Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 23:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
Важнейшее условие аттестации — бесконфликтность целей руководителя и ожиданий работника.
Можно выделить пять основных типов власти:
Легитимная власть: власть, которая проистекает из положения/позиции человека в организации и его должностных обязанностей.
Индивидуальная власть: способность индивидуума убеждать или оказывать влияние на других, базирующаяся на его/ее харизме и умении управлять межличностными взаимоотношениями
Экспертная власть: власть, проистекающая из компетенций, знаний и умений индивидуумам и организационных потребностей в этих знаниях компетенциях.
Поощрительная власть: власть, базирующаяся на способности индивидуума даровать другим поощрения разного рода, такие как желанные подарки, продвижение по службе, увеличение зарплаты, расширение зоны ответственности и т.д.
Карательная власть: власть, базирующаяся на возможности применения к другим мер негативного воздействия: увольнение, понижение должности или зарплаты и т.д.
Как и любая другая управленческая методика, делегирование полномочий имеет свои достоинства (преимущества перед Другими методиками) и недостатки. Рассмотрим ее достоинства:
• делегирование полномочий создает условия для выработки и принятия более качественных управленческих решений и более эффективной их реализации. Это достигается за счет перемещения решений на тот уровень иерархии в организации, на котором компетентность и информированность
работников в данном вопросе наиболее высоки. Время затраченное для принятия решения, будет минимальным а пути реализации — самыми короткими и эффективными и чаще всего простыми. В этом случае возникает персональная ответственностьза конкретные операции, а не за расплывчатую задачу или за участок работы. Конкретизация упрощает контроль за ходом выполнения задания; передача прав исполнителю способствует существенному повышению его ответственности. Система согласований и утверждений значительно ослабляет ответственность профессионально грамотных и высококвалифицированных работников. Исполнители далеко не всегда вкладывают максимум знаний и энергии в выработку и осуществление решения, принятого руководителем, особенно если на них оказывалось давление или они не согласны с предложенным решением. Отсюда стратегия поведения, включающая перестраховку, желание уйти от ответственности. Она порождает неудовлетворенность трудом и в перспективе увольнение по собственному желанию способного работника. Может возникнуть и вопрос о недоверии к работнику со стороны руководства. Делегирование полномочий снимает указанные проблемы и может стать основой для объективной оценки результатов труда и степени удовлетворенности им;
делегирование полномочий позволяет освободить руководителя от рассмотрения и решения множества второстепенных вопросов и выполнения большинства рутинных операций. Он получает возможность сосредоточить внимание на решении основных, принципиальных вопросов, так как одна из его наиболее важных задач — создать условия для эффективной работы системы, а не принимать участие в ликвидации каждого сбоя в ее работе; передача прав во многих случаях не требует принципиальных изменений сложившейся структуры аппарата управления. Необходимость в таких изменениях может свести на нет решимость руководителя делегировать свои полномочия, так как перестройка структуры протекает наиболее болезненно для организации и может растянуться на неопределенное время;
делегирование полномочий порождает творческую, но управляемую и контролируемую рабочую среду, что является оптимальным для любой организации.
Обратимся к недостаткамделегирования полномочий. Для того чтобы внимательно рассмотреть их, необходимо изучить его психологические аспекты.
Психологически делегирование находится в родстве с косвенным управлением, являясь завуалированной формой приказания.Приказания реализуются несколькими способами: с помощью примера— "смотри на меня и повторяй мои действия; повторяй то, что я делаю на твоем месте в данной ситуации; делай, как я сказал "; с помощью фиксации на воспоминанияхо сходной проделанной работе на этом или другом рабочем месте "вспомни, как ты делал эту операцию вчера, на прежнем месте работы "; с помощью активизации психического состояния специалист-"Я"— "ты знаешь, как это делать, вот и прикажи себе сам ". Именно последний вариант и есть делегирование полномочий, т. е. перевод работника в режим самоуправления, в котором управляющие команды психологически заданы руководителем.
Главная проблемаприменения метода — определение границделегирования полномочий. Передача прав, обязанностей и ответственности руководителя конкретному лицу редко бывает полной (только в кризисной ситуации). Никогда доля прав не должна быть ни чрезмерно большой (захватывающей полномочия вышестоящих должностных лиц или переход к криминальным мерам), ни чрезмерно малой (формальной только на словах). Первый, чрезмерный вариант убьет организацию сразу, второй сначала убьет инициативу, а организацию — потом, медленно, но неуклонно разрушая коллектив.
Таким образом, легче определить не ту долю, которую нужно делегировать, а ту, которую не стоит делегировать вообще(никогда или в данной ситуации). В отечественных организациях эта последняя доля определена абсолютно верно: никому и никогда не может быть делегировано распоряжение финансами.
Особенно жестко устанавливаются ограничения там, где есть реальная возможность для подчиненного, которому делегированы полномочия, превысить не только их, но и полномочия своего руководителя. Если подчиненный компетентен, то они поменяются креслами; если нет, то он "подставит" руководителя и оба могут быть уволены. При этом больше пострадает руководитель.
Конфликты обладают различными характеристиками. Они классифицируются по направленности, характеру противоречий, динамике протекания, функциям, временным параметрам. По характеру противоречий социальные конфликты могут подразделяться на: подлинные, случайные, смещенные, неверно приписанные, скрытые и ложные. В наиболее общем виде типология конфликтов может быть выражена следующим образом.
Конфликтность человека нередко определяется его психологическим типом.
Первый тип поведения в конфликте — агрессор. Такое поведение свойственно людям, эмоционально неустойчивым, тревожным, которые стремятся компенсировать эти свои качества демонстрацией решительности, выраженной нередко в грубости, бесцеремонности, подчеркивании своей значимости.
Второй тип поведения — жертва. Такой человек провоцирует возникновение напряженности в отношениях между людьми.
Конфликты могут и должны приводить к позитивным изменениям и взаимной выгоде сторон, а не превращаться в борьбу амбиций сильных и унижение слабых. Даже такая не всегда эффективная стратегия, как компромисс (от лат. сотрютт — соглашение путем уступок) может стать первым шагом к сотрудничеству, так как в результате компромисса отношения между вчерашними врагами хоть и не превращаются в дружеские, но становятся менее враждебными. Кроме того, необходимо помнить, что в процессе конфликта у людей доминирует не разум, а эмоции, ведущие порой к аффекту (от лат. а//ес(из — душевное волнение, страсть), т.е. к относительно кратковременному, бурно протекающему эмоциональному переживанию, которое проявляется в ярости, отчаянии, зачастую сопровождается резкими движениями, криком и плачем. В такой момент человек, как правило, не контролирует свои эмоции, не отвечает за слова и жесты. Персидский мыслитель Саади по этому поводу советовал:
Разгневан — потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно.
Психологи считают, что наиболее приемлемой формой поведения в конфликтных ситуациях является толерантность, т. е. терпимость, снисходительность к участникам конфликта. Толерантность проявляется в трех формах:
1) спокойствие, рассудительность, извлечение урока;
2) напряжение, усилия, направленные на сдерживание аффектации;
3) бравирование с подчеркнутым
равнодушием, которое маскирует
истинное эмоциональное
Практика анализа конфликтных ситуаций показывает, что при проявлении указанных форм поведения состояние разочарования, как правило, отсутствует. Толерантность, таким образом, можно рассматривать как устойчивость против фрустрации, как способность в ситуации напряжения «не терять голову», контролировать свое эмоциональное состояние.
Организация совместной деятельности и взаимоотношений вызывает необходимость рассматривать все стороны общения в единстве. Для того чтобы общение было диалогическим, двусторонним, в реальной практике взаимодействия необходимо соблюдать следующие условия:
- равенство психологических
- равенство в признании
друга;
- равенство в психологической взаимной поддержке.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффекта является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболевание, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней.
При описании стресса употребляются такие близкие понятия как собственно стресс и дистресс. Однако они не синонимальны. В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а цистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда.
Событие, факт или сообщение, которое может вызвать стресс, называется стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидания опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
Основными чертами психического стресса являются следующие:
1) стресс есть состояние
2) стресс — более напряженное
состояние, чем обычное мотивационное;
оно требует для своего
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
К переживанию стресса близко и переживание фрустрации. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Причем, препятствия, с которыми сталкивается человек, могут быть как объективно непреодолимыми, так и субъективно непреодолимыми. Например, в диалоге «начальник — подчиненный» первый может себе позволить повышенный тон в разговоре, а второй — нет, хотя все физиологические возможности для этого имеет.
Но фрустрация возникает тогда, когда человеку чего-либо очень сильно хочется. Того, чего он не может получить, но страстно желает. Тогда она влечет за собой эмоциональные нарушения, выражающиеся в повышении конфликтности, бессоннице, увеличение тревожности, падение работоспособности, а в особо сложных случаях и невротические отклонения в поведении человека, когда требуется вмешательство психотерапевта.
Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но и при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности, а также необходимости перерабатывать ежедневно значительные объемы информации. Люди реагируют на стресс по-разному: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.
В проявлении стресса имеют значения индивидуальные особенности людей. Нет двух людей, у которых реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека провоцируются им самим. Еще Г. Селье отмечал, что имеет значение не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете.
Негативными следствиями стресса являются следующие: