яркий предмет внешнего аудита – финансовый аудит – нацелен на определение степени достоверности финансовой отчетности для ее внешних пользователей и имеет следующее определение: «Аудит- это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов».
Внутренний аудит – важный инструмент оценки эффективности системы менеджмента, существующей в организации – представляет собой проверку соответствия функционирования системы ее описанию в документации. Он проводится сотрудниками предприятия или от его имени. При этом аудит осуществляют сотрудники, не несущие прямой или косвенной ответственности за работу проверяемых подразделений.
Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы, чтобы установить, что система менеджмента:
- соответствует запланированным мероприятиям международных стандартов ИСО – 9000 и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;
- внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.
Программа аудитов должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Вопросы внутреннего аудита в России определены Правилом аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита». В нем дается следующее определение: «Внутренний аудит – это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бух учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля».
Основные объекты внутреннего аудита – решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях, поскольку высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями – заказчиком продукции или, например, органом сертификации.
Практикуются следующие формы аудита:
- полный аудит на соответствие определенному стандарту;
- частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности организации;
- вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключении контракта;
- аудит соблюдения требований контракта.
Проведение внешнего аудита предприятия с процедурной и методической точек зрения принципиально не отличается от проведения внутреннего аудита. Но тем не менее при этом следует учитывать определенные отличительные особенности внешнего аудита, обусловленные его спецификой.
Внешний аудит всегда нейтрален по отношению к аудитируемому предприятию, поскольку осуществляющие его специалисты не работаю на этом предприятии, а пришли либо от заказчика, либо от независимой организации. В силу этого заключения внешних специалистов, не подверженные воздействию местных факторов и обычаев, более объективные.
Внешний аудит (в отличи от внутреннего) проводится только по заявке. Предприятие, выступающее в роли заказчика внешнего аудита, само определяет цели аудита и документ, на соответствие которому аудит должен проводиться. Программа внешнего аудита отличается от программы внутреннего обязательным указанием в ней языка аудита и гарантией соблюдения конфиденциальности.
8.Обязательный и инициативный аудит
С позиции нормативного регулирования предпринимательской деятельности, аудит подразделяется на обязательный и инициативный. Обязательные аудиторские проверки проводятся в определенных нормативным регулированием случаях, а также по поручению органов государственного управления, например, в финансовой сфере при расследовании налоговых преступлений. Объем и порядок осуществления обязательного аудита регламентируется законодательно.
Инициативный (добровольный) аудит, проводимый по решению экономического субъекта и служащий реализации его внутренних целей, обычно имеет место:
- когда происходит покупка предприятия и новый собственник хочет проверить стоимость приобретаемого;
- когда собственники не доверяют своим управляющим и хотят проконтролировать их работу.
Характер и масштабы аудиторской проверки, при сохранении за аудитором его независимости, определяет клиент.
9.Регулярный и разовый аудит
По периодичности проведения аудит бывает:
- первоначальным (проводится аудиторской фирмой впервые для данного клиента);
- текущим (по заранее установленному регламенту);
- оперативным (по распоряжению руководства);
- систематическим (в установленное время и повторяющийся через определенные промежутки времени); Повторяющийся аудит базируется на знании специфики деловой активности организации-клиента, ее положительных и отрицательных сторон. Регулярный аудит имеет значительные преимущества как для экономического субъекта, так и для аудитора;
- панельным (периодический анализ с неизменным инструментом и методикой на тех же объектах и тех же группах людей);
- разовым.
10.Финансовый аудит
Наибольшее распространение аудиторская деятельность получила в финансовой сфере, где аудиторы дают независимую оценку достоверности финансовой отчетности организации и соответствия совершенных хозяйственных операций законодательству. Оценка аудитора, выражаемая в аудиторском заключении, позволяет снизить риск внешних пользователей финансовой отчетности организации при принятии решений на ее основе. Именно повышение качества управленческих решений, опирающихся на данные финансовой отчетности, определяет общественное значение аудиторской деятельности в области финансов в современном обществе.
В рыночной экономике финансовый аудит:
- предоставляет достоверную (проверенную) финансовую информацию;
- гарантирует предсказуемость финансовой деятельности организации-клиента, посредством выдачи аудиторского заключения. В нем обязанностью аудитора является определение всех существенных для внешних пользователей финансовой отчетности аспектов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого предприятия.
На сегодняшний день в России аудиторская деятельность практически ограничивается в своем направлении финансовой сферой. Согласно Указу Президента РФ от 22.12.93 №2263, аудиторская деятельность фактически определена, как «независимый вневедомственный финансовый контроль».
11. Государственный аудит
Государственный аудит служит удовлетворению государственных потребностей. Пользователем предоставляемой аудиторами информации являются государственные органы. Государственный аудит в большинстве внутренний и служит целям определенной государственной организации.
Государственный аудит может быть назван одной из форм государственного финансового контроля. Наиболее распространенная форма государственного аудита – ревизия. «Ревизия- составная часть системы государственного финансового контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций».
Основными задачами ревизии является осуществление контроля:
- за соблюдением государственной дисциплины;
- за экономным использованием государственных средств;
- за сохранностью материальных и денежных ресурсов;
- за правильность постановки бухгалтерского учета;
- за пресечением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписок.
В рамках государственного аудита осуществляется финансовый и управленческий аудит. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается:
- точно ли предоставлены в финансовых отчетах финансовое положение, результаты деятельности в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами;
- действует ли проверяемая организация в соответствии с законодательством.