Роль органов власти в развитии профессиональной компетенции педагогических работников сферы школьного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы профессиональной подготовки находят своё решение как на уровне государства, субъектов РФ, так и на уровне муниципалитетов, муниципальных учреждений образования через отлаживание системы повышения квалификации при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, обеспечения аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ГЛАВА 2 ПОДХОДЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников федеральными органами власти
2.2 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами власти субъекта РФ
2.3 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами местного самоуправления
2.4 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников на уровне образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Должностная инструкция учителя
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фактические и плановые значения показателей реализации раздела «Совершенствование учительского корпуса» Муниципальной целевой программы
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета для педагогов

Файлы: 1 файл

курсовая работа Кирилловой Ю.В. ГМУ г. Первоуральск.docx

— 152.87 Кб (Скачать)

- 72% педагогов (49 человек)  считают, что участие в мероприятиях  по повышению компетентности  не способствует установлению  профессиональных связей между  педагогами города, 28% (19 человек)  имеют противоположное мнение;

- 47% педагогических работника  школы (32 человека) для оценки  организации работы по повышению  профессионализма педагогов на  уровне города выбрали ответ  «скорее хорошо», 32% (22 человека) затруднялись  с ответом, 21% (14 человек) дали ответ «скорее плохо;

- опрос показал, что  большая часть педагогических работников - 75% (51 человек) испытывают значительные затруднения в осуществлении контрольно - оценочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий, в реализации компьютерных технологий; 16% (11 человек) такие затруднения испытывают в меньшей мере, 9% (6 человек) - не испытывают.

Таким образом, все опрошенные респонденты имеют представления  о содержании и основных направлениях деятельности методической службы города. Большинство испытывают потребность в её мобильном реагировании при решении практических проблем в профессиональной деятельности.

Кроме того, большинство педагогов имеют представления, но испытывают затруднения при применении на практике контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе в условиях информационно-коммуникационных технологий, компьютерных технологий, современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного, проблемно-деятельностного обучения, оценки эффективности и результативности  обучения по предмету.

2.4 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников на уровне образовательного учреждения

Развитие содержания образования, достижения обучающимися качественного образовательного результата осуществляется в конкретных образовательных учреждениях, конкретными педагогами. В этой связи определяется необходимость решения проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников, их профессионального роста через  создание и развитие соответствующих условий (программно-методических, организационно-содержательных,  дистанционных, программно-целевых) для эффективного решения ими профессионально значимых задач, обеспечения готовности нести ответственность за профессиональные действия.

В этой связи становится значимым проблема управления развитием человеческими ресурсами не только на уровне муниципального образования, но и на уровне конкретного муниципального образовательного учреждения через создание ситуации  успеха каждому педагогу, как важного условия мотивации профессионального роста. Наиболее продуктивной стратегией управления персоналом становится преломление идеи менеджмента об успехе, под которым понимается  реализованная цель как результат продуманной тактики со стороны администрации по  созданию ситуации успеха отдельной личности и коллектива в целом1.

Таким образом, механизмом управления является мотивация как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. Главная задача руководителя ОУ заключается в гармонизации профессионально личностных интересов педагогов с интересами муниципального учреждения образования через привлечение их к управлению организацией через поэтапную целенаправленную работу: 1-й этап - коллектив является целью воспитательных усилий руководителя; 2-й этап - коллектив  является  инструментом управления через актив; 3-й этап - коллектив становится  фактором, побуждающим к самовоспитанию, самообразованию, самоорганизации, саморазвитию. Управление осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом: 1.Всестороннее изучение личности педагога (его притязаний)2; 2. Создание условий для удовлетворения выявленных потребностей педагога; 3. Моделирование педагогической деятельности, направленное на перспективу роста; 4.Изменение подходов к оцениванию профессиональной  деятельности педагога.

Успешному моделированию педагогической деятельности, направленной на перспективы  роста, способствует программа 


3См.: Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. М.: МИП «NВ Магистр», 1992г

2 См.: Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе, М., 2007

 

управленческих действий по оценке качества профессиональной деятельности педагогов в аттестационный и межаттестационный периоды, механизм реализации которой представлен аспектами:

- нормативно - правовым (банк и учет документов, инструментария самодиагностики и др.);

- организационно - содержательным (своевременность ведения документации, фиксация результатов в индивидуальной карте профессиональных достижений педагогов, позволяющей «как зрительный ряд» отслеживать их за 5 лет и др.);

- мотивационно - целевым (мониторинг результатов освоения обучающимися программ, результативности и активности их участия в мероприятиях разного уровня, мониторинг профессионализма, квалификации, результативности портфолио педагога и др.);

- контрольно-оценочным (презентация портфолио педагога, обобщение результатов через оценку профессионального роста и др.).

Развитие акмеологической образовательной среды в учреждении -   базовый компонент всей системы работы, ориентированной на успех, ведь педагогу лишь один раз в пять лет предоставляется возможность обновить профессиональную компетентность, используя организационные формы обучения на бюджетной основе.

Стремление  педагогов  к непрерывному образованию, успеху, творчеству сегодня должно стать  нормой.  Дифференцированная работа с педагогами разного уровня притязаний через реализацию потенциала таких структурных подразделений, как методический совет, консультационный совет, информационно-библиотечный центр, педагогические лаборатории и проблемные группы позволяет педагогам, не имеющим квалификационной категории, осваивать рефлексию через обучение, консультирование, выводящую на заданную практическую деятельность;  педагогам первой квалификационной категории - через информирование, самообразование осуществлять практическую деятельность с элементами исследования на основе соуправления; педагогам высшей категории - через создание социально - педагогического, нормативно - правового и программно - методического обеспечения, заниматься свободной инновационной деятельностью уже в режиме самоуправления. 

Целенаправленное управление человеческими ресурсами с позиций  «человекоцентристского» подхода, обеспечивающего ситуацию успеха каждому члену и коллективу в целом, позволяет  у подавляющего большинства педагогов сформировать потребность в самообразовании, обеспечивать профессиональный рост для эффективного решения ими профессионально значимых задач, обеспечения готовности нести ответственность за профессиональные действия, успешно проходить аттестационные процессы.

В заключении, подводя итог выше сказанному, в связи с полученными результатами были обозначены предложения городской методической службе, направленные на развитие профессиональной компетенции педагогов, как одного из условий достижения обучающимися качественного результата образования:

- разработать целевую  программу по повышению профессиональной  компетенции педагогических работников;

- расширять взаимодействие  с учреждениями дополнительного  профессионального образования,  обеспечивающими повышение квалификации  работников, расширяя спектр образовательных  услуг, осуществляя переход на  персонифицированную модель (учёт профессиональных потребностей конкретного педагога для решения профессиональных задач);

- продолжить мотивацию непрерывности профессионального роста педагогов через участие в профессиональных конкурсах и работу городских методических объединений, расширяя ресурс привлечения представителей науки, организации эффективных форм профессионального взаимодействия по вопросам овладения педагогами технологии проблемно-деятельностного обучения, осуществления контрольно-оценочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий;

- решить проблему внедрения и реализации автоматизированной системы мониторинга деятельности педагогов в межаттестационный период;

- совершенствовать формы  непрерывного профессионального  образования педагогов;

- продолжить  работу по  организации целевого приёма  в высшие  профессиональные учреждения  на педагогические профессии;

- создавать условия, обеспечивающие  приведение профессиональной подготовки  педагогических работников в  соответствие квалификационным  требованиям, предусмотренным ЕКС  в части профессиональной, информационной, коммуникативной и правовой компетентностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время проблема развития профессиональной компетенции и компетентности педагогических работников является достаточно актуальной в связи с тем, что высокий уровень их квалификации, продуктивности, профессионализма, являются одним из главных условий достижения стратегической цели государственной политики в области образования: повышение доступности качественного образования.

В ходе работы были рассмотрены документы, программно – методические материалы, разработанные на уровне Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Свердловской области, Управления образования городского округа Первоуральск. Также изучение информационных источников по проблеме позволило уточнить в качестве рабочей версии понятия профессиональной компетенции и компетентности педагогических работников сферы школьного образования.

Кроме того, анализ результатов  проведённого анкетного опроса педагогических работников школы позволил выявить  состояние их осведомлённости, мотивации и удовлетворённости условиями, созданными на муниципальном уровне для развития их профессиональной компетенции и компетентности.

В процессе выполнения контрольной работы было установлено, что роль органов государственной власти в развитии профессиональной компетенции состоит в обеспечении и развитии соответствующих условий преимущественно средствами программно - целевых и проектных подходов.

 Реализация цели и задач исследования позволила сформулировать предложения муниципальной методической службе по повышению профессиональной компетенции педагогов средствами разработки и реализации целевой программы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593.
  2. Концепция долгосрочного социально - экономического развития РФ, разработанная в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ 21 июля 2006 г.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приказ - 271 от 04 февраля 2010 г.
  4. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 г. № 216н.
  5. О внесении изменений в областную целевую  программу Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011-2015 годы: постановление Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1472 - ПП; постановление от 16 ноября 2011 г. № 1580 – ПП.
  6. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 07сентября 2010г. № 1507-р.
  7. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209.
  8. Проект Концепции областной целевой программы «Развитие педагогического образования Свердловской области» на 2013-2015 годы.
  9. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года: постановление Правительства Свердловской области от 27 августа 2008 г. № 873-ПП.
  10. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы: постановление Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61.
  11. Абалдуев В.А. Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический комментарий главы 52 Трудового кодекса РФ // Ежегодник образовательного законодательства. – 2008. -  том 3 - выпуск 1.
  12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: Дело, 2000. - С. 165.
  13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1992. – 940 с.
  14. Профессиональный стандарт педагогической деятельности: [проект] / Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // Вестник  Образования. – 2007. -  №7.
  15. Словарь иностранных слов / гл. ред. Ф.Н. Петрова. -  М.: Просвещение, 1981. -  247 с.
  16. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой / Т. И. Шамова. - М.: МИП «NВ Магистр», 1992.
  17. Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе / Т. И. Шамова. - М.: МИП «NВ Магистр», 2007.

Ресурсы удалённого доступа

  1. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – Загл. С экрана (дата обращения 10.09.2012).
  2. Хуторской Р. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet/htm - Загл. С экрана (дата обращения 15.09.2012).

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Муниципальное                                                             Утверждено. 

бюджетное                                                                 

общеобразовательное                                        Приказ №243 от 31.12.10г.

 учреждение                                                        Директор МБОУ СОШ № 15

«Средняя                                                             Гаджиева Н.А.                                                               

общеобразовательная                                                                                           школа№15»

г. Первоуральск

Должностная инструкция учителя

№ 6

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от от 26 августа 2010 г. N 761н

в составе раздела «Квалификационные  характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного  справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Настоящая инструкция является типовой, и ее действие распространяется на всех учителей школы, а на ее основе могут разрабатываться должностные  инструкции учителей, ведущих отдельные  предметы, или учителя начальной  школы.

    1. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы.
    2. Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
    3. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
    4. Учителю непосредственно подчиняется лаборант (если учитель выполняет обязанности заведующего кабинетом).
    5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Трудовым кодексом , указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

Информация о работе Роль органов власти в развитии профессиональной компетенции педагогических работников сферы школьного образования