Роль органов власти в развитии профессиональной компетенции педагогических работников сферы школьного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы профессиональной подготовки находят своё решение как на уровне государства, субъектов РФ, так и на уровне муниципалитетов, муниципальных учреждений образования через отлаживание системы повышения квалификации при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, обеспечения аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ГЛАВА 2 ПОДХОДЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников федеральными органами власти
2.2 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами власти субъекта РФ
2.3 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами местного самоуправления
2.4 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников на уровне образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Должностная инструкция учителя
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фактические и плановые значения показателей реализации раздела «Совершенствование учительского корпуса» Муниципальной целевой программы
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета для педагогов

Файлы: 1 файл

курсовая работа Кирилловой Ю.В. ГМУ г. Первоуральск.docx

— 152.87 Кб (Скачать)

2. Организация и реализация мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, где обозначен ряд приоритетных задач: создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и, как результат - повышение доступности качественных образовательных услуг1.     

Среди целевых индикаторов и показателей, в основе которых положены подходы, учитывающие цели и задачи Программы в решении

вопроса о модернизации общего образования как института социального развития можно отметить следующие:

- доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей;

- доля специалистов преподавательского и управленческого корпуса


См.: Федеральная целевая  программа развития образования  на 2011 - 2015 годы, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61

 

системы образования, обеспечивающих распространение современных моделей  доступного и качественного образования;

- доля образовательных систем субъектов РФ и муниципалитетов, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации педагогического корпуса системы образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственнообщественный характер управления образованием;

- доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии в профессиональной деятельности;

- доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку.

Таким образом,  решение проблемы охвата качественным образованием, необходимым для предоставления равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российским гражданам, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы осуществляется через организацию и реализацию мероприятий, направленных на формирование и развитие общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. Подготовка кадров осуществляется через:

- повышение их квалификации в рамках работы центров справочно-методической поддержки образовательных учреждений;

- курсовую подготовку, в том числе и средствами персонифицированных моделей, по приоритетным направлениям модернизации.

3. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года позволяет ежегодно осуществлять поддержку лучших учителей с целью стимулирования их преподавательской и воспитательной деятельности, развития творческого и профессионального потенциала за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме 0,2 млрд. рублей. Количество денежных поощрений каждому субъекту РФ определяется Министерством образования и науки РФ с учетом числа обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности. Выплата денежного поощрения учителям осуществляется на конкурсной основе.

Таким образом, на уровне федеральных  органов власти проблема развития профессиональной компетенции педагогических работников решается путём внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования путем инвестиций в научно-исследовательские проекты и проекты по внедрению полученных результатов, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и управления, направленного на результат.

2.2 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами власти субъекта РФ

Более десяти лет в Свердловской области  целевые ориентиры по подготовке педагогических кадров были определены лишь в отдельных разделах  следующих программных документах: мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2004-2007 годы; областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы»; «Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы», «Программа модернизации педагогического образования»1.

К 2020 году в Свердловской области  гражданам должна будет предоставлена  возможность получения образования, отвечающего требованиям современной  инновационной экономики: удовлетворение


1 См.: Проект Концепции областной целевой программы «Развитие педагогического образования Свердловской области» на 2013-2015 годы

образовательных потребностей граждан, совершенствование механизмов оказания квалифицированной образовательной  услуги, создание условий для обеспечения  непрерывного образования. В связи  с чем, «Стратегия социально - экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (далее Стратегия) направлена на определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе укрепления позиций среди субъектов РФ и в мировом сообществе1.

Таким образом, стратегической целью образовательной политики в Свердловской области стало обеспечение условий доступности качественного общего и профессионального образования, отвечающего стратегии социально - экономического развития в целях повышения качества жизни человека.

Анализ состояния системы образования в области позволяет отметить её стабильное функционирование. В целях обеспечения образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами и их закрепления в системе образования: реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала; сформирован инновационный кадровый ресурс (260 учителей признаны лучшими по результатам  конкурса); успешно функционируют и развиваются 14 учреждений среднего и 3 высшего педагогического образования;  из средств областного бюджета выплачивается единовременное пособие на обзаведение хозяйством педагогам, поступившим на работу в муниципальные и областные государственные образовательные учреждения; 29 педагогов школ Свердловской области получили государственную поддержку в размере 500 тыс. рублей на 2 года. Складывается практика поддержки педагогических династий, для получения профессионального образования более высокого уровня работники образовательных учреждений направляются для целевой


3 Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 № 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года»

подготовки по заочной форме  обучения.

Однако можно выделить проблемы, среди   которых несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования; низкая динамика кадрового обновления в системе образования; недостаточное использование современных образовательных технологий;

отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между  производителями и потребителями  образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы  оценки качества образования; недостаточно   эффективная   система   повышения   профессионально - 
педагогической компетентности и аттестации педагогических работников.

Развитию профессиональной компетенции педагогических работников способствуют следующие меры, запланированные к организации органами власти на уровне Свердловской области: 1. развитие инфраструктуры общего и профессионального образования; 2. увеличение более, чем в 10 раз количества инновационных площадок в образовательных учреждениях по внедрению образовательных программ профессиональной подготовки специалистов высокотехнологичных производств; 3. качественное обновление содержания общего и профессионального образования на основе образовательных стандартов нового поколения в целях достижения жизненной и профессиональной успешности человека; 4. формирование на территории области научно-образовательного центра мирового уровня, интегрирующего передовые научные исследования и образовательные программы, решающее кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов; 5. использование комплексного ресурсного обеспечения для повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов для предприятий, выпускающих конкурентоспособные товары и услуги; 6. достижение сопоставимости качества подготовки специалистов европейскому подходу на основе требований нового поколения образовательных стандартов  и национальной  рамке квалификаций в профессиональном образовании; 7. достижение открытости, прозрачности системы оценки качества профессионального образования на региональном уровне1.

Таким образом, главной целью долгосрочного развития Свердловской

области, где немаловажное значение имеет сектор образование, является обеспечение современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.

Кроме того, в целях обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально -экономического развития, утверждена целевая областная программа «Развитие образования Свердловской области («Наша новая школа») на 2011-2015 годы», предусматривающая формирование программных комплексных проектов развития образования, реализуемых при участии органов местного самоуправления муниципальных образования в Свердловской области образовательных учреждений, профессионально -педагогического сообщества, а также разработку и внедрение механизмов новой сети учреждений общего и профессионального образования, моделей управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий2. Государственным заказчиком Программы является Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, среди исполнителей - органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, осуществляющие управление в сфере образования; государственные образовательные учреждения Свердловской области.          


1 См.: Проект Концепции областной целевой программы «Развитие педагогического образования Свердловской области» на 2013-2015 годы

2 См.: Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1472 – ПП; Постановление от 16.11.2011 № 1580 – ПП «О внесении изменений в областную целевую программу «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011-2015 годы»

Реализация Программы обеспечивает развитие профессиональной квалификации, обуславливающей деятельность педагогов в условиях стандарта; наличие системы государственного регулирования профессионально - квалификационной структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в регионе на основе прогнозирования потребностей заказчиков образовательных услуг; наличие образовательной среды, способствующей профессиональному становлению личности в процессе освоения образовательных программ различного уровня и направленности; наличие организационно-правового обеспечения государственно-общественных механизмов управления качеством профессионального образования.

Развитие системы невозможно без формирования новых подходов к педагогическому образованию. Ведь качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.  Достижение нового качества среднего общего образования возможно только при условии подготовки педагога, отвечающего современным требованиям, способного успешно реализовывать задачи модернизации общего образования.

В связи с чем, в контексте модернизации профессионального образования Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Институтом развития образования Свердловской области 15.02.2012 был проведён Большой педагогический совет по теме: «Кадровая политика как фактор развития педагогического образования Свердловской области».  В ходе  работы было установлено, что подготовка педагога должна носить опережающий характер относительно модернизации системы общего и дополнительного образования; система СППО Свердловской области нуждается в модернизации на основе единой стратегии развития системы среднего педагогического образования; обозначена актуальность разработки Концепции и Программы развития педагогического образования Свердловской области.

В проекте концепции областной целевой программы «Развитие педагогического образования Свердловской области» на 2013 - 2015 годы, где особый акцент сделан на подготовке педагогических кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, работы с одаренными детьми  и  детьми  с  особыми  образовательными  потребностями,  работы  с разновозрастными   классными   коллективами   в   сельских   малокомплектных школах, расширения дистанционного образования; использовании комплексного ресурсного обеспечения для повышения качества подготовки педагогических кадров.

Среди стратегических задач Программы отмечаем следующие:

- внедрение инновационных технологий развития кадрового потенциала педагогов:   отбор,   расстановка,   переподготовка   и   повышение квалификации кадров;

- развитие системы оценки качества реализации основных образовательных программ среднего профессионального педагогического образования.

Ожидаемыми результатами Программы являются: модернизированная система управления качеством педагогического образования с использованием инновационных технологий менеджмента; обновленное содержание педагогического образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО; кадровый потенциал колледжей, отвечающий требованиям к подготовке педагога нового типа, способного успешно решать задачи модернизации системы образования; эффективная модель финансово-экономических механизмов функционирования и развития системы СППО, обеспечивающая оптимизацию использования ресурсов системы педагогического образования; педагогические колледжи – сетевой ресурс инновационного развития системы образования Свердловской области.

Информация о работе Роль органов власти в развитии профессиональной компетенции педагогических работников сферы школьного образования