Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа
Вопросы профессиональной подготовки находят своё решение как на уровне государства, субъектов РФ, так и на уровне муниципалитетов, муниципальных учреждений образования через отлаживание системы повышения квалификации при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, обеспечения аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ГЛАВА 2 ПОДХОДЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников федеральными органами власти
2.2 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами власти субъекта РФ
2.3 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами местного самоуправления
2.4 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников на уровне образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Должностная инструкция учителя
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фактические и плановые значения показателей реализации раздела «Совершенствование учительского корпуса» Муниципальной целевой программы
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета для педагогов
1 См.: Абалдуев В.А. Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический комментарий главы 52 Трудового кодекса РФ // Ежегодник образовательного законодательства. – 2008. - том 3 - выпуск 1
2 См.: Словарь иностранных слов / под ред. Ф.Н. Петрова. - М.: Просвещение, 1981. - с. 247
ценностных отношений к миру, к людям и самому себе;
- формирование профессиональной, социальной, информационной компетентностей;
- технологическая
Н.Д. Гальскова профессиональную компетенцию педагога рассматривает, как способность эффективно осуществлять свою преподавательскую обучающую деятельность, профессиональное мастерство, складывающееся из совокупности профессиональных знаний и умений применять их на практике, переносить в новые условия обучения, желание совершенствовать свои профессиональные знания и умения.
В профессиональном стандарте педагогической деятельности, разработанным в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы Я.И. Кузьминовым, В.Л. Матросовым, В.Д. Шадриковым, оценка работы педагога осуществляется на основе движения от компетенций к компетентностям с позиции деятельностного подхода. Компетенции - опредмеченные в деятельности компетентности работника.
В сопоставительной таблице 1 представлены составляющие профессиональной компетенции и компетентности педагогических работников.
Таблица 1 – Компетенции деятельности и соответствующие им компетентности педагога
Компетенции деятельности |
Компетентности педагога |
компетенции, обеспечивающие мотивацию поведения и учебной деятельности |
компетентность в мотивации учебной деятельности обучающегося |
Компетенции, обеспечивающие раскрытие личностного смысла учения |
компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока |
Продолжение таблицы 1 | |
Компетенции деятельности |
Компетентности педагога |
компетенции целеполагания |
компетентность в |
компетенции в понимании обучающегося |
компетентность в вопросах понимания обучающегося, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении |
компетенции в предмете преподавания и в методах |
компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность) |
компетенции в принятии решений |
компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач |
компетенции в разработке программ деятельности |
компетентность в разработке программ деятельности и поведения |
компетенции организации учебной деятельности, организации информационной основы деятельности |
компетентность в организации
учебной деятельности: компетентность
в организации условий |
компетенции обеспечения понимания учебной задачи и способа деятельности |
компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности) |
компетенции оценивания |
компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности |
Таким образом, компетентный - это знающий, осведомленный, авторитетный специалист, обладающий компетенцией1. Компетентность - системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств,
3 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка., М.: Азъ, 1992
формирующееся в процессе профессиональной подготовки и позволяющие успешно решать задачи в ходе профессиональной деятельности.
Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять профессиональную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач1.
С.С. Занаев выделил следующие основные профессиональные компетенции педагога: мотивационно - ценностную, информационно -коммуникативную; инновационно - креативную; операционально -деятельностную.
Другими словами, качество образования во многом определяется компетентностью и профессиональным уровнем деятельности педагога. С 90 - х годов XX века понятие «компетентность» применительно к характеристике педагога, охватывая те качества, которые способны обеспечить успешную деятельность педагога в профессиональной сфере.
Следует отметить, что в
зарубежных исследованиях проблемы
профессиональной компетентности в
большей мере рассматривается практическая
сторона профессионального
В литературе используются термины
«профессиональная
3 См.: Свободная энциклопедия Википедия. http://ru.wikipedia.org
По мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова профессиональная компетентность - единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности на основе сформированных педагогических компетенций, как системного явления, сущность которого состоит в единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
Е.П. Тонконогая рассматривает профессиональную компетентность как интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические и управленческие функции в новых условиях в соответствии со служебным статусом. В.А. Адольф дает определение компетентному педагогу, как хорошо знающего и владеющего методикой, четко определившего свое отношение к тем или иным методическим системам, педагога творческого, обладающего своим индивидуальным стилем.
К. Ангеловски выделяет структуру профессиональной компетентности педагога через четыре группы умений: умение выделить комплекс образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизировать, определить доминирующие на основе изучения личности и коллектива; умение осуществлять обоснованный выбор форм, методов и средств организации образовательного процесса; умение создавать и развивать необходимые условия; умение осуществлять учёт и оценку результатов педагогической деятельности, определять новый комплекс задач.
Таким образом, профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии, являющейся стимулами для профессионального саморазвития и самореализации. Другими словами способность взять на себя ответственность за свое профессиональное поведение, умение организовать образовательный процесс, то есть целенаправленно планировать, реализовывать адекватно поставленным целям и осуществлять контроль.
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКС) предъявлены требования к работникам образования, направленные на повышение результативности их труда, активности, инициативы, компетентности, рассматриваемой как качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, готовность нести ответственность за свои профессиональные действия. В ЕКС выделены следующие основные составляющие компетентности педагогических работников1:
- профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач в реальных ситуациях
3 См.: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённый Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593
педагогической деятельности; владение современными образовательными технологиями, приёмами, средствами, технологиями педагогической диагностики, коррекции; использование методических идей, источников информации для построения учебных занятий; осуществление оценочно - ценностной рефлексии.
- Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогики и дидактики, формулировку учебной проблемы информационно-коммуникативными способами, работу с информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, использование автоматизированных рабочих мест в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная
деятельность, готовность к
ведению дистанционной
- Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми умение убеждать, аргументировать свою позицию;
владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
- Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Требования к квалификации, функциям, обязанностям педагогических работников в рамках их компетенций находят своё отражение в должностных инструкциях, разработанных на основе квалификационных характеристик, представленных в ЕКС (приложение А).
Дифференциацию понятий
«компетенция» и «
Анализ содержания литературных источников позволил из множества определений, принятых в научном мире, взято за рабочее следующее: профессиональная компетенция педагогического работника - это способность успешно действовать на основе сформированных педагогических знаний, умений, навыков, практического опыта при решении профессиональных задач в рамках профессиональных обязанностей.
3 См.: Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Докл. Р.В. Хуторского на Отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. – Центр «Эйдос». www.eidos.ru/news/compet/htm
2 ПОДХОДЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников федеральными органами власти
Результатом выполнения Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, реализации проекта «Образование», в рамках рассматриваемой проблемы, стало обеспечение ежегодного повышения квалификации порядка 400 тыс. преподавателей на всех уровнях образования, поощрение 40 тыс. лучших учителей, обновление около 10 процентов кадрового состава общеобразовательных учреждений за счет молодых специалистов. Однако в настоящее время в сфере образования отмечается комплекс проблем, так или иначе связанных с необходимостью повышения профессионализма педагогов, среди них: невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, недостаточное использование современных образовательных, информационно - коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательной практике.
Следует отметить, что на федеральном уровне решение кадровой проблемы, повышение профессионального уровня педагогических работников находит свое отражение через:
1.Реализацию направления «Совершенствование учительского корпуса» инициативы «Наша новая школа, обеспечивающее внедрение в практику системы моральных и материальных стимулов поддержки учителей. Приоритет морального стимулирования - поддержка организации на уровне РФ, субъектов РФ профессиональных конкурсов («Учитель года», «Сердце отдаю детям» и др.); материального стимулирования - обеспечение взаимозависимости качества и результата педагогической деятельности с оплатой труда. Кроме того, стимулом для роста профессионализма и подтверждения квалификации педагога является аттестация педагогических кадров в соответствии с обновленными квалификационными требованиями и квалификационными характеристиками, профессиональными педагогическими компетентностями, а также предоставление не реже одного раза в пять лет возможности педагогическим работникам прохождения курсовой подготовки на основе выбора образовательной программы средствами реализации принципа подушевого финансирования, с использованием ресурса регионального банка данных организаций, предлагающих образовательные программы, изучения инновационного опыта других регионов, распространения опыта лучших педагогов.