Роль органов власти в развитии профессиональной компетенции педагогических работников сферы школьного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы профессиональной подготовки находят своё решение как на уровне государства, субъектов РФ, так и на уровне муниципалитетов, муниципальных учреждений образования через отлаживание системы повышения квалификации при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, обеспечения аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ГЛАВА 2 ПОДХОДЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников федеральными органами власти
2.2 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами власти субъекта РФ
2.3 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами местного самоуправления
2.4 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников на уровне образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Должностная инструкция учителя
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фактические и плановые значения показателей реализации раздела «Совершенствование учительского корпуса» Муниципальной целевой программы
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета для педагогов

Файлы: 1 файл

курсовая работа Кирилловой Ю.В. ГМУ г. Первоуральск.docx

— 152.87 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 «Уральский федеральный университет

 имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина»

 

Институт государственного управления и предпринимательства

Высшая школа  государственного администрирования

 

 

 

 

РОЛЬ  ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                                                             Курсовая работа

                                                                            студента 1 курса

                                                                                Кирилловой Ю.В.

 

Научный руководитель

                                                                              доктор пед. наук,

                                                                   профессор

                                                                    Резер Т.М.

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

8

ГЛАВА 2

ПОДХОДЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ К  РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

17

 

2.1 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников федеральными органами власти

17

 

2.2 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами власти субъекта РФ

20

 

2.3 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников органами местного самоуправления

27

 

2.4 Решение проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников на уровне образовательного учреждения

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

40

ПРИЛОЖЕНИЯ

42

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Должностная инструкция учителя

42

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Фактические и плановые значения показателей реализации раздела  «Совершенствование учительского корпуса» Муниципальной целевой программы

49

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Анкета для педагогов

52


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина1. В различных отраслях общественного производства всё больше востребованы работники с не воспроизводящим, а творческим интеллектом для нестандартной деятельности. Таких выпускников может подготовить только методологически, профессионально компетентный, креативный педагог. В связи с чем, совершенствование педагогического корпуса стало одним из центральных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»2. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров - одна из приоритетных задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

 Вопросы профессиональной подготовки находят своё решение как на уровне государства, субъектов РФ, так и на уровне муниципалитетов, муниципальных учреждений образования3 через отлаживание системы повышения квалификации при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, обеспечения аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных

 

образовательных учреждений1, приведения  профессиональной подготовки педагогов в соответствие квалификационным требованиям2.

Таким образом, актуальность проблемы развития профессиональной компетенции педагогических работников определяется социальным заказом государства и общества на высокий уровень профессионализма современного педагога, готового к работе в непрерывном инновационном режиме, к гибкому, оперативному, мобильному реагированию на постоянно изменяющиеся потребности общества, рынка труда, личности, развивающихся технологий и непрерывно обновляющейся информационной среды.

Рассматривая проблему развития профессиональной компетенции педагогических работников школы как важного  условия достижения обучающимися качественного образовательного результата, можно выделить следующие противоречия:

- между изменившимся подходом  государства и общества к результатам  образования и готовности педагогических  работников его обеспечить. Практика  показывает, что государственно-общественный  заказ на качественное образование  обучающихся педагогические работники  школ выполнить могут не всегда  и не на достаточном уровне. Часто проблемы детей образовательного характера объясняются «недостатком способностей», а не слабостью методов обучения, неэффективностью применяемых технологий, недостаточной сформированностью профессиональных компетенций и развитостью профессиональных компетентностей. Рассматривая итоги государственной (итоговой) аттестации, как одного из ведущих результатов качества образования, отмечаем, что по статистике в 2010г., 2011 г. и 2012г. в го Первоуральск аттестаты о среднем (полном)


1 См.: Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 № 209

2 См.: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.09 № 593

 

 

общем образования получили 93%, 95,7% и 93% обучающихся соответственно.

- Между требованиями Единого  квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов  и служащих, работников образования и реальным состоянием их профессиональной компетентности и квалификации.

-         Между запросом педагога на индивидуальную образовательную траекторию в повышении квалификации и недостаточностью создания условий, обеспечивающих этот процесс.

- Между изменившимся подходом  государства и общества к вопросу необходимости повышения профессионального мастерства педагогов и недостаточной их мотивации  на освоение нового в педагогической практике, их осведомленностью о возможностях повышения профессиональной компетентности на современном этапе развития образования в России.

Обзор информационных источников показал, актуальность проблемы важность повышения профессионализма педагогических работников образования, методического обеспечения педагогического процесса, формирования методологической и методической компетентности педагогов, что подтверждают труды известных ученых: О.С. Анисимова, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько и др.

Просмотр работ, посвященных  проблемам повышения квалификации (И.Ю. Алексашиной, В.Г. Воронцовой, Е.И. Рогова, А.П. Ситника и других) позволяет  сделать вывод о том, что организация  данного направления деятельности в системе может в разной степени  влиять на профессиональное развитие педагогов: обеспечивать достаточно быстрые  его темпы, определять новые направления, стимулировать профессиональное развитие как процесс саморазвития.

 

Актуальными в период перехода на компетентностный подход в формировании и развитии профессионального мастерства педагогических работников становятся работы, позволяющие дифференцировать понятия «компетенция» и «компетентность». Несмотря на то, что эти понятия трактуется учёными по - разному, можно определить их общую суть, разведя значения.

Однако, данная проблема не достаточно определена предметом специального изучения в педагогике, однако в ней наработаны идеи, которые могут стать основанием для ее рассмотрения.

В связи с чем, цель исследования - выявление роли органов власти в развитии профессиональной компетенции педагогических работников школы.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические  аспекты решения федеральными  органами власти, органами власти  субъекта РФ (Свердловской области), местного самоуправления (городского округа Первоуральск) проблемы развития профессиональной компетенции педагогов через рассмотрение законодательных, нормативных документов, программно - методических материалов по проблеме.

2.Провести анализ информационных  источников по проблеме, дифференцируя понятия профессиональной компетенции и компетентности педагогических работников.

3. Определить основные подходы для развития профессиональной компетенции педагогов, реализуемые органами власти.

4. Провести социологический опрос педагогических работников сферы школьного образования городского округа Первоуральск, выявляя их осведомлённость об условиях, созданных на уровне органов самоуправления, для развития их профессиональной компетенции, мнения об их качестве.

5. Внести предложения в муниципальную методическую службу по развитию профессиональной компетенции педагогов.

  Объект исследования:  педагогические работники сферы школьного образования.

Предмет исследования:  факторы со стороны органов власти, влияющие на развитие профессиональной компетенции педагогов школы.

Гипотеза. Если решать проблему развития профессиональной компетенции педагогических работников, как на федеральном, областном уровнях, так и на уровне органов местного самоуправления, мотивации педагогов в образовательном учреждении к профессиональному саморазвитию, то это приведёт к созидательным процессам в области образования, повышению качества образовательного результата.

В процессе решения поставленных задач, проверки гипотезы использовались методы: документальный, анкетный опрос, статистический анализ.

Практическая значимость полученных результатов заключается в их использовании в рамках муниципальной методической службы Управления образования городского округа Первоуральск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

 

 

Президент страны В.В. Путин  обозначил, что ΧΧΙ век должен стать веком Человека, веком образования. Именно система образования России во многом должна обеспечить путь к  успеху. В связи с чем, школам требуются  педагоги с личностно - гуманистической  ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способные к интеграции, с современным  отечественным инновационным опытом, владеющие современными педагогическими  технологиями, имеющие высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующиеся  в предметной области. Перечисленные  характеристики современного компетентного  педагога необходимы для реализации Закона «Об образовании», Федеральной  целевой программы развития образования  на 2011 - 2015 годы.

К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесённые к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников: преподаватель - организатор ОБЖ, руководитель физического воспитания, воспитатель, методист, тьютор, учитель, учитель - дефектолог, учитель - логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, педагог - организатор, социальный педагог, тренер - организатор, старший вожатый1.

Другими словами педагогический работник - лицо, занимающее должность, отнесенную к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников,  осуществляющее на основании трудового договора с образовательным учреждением деятельность,


1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.08 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»

имеющую целью общее или профессиональное образование, а также воспитание граждан1.

Анализ работ по проблемам  компетенции и компетентности позволяет  выявить отсутствие однозначного понимания  данных понятий.

В переводе с латинского языка понятие «компетенция»  обозначает2:

  • круг ведения какого-либо лица;
  • круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен;
  • способность быть имеющим достаточные знания, суждения, навыки и умения, профессиональный опыт, способность действовать;

- совокупность полномочий, прав и обязанностей служащего,  предприятия или государственного  органа.

Иными словами, компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа.

Термин «компетенция»  в декларации Болонского процесса используется для обозначения интегрированных  характеристик качества подготовки выпускников, для описания результата образовательного процесса.

Социальный заказ общества, человеко-центрическая, компетентностно - ориентированная парадигма образования определяют высшим и средне-специальным учебным заведениям при подготовке будущих педагогов решение следующих задач:

- приоритетность развития  творческой личности, ее способность  к саморазвитию и самосовершенствованию; 

- овладение опытом творческой  деятельности и опытом эмоционально-

Информация о работе Роль органов власти в развитии профессиональной компетенции педагогических работников сферы школьного образования