Риски международного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 02:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление рисков международного бизнеса на примере компании ООО «Орхидея», их анализ и оценка.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
• исследовать сущность рисков международного бизнеса и их особенности в этой модели;
• проанализировать угрозы и риски в сегменте «B2C»;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы развития международного бизнеса ..7
1.1 Формы международного бизнеса……………………………………....…7
1.2 Основные направления развития международного бизнеса 18
1.3 Правовые аспекты международного бизнеса 27
2 Анализ рисков международного бизнеса 36
2.1 Сущность риска в международной деятельности……………...……..36
2.2 Характеристика методов анализа и оценки рисков международного бизнеса......................................................................................................................45
3 Анализ и минимизация рисков международного бизнеса в практике современной компании. Анализ и минимизация рисков международного менеджмента на примере компании ООО «ОРХИДЕЯ» 68
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ОРХИДЕЯ»………………………………………………………….………..….....68
3.2 Оценка рисков международной предпринимательской деятельности на примере компании ООО «ОРХИДЕЯ»…………………………………………….75
3.3 Предложения по минимизации рисков международной деятельности предприятия ООО «ОРХИДЕЯ»……………………………………………………88
Заключение 94
Список литературы 99
Приложение………….……………………………………………………………...105

Файлы: 1 файл

Дипломаная работа Чебуркова Екатерина.docx

— 205.50 Кб (Скачать)

         Тесное экономическое взаимодействие  способствует возникновению в  различных странах сходных тенденций  развития, сближает динамику экономических  показателей. В известных пределах  происходит выравнивание хозяйственных  структур.

         Вместе с тем глобализация  не устраняет многообразия вариантов  развития и хозяйственных механизмов  в отдельных странах и группах  государств.

Глобализация рождает  новые проблемы для мировой экономики. Она оборачивается ростом зависимости  всех стран от международной конъюнктуры  и динамики цен на сырье. Новое  состоит в том, что если прежде передача негативных импульсов из одного региона в другой происходила  в первую очередь по каналам внешней  торговли, то в настоящее время  в связи с ростом мобильности  капиталов важнейшим механизмом такой передачи становится финансово-кредитная  сфера. Многократно возрастают опасности  возникновения и глобального  расползания финансовых кризисов. Блага  глобализации, получаемые в результате снижения и ликвидации барьеров, существующих между национальными хозяйствами, распределяются неравномерно. Наибольшие выгоды от либерализации получают сильнейшие в экономическом отношении страны, которые стремятся обеспечить единство и целостность мировой экономики путем распространения западных моделей социально-экономического развития и ценностей на все регионы мира. Именно поэтому в последнее время многие развивающиеся страны активно выступают против глобализации мировой экономики. Движение антиглобалистов широко распространено и в развитых государствах. Отсюда возникает необходимость совершенствовать международный механизм регулирования мировой экономики [12].

  Таким образом, важнейшая  особенность развития мирохозяйственных  связей последних десятилетий  - ускорение межстранового перемещения  капиталов. Все большую роль  играет международное производство  с углубляющейся специализацией, теснящее традиционные нормы  торговли и товарно-денежных отношений  и способствующее утверждению  и развитию различных новых  форм экономического сотрудничества.

         Одновременно усиливается процесс  транснационализации мировой экономики.  Ее носителями являются транснациональные  корпорации (ТНК) и банки. В  результате отмеченных процессов  экономика возрастающего числа  стран и регионов становится  органичной частью мирового рыночного  хозяйства и экономический мир  обретает черты целостности в  планетарном масштабе.

         России предстоит найти свое место в глобальной экономике. Для этого она должна использовать сильные стороны своего экономического, производственного, научно-технического и интеллектуального капитала. Немало усилий потребуется для того, чтобы обеспечить переход в международном разделении труда от сырьевой к наукоемкой специализации. Задача удвоения ВВП напрямую связана с существенным ростом эффективности производства, успешной реализацией национальных проектов.

 Начиная  любую предпринимательскую деятельность  на территории чужой страны, стоит  обратить внимание на различия  в правовых системах, так как  они могут создать серьезные  препятствия осуществлению предпринимательской  деятельности.

          Существуют большие различия в правовых системах разных стран мира. Бывшие британские колонии придерживаются традиционного общего права, принятого в Великобритании, в то время как в большинстве стран Западной Европы используется система гражданского права, возникшая еще в Римской империи. В ряде стран, таких как Иран и Саудовская Аравия, используется религиозное право, а в странах с плановой экономикой - бюрократическое право. Законы, принимаемые местными органами государственной власти, по-разному могут влиять на мировой рынок. Правительство страны может ввести ограничения на возможности компаний вести международные деловые операции, а также оказывать косвенное влияние на конкурентоспособность компаний, увеличивая объем их затрат на ведение бизнеса. Кроме того, законы страны, регулирующие заключение международных сделок, могут распространяться на деятельность компании и за ее пределами. Рассмотрим правовые аспекты международного бизнеса более детально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Правовые аспекты международного  бизнеса

      Национальная компания должна следовать законам и обычаям своей страны. Перед международной компанией стоит намного более сложная задача: она должна соблюдать не только законы своей страны, но и законы стран, в которых она осуществляет деловые операции. Как законы родной страны, так и законы принимающей страны в значительной степени влияют на методы ведения бизнеса. Эти законы определяют выбор рынков, которые компания может обслуживать, цены на продукцию, которые она может назначить, а также стоимость необходимых исходных ресурсов (рабочей силы, сырьевых материалов и технологии). Кроме того, от правовых аспектов ведения бизнеса в той или иной стране зависит выбор мест размещения экономических операций.

Различия между правовыми системами

         Правовые системы различных государств существенно отличаются друг от друга по ряду причин исторического, культурного, политического и религиозного характера (Приложение 1).

          Правовая система общее право (common law) основано на совокупном опыте принятия решений по отдельным судебным делам, накопленном на протяжении всей истории страны. Эти дела создают судебные прецеденты, которые другие судьи используют в процессе рассмотрения аналогичных дел. Развитие общего права происходило по-разному в разных странах общего права. Следовательно, законы, которые оказывают влияние на практику ведения бизнеса, имеют свою специфику в каждой стране, что создает потенциальные проблемы для неосведомленного предпринимателя.

         Существует также и другие правовые системы, например гражданское право. Общепринятая форма правовой системы, гражданское право (civil law), основывается на кодификации, или детальном перечислении действий, которые разрешается и не разрешается совершать. Система гражданского права восходит к библейским временам: она была создана римлянами, которые распространили систему гражданского права по всему западному миру. Наиболее существенное отличие между правовыми системами, основанными на общем и гражданском праве, обнаруживается в том, какая роль отведена в этих системах судьям и адвокатам. В системе, основанной на общем праве, судья играет роль нейтрального арбитра, который руководит действиями адвокатов противоборствующих сторон [26].

          Третья правовая система - это религиозное право. Религиозное право (religious law) основано на официально установленных правилах вероисповедания и проведения религиозных обрядов в соответствии с тем или иным религиозным учением. Форма государственного правления, при которой гражданское и криминальное поведение граждан регулируется религиозным правом, называется теократией (theocracy) [35].

         Четвертая правовая система называется бюрократическое право. Правовую систему в коммунистических и диктаторских странах часто называют бюрократическим правом. Суть бюрократического права (bureaucratic law) состоит в том, что действия и указания бюрократов имеют силу закона независимо от того, какое формальное право принято в стране. Права на защиту, которые предусмотрены в конституции страны (такие как право на защиту через адвоката и право на ознакомление с показаниями свидетелей обвинения), могут быть проигнорированы, если должностные лица правительства сочтут их невыгодными для себя. Менеджеры, работающие в сфере международного предпринимательства, достаточно часто сталкиваются с произволом властей, имеющим силу закона. Именно так происходит, например, в Китае. По результатам одного из исследований был сделан следующий вывод: китайский бюрократический аппарат иногда обвиняют в избирательном применении некоторых норм права. В правовой системе Китая предусмотрено множество строгих правовых норм, которые на практике игнорируются до тех пор, пока субъект права не потеряет благосклонность государственных чиновников [54, c. 98-103].  

 

  

          Законы, ориентированные на внутренний рынок

          Законы страны, в которой действует международная компания, имеют важнейшее значение для формирования возможностей ведения бизнеса, доступных для этой компании. Некоторые из этих законов предназначены, прежде всего для регулирования внутренней экономической среды. Такие законы затрагивают различные аспекты деятельности компании внутри страны, в частности управление персоналом (эту сферу регулируют законы о найме рабочей силы, об оплате труда и о трудовых отношениях); финансирование операций (законы о ценных бумагах, о банковской деятельности и о системе кредитования); маркетинг продукции (законы о рекламе, о системе распределения продукции и о защите прав потребителей); разработка и использование технологии (патентный закон, а также законы об авторском праве и о торговой марке). Все эти законы ориентированы главным образом на внутренний рынок. Тем не менее, они могут оказывать косвенное влияние на способность отечественных компаний конкурировать на международном рынке, увеличивая объем затрат, которые несут эти компании, и, следовательно, сокращая их возможности в плане ценовой конкуренции по отношению к компаниям других стран [32].

         Многие из компаний, которым удалось выйти на международный рынок и успешно конкурировать на нем, уделяют особое внимание качеству продукции, а не ее цене. Законы, ориентированные на внутренний рынок страны, могут также непреднамеренно повлиять на практику ведения бизнеса, принятую в компаниях, действующих за пределами государственных границ этой страны. Во многих случаях компании, продукция которых предназначена для реализации на внешнем рынке, вносят изменения в технологию производства, чтобы привести эту продукцию в соответствие с нормативами импортирующих стран, даже если операции, выполняемые компанией, полностью соответствуют отечественному законодательству [47].

 

 

         Законы, регулирующие международные деловые операции.

         Некоторые национальные законы предназначены непосредственно для регулирования международной деловой активности. Принятие таких законов в большинстве случаев мотивировано политическими соображениями, в частности - необходимостью поддержки внешней политики страны или достижения ее военных целей. Одна страна может склонить другую к внесению изменений в неблагоприятную для нее политику посредством введения санкций или ограничений на ведение торговли. Санкции могут принимать различные формы, например, форму ограничения доступа к высокотехнологичным товарам, аннулирования льготного тарифного договора, бойкотирования товаров страны, а также отказа в выдаче новых кредитов [45].

          Эмбарго (полный запрет всех торговых операций с той или иной страной) вводится либо группой стран, предпринимающих совместные действия, либо одной отдельно взятой страной. Ограничение экспорта высокотехнологичных товаров представляет собой особо важную разновидность санкций. Многие технологически развитые страны осуществляют контроль над экспортом продуктов двойного назначения, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях. 

         Законы, направленные против иностранных компаний

          В некоторых случаях в различных странах принимаются законы, явно направленные против компаний, принадлежащих иностранным владельцам.    Вопросы собственности - это сфера, требующая особой заботы. В большинстве стран мира продолжается полемика между левыми и правыми политическими партиями относительно  приемлемого равновесия между государственным регулированием экономики и использованием рыночных факторов для распределения ресурсов. В большинстве случаев, когда к власти приходят левые силы, в стране происходит процесс национализации, или передачи права собственности на ресурсы от частного сектора к государственному сектору. Наиболее уязвимы в этом отношении те отрасли экономики, которым не хватает мобильности: отрасли, занимающиеся разработкой природных ресурсов (добыча нефти и угля), капиталоемкие отрасли (сталелитейная промышленность, химическая промышленность, переработка нефти). Когда правительство страны, на территории которой действует компания, компенсирует владельцам частной собственности их потери в связи с национализацией, такая передача права собственности называется экспроприацией [55, c. 89-97].

         Ограничения на долю иностранной собственности.

         Правительства многих стран ограничивают долю иностранной собственности в национальных компаниях с тем, чтобы сохранить за собой контроль над ключевыми отраслями экономики. 

         Например, в США доля собственности иностранных компаний в телевизионных и радиостанциях не может превышать 25%. Такие же правила существуют в странах Европы. Сужение сферы деятельности иностранных многонациональных корпораций может осуществляться посредством введения ограничений на возможность репатриации (возвращения на родину) прибылей, полученных в стране, на территории которой действует данная МНК. Для того чтобы успешно конкурировать на рынках стран пребывания, а также поддерживать эффективные взаимоотношения с правительствами этих стран, менеджеры МНК должны определить оптимальный способ взаимодействия своих компаний с национальной и местной средой ведения бизнеса [32, c. 65-79].

Информация о работе Риски международного бизнеса