Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Причины вмешательства государства в рыночную экономику, цели, сущность, функции. Анализ основных макроэкономических показателей социально-экономического развития России.
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
-рассмотреть причины государственного вмешательства в рыночную экономику;
-определить сущность государственного регулирования рыночной экономики;
-определить объекты, цели, функции и цели государственного регулирования экономики;
- рассмотреть тенденции экономико-политического развития России в 2006 году;
- провести анализ динамики ВВП в России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ…………………………………………..……6
Причины государственного вмешательства в рыночную экономику……..6
Сущность государственного регулирования рыночной экономики……..11
Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………24
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ…………...34
Основные тенденции экономико-политического развития России в 2006 году……………………………………………………………………..…….34
Влияние внутреннего и внешнего спроса на динамику и структуру ВВП…………………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...46

Файлы: 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

      Таблица 2.1

    Индексы основных макроэкономических показателей

    в 2003–2006 гг., в % к предыдущему  году 

    Показатель 2003 год 2004год 2005год 2006год
    Объем ВВП в % к предыдущему году 107,3 107,2 106,4 106,7
    Фактическое конечное потребление 107,6 112,1 112,7 110,7
    Инвестиции  в основной капитал 112,5 111,7 110,7 113,5
    Объем промышленной продукции 108,9 108,3 104,0 103,9
    Продукция сельского хозяйства  101,3 103, 102,4 102,8
    Объемы  услуг связи 108,0 106,5 102,7 102,2
    Оборот  розничной торговли 127,5 129,0 115,7 123,7
    Платные услуги населению 106,6 108,4 107,5 108,1
    Внешнеторговый  оборот 126,0 132,4 131,5 127,0
    Реальные  располагаемые денежные доходы 115,0 110,4 111,1 110,0
    Реальная  заработная плата 110,9 110,6 112,6 113,5
    Реальный  размер начисленных пенсий 104,5 105,5 109,6 105,1
    Среднегодовая численность занятых в экономике 100,6 100,6 100,6 100,4
    Численность официально зарегистрированных безработных 94,9 102,8 90,6 95,6
 

        Экономический рост России продолжал существенно  опережать наиболее развитые страны мира, однако несколько отставал от большинства стран постсоветского пространства.

        Позитивную  динамику демонстрируют инвестиции, особенно иностранные. Причем происходит это в ситуации, когда государство  явно активизирует свою роль в экономической  жизни, наращивая активы государственных предприятий, работающих в наиболее привлекательных при нынешней конъюнктуре секторах (отрасли топливно-энергетического комплекса)7.

        Правительство продолжало проводить осторожную финансовую политику. Росли средства Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы. Хотя бюджетная политика ослабла (расходы федерального бюджета в номинальном выражении увеличились более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом) и, следовательно, зависимость государственного сектора от внешнеэкономической конъюнктуры возросла, пока нет оснований говорить об отказе от консервативной бюджетной политики и о начале раскрутки бюджетного популизма. Как теперь понятно, недопущение популизма в условиях обилия денежных средств – задача не из простых, и на протяжении минувшего года финансовые власти продолжали поиск аргументов и решений, которые блокировали бы мощный поток популистских требований и призывов. Это было особенно важно для политики предвыборного года.

        Вопросы экономического роста оставались в числе ведущих в экономико-политических дискуссиях 2006 г. Однако произошла некоторая трансформация обсуждения этого вопроса.

        Наблюдается деполитизация дискуссии: ввиду  того что ни одна из принципиальных (альтернативных) моделей экономического роста не была выбрана высшими должностными лицами в качестве общегосударственной, принятие решений о конкретных мерах в рамках этих моделей и обсуждение их обоснованности переместилось в отдельные заинтересованные ведомства и их подразделения. При этом тематика «удвоения ВВП» уходит на периферию дискуссии и, хотя официально и не отменена, явно перестает интересовать политическую элиту страны.

        Завершился  первый год реализации национальных проектов. Сформулированные В. Путиным осенью 2005 г., они стали стержнем социальной и бюджетной политики страны, в значительной мере аккумулируя бюджетные расходы и придавая экономической политике правительства социальный акцент. Теперь к четырем изначально предложенным проектам (здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилье) добавились проблемы преодоления демографического кризиса.

        Нацпроекты  стали отражением общей тенденции  перехода к средне и долгосрочной политике. За последнее время отчетливо  проявился спрос на программы  развития всей страны, а также отдельных  ее регионов и секторов экономики. Началась разработка десятилетней социально-экономической стратегии страны. Был подготовлен Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности, содержащий трехлетние ориентиры деятельности правительства; соответствующие доклады подготовлены министерствами и ведомствами. Впервые осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию, что является беспрецедентным в отечественной экономической истории: даже в условиях советской плановой экономики не удавалось вывести бюджетные проектировки за рамки одного года. Субъекты Федерации приступили к разработке долгосрочных (на 10–15 лет) стратегий и среднесрочных (на 3–5 лет) программ своего социально-экономического развития. Правительство периодически рассматривает стратегии развития отдельных производственных и инфраструктурных секторов.

        На  протяжении 2006 г. правительство продолжало активно работать над разработкой  и практической реализацией «институтов  развития». Особые экономические зоны, концессионные соглашения и Инвестиционный фонд стали фактом экономической жизни. Параллельно шла интенсивная работа над созданием правовых и организационных основ Государственной корпорации развития (или Банка развития), которая стала бы источником инвестиций для крупных проектов, поддерживаемых государством. По видимому, в 2007 г. эта работа будет завершена, и в России появится целостная система так называемых «институтов развития».

        2.2 Влияние внутреннего и внешнего спроса на динамику и структуру ВВП

        Отличительной особенностью 2006 г. явилось ускорение темпов экономического роста при позитивном воздействии факторов внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней социально политической стабильности. Повышение деловой активности опиралось на опережающий рост инвестиций относительно динамики конечного потребления и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных сдвигов произведенного и использованного ВВП. При увеличении ВВП в 2006 г. на 6,7% фактическое конечное потребление домашних хозяйств выросло на 10,7% и инвестиций в основной капитал – на 13,5%

        Фактором  устойчивого экономического развития в последние годы являлось одновременное  расширение и внешнего, и внутреннего  рынка. Если динамика внешнего спроса формировалась под влиянием благоприятной  ситуации на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов, то расширение внутреннего рынка определялось кумулятивным воздействием факторов повышения деловой активности отечественного бизнеса и систематического роста платежеспособного спроса населения.

    Рис. 2.1. Темпы прироста внутреннего и внешнего спроса за 2001–2006 гг., в % к соответствующему кварталу предыдущего года8

        Соотношение внешнего и внутреннего спроса на протяжении 2001– 2006 гг. довольно существенно  изменялось (рис. 2.1). В 2003–2006 гг. фиксировалось постепенное улучшение условий торговли России с зарубежными странами за счет как опережающего роста цен на вывозимые из страны товары, так и расширения спроса на основные российские товарные экспортные позиции. Однако при исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре с IV квартала 2003 г. наблюдалось замедление темпов роста экспорта по физическому объему, и именно с этого периода фиксировалось постепенное усиление влияния внутреннего спроса на динамику экономического развития. В 2005–2006 гг. замедление темпов роста внешнего спроса протекало в более острой форме и провоцировалось вялой динамикой физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов. Прирост внешнего спроса в 2005–2006 гг. в среднем составлял 6,7% против 12,1% 2003–2004 гг.

        Совокупное  влияние внутренних факторов, регулирующих уровень деловой активности, оказалось вполне достаточным, чтобы компенсировать ослабление воздействия внешнего спроса на темпы экономического роста. В 2006 г. прирост внутреннего спроса достиг 10,0% против 9,1% в 2005 г. и 7,7% в 2003 г. Вклад внутреннего спроса в прирост ВВП в 2006 г., по оценке, составил почти 78% и существенно превысил показатель наиболее благополучного 2000 г. Положительная динамика внутреннего спроса определялась как ростом объемов внутреннего производства, так и расширением масштабов импорта.

        Поддержание уровня потребления населения обусловило ускорение темпов импорта потребительских  товаров, а при длительной тенденции  опережающего роста инвестиций относительно динамики отечественного производства продукции машиностроения – импорта машин и оборудования. Анализ динамики ВВП по компонентам конечного использования показывает, что прирост импорта в 2006 г., по оценке, составил 20,3% против 17,0% в 2005 г. и минимального за период экономического роста показателя 14,6% в 2002 г. Формирование этой тенденции поддерживалось растущими доходами бизнеса от внешнеэкономической деятельности и повышением эффективности импорта на фоне постепенного укрепления рубля9. 
     

    Рис. 2.2. Изменение темпов роста импорта и отечественного производства товаров в 2001–2006 гг., в % к соответствующему

    кварталу  предыдущего года10

        С ускорением темпов отечественного производства в 2005–2006 гг. фиксируется изменение  структуры источников формирования ресурсов внутреннего спроса. В совокупных ресурсах внутреннего рынка усилилась дифференциация товарных рынков по доле спроса на импорт.

        Доминирующее  влияние на структуру импорта 2006 г. оказывали интенсивный рост физических объемов ввоза инвестиционных товаров  и сдержанные темпы импорта товаров  промежуточного спроса. Доля импорта машин и оборудования в общем объеме импорта в 2006 г. повысилась до 48,1% против 44,0% в 2005 г. и 41,2% в 2004 г. В структуре оборота розничной торговли доля импорта потребительских товаров повысилась с 40% в 2000 г. до 45% в среднем за 2005–2006 гг. При тенденции к замедлению темпов роста отраслей потребительского комплекса, инициированного перманентным кризисом текстильного, швейного, обувного производств, доля отечественных товаров в ресурсах розничной торговли непродовольственного рынка в 2006 г. снизилась до 44,3% против 45,7% в 2005 г. и 51,6% в 2000 г. Динамика продовольственного импорта сдерживалась достаточно сильными конкурентными позициями российских производителей, и доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров в период 2002–2006 гг. стабилизировалась на уровне 34%.

        Сравнительный анализ динамики ВВП по факторам показал, что наиболее остро на изменение  объемов и динамики доходов от экспорта реагировала инвестиционная сфера. В 2003–2006 гг. растущие доходы экономики от внешнеэкономической деятельности, безусловно, стимулировали деловую активность. Темпы прироста ВВП в 2006 г. составили 6,7%, инвестиций в основной капитал – 13,5% против аналогичных показателей в среднем для 2001–2005 гг. соответственно на уровне 6,3 и 9,0%. Благоприятное сочетание факторов деловой активности отечественного бизнеса и конъюнктуры цен мирового рынка сырьевых ресурсов обусловило интенсивное наращивание масштабов валового сбережения.

        Доля  валового сбережения в последние 7 лет находилась в интервале 31,1– 38,7% ВВП против 24,0% в предкризисном 1997 г. В 2006 г. под влиянием, с одной стороны, растущих доходов экономики от экспорта, а с другой – снижения расходов домашних хозяйств валовое национальное сбережение составило 33,4%, что соответствует среднему показателю за 2001–2005 гг. С ростом доходов от экспорта и повышением кредитно инвестиционной привлекательности увеличивались стратегические финансовые резервы государства. С 1 января 2004 г. в целях снижения рисков, связанных с возникновением ситуации неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также как инструмент стерилизации излишней денежной массы за счет поступления дополнительных доходов бюджета от высоких цен на нефть начал формироваться Стабилизационный фонд.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике