Роль человеческого фактора в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях могут «выжить» лишь те фирмы, которые осуществляют стратегическое планирование. И это в немалой степени касается и кадровой политики организации.
Политика организаций в области кадров неодинакова и зависит от условий внешней и внутренней среды.
Основные задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические и методологические основы системы управления персоналом организации;
провести анализ системы менеджмента;
разработать ряд рекомендаций по оптимизации процесса управления персоналом;

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 456.00 Кб (Скачать)
 

 

      

 

       Введение 

     Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что для того чтобы выжить и процветать организации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с надлежащим уровнем квалификации. Кадры являются душой организации. Она может располагать наилучшими производственными помещениями и оборудованием, но, сколько знаний и навыков, сколько искусства и сколько личностей требуется организации для того, чтобы выжить и преуспеть? Именно люди создают или разрушают организацию, люди, которые производят и поставляют изделия, осуществляют техническое обслуживание. Говорить об организации, значит говорить о ее жизненной силе, ее работниках.

     Поэтому руководитель несет полную ответственность за эффективность своего трудового коллектива. Это общепринятый факт, как и то, что руководители, которые не принимают на работу нужных подчиненных, не способны правильно руководить и, в конце концов, вынуждены оставить свою должность. В свете чего кадровая политика организации приобретает все большее значение.

     Надо заметить, что политика организации в области кадров включает в себя не только набор кадров и их увольнение, но также и планирование персонала, определение способов привлечения персонала, непосредственно подбор, оценка, отбор и принятие сотрудников на работу, адаптация, обучение и повышение квалификации работников, а также их развитие и т.д.

     В современных условиях могут «выжить» лишь те фирмы, которые  осуществляют стратегическое планирование. И это в немалой степени  касается и кадровой политики организации.

     Политика организаций в области кадров неодинакова и зависит от условий внешней и внутренней среды.

      Основные  задачи курсовой работы:

  • Рассмотреть теоретические и методологические основы системы управления персоналом организации;
  • провести анализ системы менеджмента;
  • разработать ряд рекомендаций по оптимизации процесса управления персоналом;

      Для решения поставленных задач рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это понятие прочно вошло в нашу повседневную жизнь, дадим определение кадровой политики, рассмотрим ее типы.

     Во  второй главе охарактеризуем деятельность и МЧР ООО «МПМК-3».

     В третьей главе разработаем основные направления совершенствования кадровой политики ООО «МПМК-3».

 

      1 Роль человеческого фактора в менеджменте 

     1.1 Понятие и сущность современного менеджмента

     Основу  менеджмента составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом  управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива, в заинтересованности, к саморазвитию и творческой деятельности. Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенным профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкости мышления, умением идти на риск, реализовывать намеченные планы, быть лидером в коллективе. [9, С.123]

      Менеджер  – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

      Управление  – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый  для того, чтобы сформировать и  достичь цели организации. [10, С.41]

      Управление  представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой  он упорядочивает и подчиняет  своим интересам элементы внешней  среды общества, техники и живой  природы. Управление должно быть направленно  на успех и выживание.

      В управление всегда есть: субъект –  тот, кто осуществляет управление и  объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

      Различают управление техническими системами, экономическое  управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные  отношения между людьми.

      Цель  управления это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.

      Орудие  управленческого  труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.

      Предметом управленческого  труда являются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.

      Продукт управленческого труда является управленческое решение. Цена решения  определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.

      Объектом  профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация.

      Предпринимательство – означает осуществление новых  комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов  связанные с риском.

      Бизнесэто предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства.

      Бизнес  делание денег из денег, но обязательно по средствам полезной производительной деятельности изготовление продукта или оказания услуги.

      Управление  бизнесаэто управление коммерческими, хозяйственными организациями.

      Бизнесмен это человек делающий деньги владелец капитала находящего в обороте и приносящего доход и может быть деловой человек подчинения которого никто не находится или крупный собственник, который не занимает никакой настоящей должности в организации, но является владельцем ее акций и не может состоять членом его правления.

      Менеджер – обязательно занимает постоянную должность, в его подчинение находятся люди.

      Элементы  системы управления

      Механизм  управления включает в себя: цели, миссии, функции, принципы, методы управления.

      Организационная структура управления определяется целями, функциями, продуктом предпринимательской деятельности.

      Процесс управления технологии принятия управленческих решений и организация их реализаций.

      Принципы  управления

      Принцип управления правила, нормы, которыми следует руководить в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:

      1. Определение целей и задач  управления;

      2. Разработка конкретных мероприятий  по их достижению;

      3. Разделение задач на отдельные виды работ;

      4. Координации взаимодействий различных  подразделений внутри организации;

      5. Формирование иерархической структуры;

      6. Оптимизация принятия решений;

      7. Мотивация, стимулирование эффектной  работы.  

      Методы  управления

      Методы  управления способы, формы воздействия руководителя на подчиненных:

      1. Организационно-распорядительные (инструкции, контроль исполнения)

      2. Экономические (хозяйственный расчет)

      3. Социально-психологические (учет  психологии личности, коллектива).

     1.2 Роль менеджмента в современной организации

     «Менеджмент – это динамичный элемент каждого  предприятия. Без этого элемента производственные ресурсы остаются всего «лишь ресурсами и никогда  не становятся производством». Это  достаточно удачное определение  менеджменту дает известный американский ученый Питер Ф.Друкер.

     В условиях рыночной конкуренции эффективность  деятельности организации зависит  от эффективности менеджмента.

     В последнее время распространяется точка зрения, в соответствии с  которой менеджмент рассматривается как универсальный вид человеческой деятельности, поскольку он направлен на достижение целей, руководство использованием ресурсов и повышение производительности, что имеет место в любой коммерческой и некоммерческой организации.

     Существует  множество определений менеджмента.

     Так Р. Дафт определяет менеджмент как эффективное  и производительное достижение целей  организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. [5, С.123]

     Менеджмент  рассматривают как интеграционный процесс, с помощью которого группа профессионально подготовленных людей формирует организацию, определяет ее цели и способы достижения.

     Оксфордский словарь английского языка трактует менеджмент как способ, манера обращения  с людьми, власть и искусство управления, особого рода умелость, административные навыки, орган управления.

     Словарь иностранных слов определяет менеджмент как управление производством или  совокупность методов, средств и  форм управления производством с  целью повышения эффективности, прибыльности.

     В соответствии с этими определениями  менеджмент может рассматриваться  как функция управления, наука, искусство, процесс, орган управления, категория  людей.

     Многовековое  развитие менеджмента выделило его  в особый вид деятельности, в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной функции.

     Управление  как функция реализуется через  выполнение ряда управленческих действий, называемых функциями управления. Впервые  состав функций управления определил А. Файоль. Он выделил пять исходных функций:

  • прогнозирование и планирование – это умение менеджеров предвидеть будущее;
  • организовывание – это создание менеджером формальной системы взаимоотношений (т.е. структуры), которая смогла бы наилучшим образом соответствовать целям организации;
  • руководство (отдавать распоряжения) – менеджеры должны служить примером для своих подчиненных, они должны воодушевлять и вдохновлять тех, кто работает под их началом;
  • координация – одна из обязанностей менеджера – следить за тем, чтобы то, что делают его подчиненные, согласовывалось с общим планом организации;
  • контроль – менеджер должен уметь сопоставлять насколько то, что происходит, соответствует тому, что должно происходить.

     В современной литературе выделяют четыре функции управления:

  • планирование – это процесс определения целей организации и путей их достижения;
  • организация – это создание такой структуры организации, которая позволит наиболее эффективно достичь поставленных целей.
  • мотивация – это активизация людей, работающих в организации, чтобы побудить их эффективно трудиться для выполнения целей;
  • контроль – это количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Информация о работе Роль человеческого фактора в менеджменте