Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа
Вопросы профессиональной подготовки находят своё решение как на уровне государства, субъектов РФ, так и на уровне муниципалитетов, муниципальных учреждений образования через отлаживание системы повышения квалификации при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, обеспечения аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ГЛАВА 2 ПОДХОДЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников федеральными органами власти
2.2 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами власти субъекта РФ
2.3 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами местного самоуправления
2.4 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников на уровне образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Должностная инструкция учителя
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фактические и плановые значения показателей реализации раздела «Совершенствование учительского корпуса» Муниципальной целевой программы
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета для педагогов
Обобщая выше сказанное можно сделать вывод, что в Свердловской области особый акцент поставлен на необходимости подготовки квалифицированных, профессионально компетентных педагогических работников, осуществлении системы мер по повышению квалификации уже работающих педагогов через систему профессионального педагогического образования средствами реализации проектного метода как основного для реализации Программы развития педагогического образования:
первый проект - Развитие кадрового потенциала системы педагогического образования Свердловской области (обучение на рабочем месте в формах тренингов, стажировок, специальных командных проектов; консалтинговое интерактивное сопровождение решения отдельных проблем конкретных педагогических образовательных учреждений);
второй проект - Региональная модель вариативной части основной образовательной программы СППО;
третий проект - Педагогические колледжи – сетевой ресурс инновационного развития системы образования региона (согласование действий колледжей в СППО для достижения общих целей инновационного развития: совместное методическое проектирование, повышение квалификации участников сетевого взаимодействия, обмен опытом и результатами инновационного развития, взаимное предоставление услуг и взаимообучение, экспертиза и групповая рефлексия и т.д.; обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса на основе совместной коллективной распределенной деятельности участников сети, включая руководителей, педагогов, студентов);
четвертый проект - Региональная модель управления и оценки качества педагогического образования Свердловской области (развитие новых форм внутренней и внешней оценки деятельности педагогических колледжей; обеспечение принятия управленческих решений по развитию системы педагогического образования региона на основе достоверной и объективной информации о результатах деятельности педагогических колледжей).
Таким образом, решение вопросов развития педагогического образования и кадрового обеспечения системы образования на уровне области преимущественно решаются программно-целевым методом в рамках ряда целевых проектов.
2.3 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами местного самоуправления
Управление образования
городского округа
В целях обеспечения устойчивого функционирования и дальнейшего развития системы образования городского округа Первоуральск в новых организационных условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ и Свердловской области, отделом по сопровождению аттестационных и аккредитационных процессов была разработана и внедрена в рамках своей компетенции и полномочий Муниципальная целевая программа «Развитие образования в городском округе Первоуральск» («Наша новая школа») на 2011 - 2015 годы.
Анализ плана мероприятий по реализации Муниципальной целевой программы «Развитие образования в городском округе Первоуральск («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы позволил выявить следующие разделы, требующие качественно нового подхода к организации и реализации на практике для достижения обучающимися результата образования: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ.
Министр Фурсенко А.А. в своем
выступлении в Совете Федерации
РФ 12.10.2011г. отметил, что центральной
фигурой достижения успеха модернизации
в значительной мере остаётся инициативный
и квалифицированный педагог. В
целях совершенствования
В ходе изучения муниципальной Программы акцент был сделан на разделе - совершенствование учительского корпуса, предусматривающего следующие подразделы: 1. обеспечение непрерывности, персонификации и
1 См.: Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.10 № 209
актуальности повышения квалификации педагогических работников; 2. совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов; 3. модернизация системы педагогического образования.
В процессе работы над Программой установлено, что в рамках текущего финансирования в 2011-2015 годы были запланированы конкретные мероприятия, сроки реализации, результаты. В ходе реализации информационно - аналитической деятельности по рассмотрению фактических и плановых значений показателей реализации раздела «Совершенствование учительского корпуса» Муниципальной целевой программы была составлена сопоставительная таблица (приложение Б) и сделаны следующие выводы:
- разработаны необходимые
- финансовое обеспечение
- на бюджетной и внебюджетной основе курсовую подготовку осуществляет до 38% учителей, что соответствует запланированному показателю;
- успешно апробирован
новый порядок аттестации
педагогических работников
- эффективно работают
апробированные и дающие
- общее число аттестованных работников составило 89%, что ниже запланированного показателя на 4,6%.
В городском округе Первоуральск в рамках деятельности Муниципального казённого учреждения «городской социально-методический центр», как одного из структурных подразделений Управления образования ежегодно, на основании утверждённого начальником управления образования, организуется Единая методическая неделя (далее ЕМН) с целью инициации руководящих и педагогических работников к пересмотру позиций оптимизации выбора условий, средств достижения максимально позитивного результата качества образования.
Среди форм организации мероприятий ЕМН: педагогический практикум «Школа радости» с обучающимися, ориентированными в педагогическую профессию, молодыми специалистами; Педагогические чтения; «Калейдоскоп» педагогических и методических идей руководителей городских и школьных методических объединений, методических служб образовательных учреждений; Интеллектуально - творческая игра «Соболенок» как основа развития педагогической поддержки городских и школьных методических объединений талантливым детям; Панорама базовой площадки, раскрывающая инновационный ракурс проблемы «Методический совет как фактор профессиональной мобильности формирования ресурсной образовательной среды учреждения».
Таким образом, в ходе реализации мероприятий ЕМН создаются условия, обеспечивающие:
- активизацию педагогических
практик в пространстве
- диссеминацию передового
управленческого и
- выход на уровень методологического анализа проблем с позиций эффективности управления и прогностичности результата качества образования;
- повышение квалификации педагогов, позволяющее приобретать опыт эффективной управленческой и педагогической деятельности в современной педагогической ситуации.
Реализуя задачи контрольной работы, было предложено 68 педагогическим работникам школы (65 учителей, 1 социальный педагог, 1 педагог - психолог, 1 учитель - логопед) принять участие в анкетном опросе с целью выявление осведомлённости педагогов об условиях, созданных на муниципальном уровне, для развития профессиональной компетентности и мнения об их качестве с использованием разработанного инструментария (приложение В).
Объектом исследования стали педагогические работники городского округа Первоуральск. Предметом - осведомленность и мнение педагогических работников о качестве созданных на уровне муниципалитета условий для повышения их профессиональной компетентности. В качестве гипотезы была обозначена следующая: если выявить осведомлённость педагогов и их мнение о качестве созданных на уровне муниципалитета условий для повышения их профессиональной компетентности, и организовать коррекцию по результатам опроса, то это отразится на повышении профессионализма педагогов города, а значит и результата качества образования обучающихся.
Обобщение полученных результатов позволило сделать следующие выводы:
- большинство респондентов - 78% (53 человека) имеют высшее профессиональное педагогическое образование, 22% (15 человек) - среднее профессиональное педагогическое образование; 66% (45 человек) имеют первую квалификационную категорию, в меньшем количестве высшую и вторую квалификационные категории - 9% и 25% соответственно (6 и 17 человек); педагогический стаж более 20 лет имеют 62% опрошенных (42 человека), от 10 - 20 лет - 21% (14 человек), от 5 - 10 лет - 7% (5 человек), от 2 - 5 лет - 9% (6 человек) и менее 2 лет - 1% (1 человек); 100% педагогических работников в течение последних 5 лет прошли курсовую подготовку, освоив образовательные программы не менее 72 часов; большинство относятся к возрастной группе от 35-55 лет - 66% (45 человек), более 55 лет - 15% (10 человек), от 25 - 35 лет - 13% (9 человек), моложе 25 лет - 6% (4 человека);
- большинство педагогов
- 60% (40 человек) определили для
себя основанием прохождения
курсов - необходимость осуществлять
подготовку один раз в пять
лет, 40% (48 человек) - желание освоить
новое в педагогической
- большинство - 87% (59 человек) обозначили в качестве основной цели школьного образования - получение ими качественного образования, 13% (9 человек) - социализация личности, оказание помощи ученику в выстраивании дальнейшего образовательного маршрута;
- в основном в качестве приоритетных технологий обучения учителя начальных классов указали игровую и проблемно - деятельностную - 28% (19 человек), учителя - предметники отметили тестовую и проектную - 62% (42 человека), здоровьесберегающую - 10% (7 человек);
- большинство педагогических работников отметили следующие должностные обязанности - обучение и воспитание обучающихся, соблюдение правил безопасности образовательного процесса - 95% (65 человек); осуществление коррекционной работы на основе диагностики 5% (3 человека);
- большая часть опрошенных - 54% (37 человек) ответили, что скорее не знают о наличие в городе муниципальной программы повышения их профессионализма, 34% (23 человека) затруднялись с ответом, 12% (8 человек) ответили, что не знают;
- 100% респондентов указали,
что скорее знают о наличие
в городе других условий
- по мнению большинства - 69% (47 человек) муниципальной методической службой в большей мере уделяется внимание удовлетворению практических вопросов педагогов с учетом их реальных потребностей, 56% (38 человек) считают, что недостаточно привлекаются представители науки, 50% (34 человека) отметили недостаточность наличия эффективных форм взаимодействия педагогов;
- 56% и 18% (38 и 12 человек)
соответственно отметили, что развитию
их профессиональной
- 40% педагогов (27 человек) отметили нехватку мероприятий по вопросам овладения современными образовательными технологиями, 32% (22 человека) - по общепедагогическим вопросам; 24% (16 человек) по узкопредметным вопросам; 4% (3 человека) - по вопросам психологии;
- большинство респондентов - 56% (38 человек) в качестве наиболее эффективной формы организации методической помощи педагогам отметили заседания городских методических объединений; 31% (21 человек) - участие в мероприятиях Единой методической недели, Педагогических чтениях и профессиональных конкурсах; 13% (9 человек) - реализацию проектов «Школа радости» и «Школа молодого стажёра»;