Развитие международного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача мероприятий по рекламно-информационному обеспечению продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках – воссоздание имиджа России в целом в мировой системе как страны с уникальными туристическими возможностями. Важно осуществление работ по следующим основным направлениям рекламно- информационной деятельности: издание бюллетеней туристической информации, каталогов туристических фирм и маршрутов, объектов гостиничного хозяйства, туристических карт.

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

    Межправительственный  форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое  сотрудничество» (АТЭС) образован в  ноябре 1989 г. В 1998 г. В него вступила Россия. В целом АТЭС рассматривается Россией как эффективный механизм взаимодействия по решению острейших региональных и общемировых проблем. Участие России в АТЭС используется для активного вовлечения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках Форума механизмы экономической интеграции.

    ШОС – международная региональная организация. Ее деятельность началась с двустороннего формата отношений между Россией и Китаем в 1996 г. В настоящее время в Ростуризме разработана Программа мероприятий по развитию сотрудничества в сфере туризма, связанных с председательством России в ШОС в 2008-2009 годах.

    Совет по туризму стран СНГ выполняет  координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ. Председателем Совета по туризму  является руководитель Федерального агентства  по туризму - В.И.Стржалковский.

    Проведённый Ростуризмом анализ статистических данных по итогам 2007 года по въездному  и выездному туристским потокам  показал следующее.

    Количество  поездок иностранных граждан  в Российскую Федерацию по итогам года составило 22908625, что на 2% больше, чем в 2006 году.

    Рост  въездного туристического потока (со служебными целями и целью отдыха) в прошедшем году продемонстрировали Германия, Великобритания, Австрия, Италия, Испания, Австралия, Израиль и некоторые  другие страны.

    Число туристических поездок со служебными целями увеличилось на 1%. Динамика делового туризма в анализируемом периоде по основным направляющим рынкам показывает существенное увеличение потока из Германии –23%, Австрии, Нидерландов – 21%, Италии, Швеции – 16%, Великобритании, Австралии – 13%, Канады – 10%, Японии - 7%. По абсолютным значениям лидерами по въездному туризму явились такие страны дальнего зарубежья, как Германия, Великобритания, США, Франция.

    Что касается традиционно туристских поездок  с целью отдыха, то обращают на себя внимание значительные темпы роста поездок из Испании (47%), Австрии (22%), Нидерландов (16%), Израиля (15%), Италии (12%), Канады (13%), Норвегии (10%), Австралии (34%). В основном туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. Это объясняется, прежде всего, возросшими ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы из-за уменьшения числа отелей туристского класса, в результате чего произошло существенное удорожание пакета услуг, предлагаемого туристам при их путешествии в Россию.

    Общее число поездок россиян за рубеж  в 2007 году составило 34285465, или на 18% больше, чем по итогам 2006 года.

    Совокупный  выездной поток с целью отдыха вырос на 21%. Вместе с тем, отмечается снижение на 36% туристского потока в  Польшу, что связано с уменьшением  числа коммерческих поездок российских граждан в Польшу по туристской визе. Растёт число выездов россиян с целью туризма в страны пляжного отдыха: Египет (39%), Болгарию (17%), Турцию (30%), Кипр (33%). Значительно выросло число посещений россиянами Греции (23%). Продолжает расти популярность Таиланда – туристский поток увеличился на 60%; Китая (рост на 26%). На 70% увеличилось количество туристов, посещающих Вьетнам. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии (рост на 17%), Франции (на 23%), Италии (на 36%), Испании (на 29%), Австрии (на 44%), Чехии (на 31%), Великобритании (на 30%).

    Анализ  выездного потока показывает, что  расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с тёплыми  морями, у россиян всё более  популярными становятся страны, где пляжный отдых можно совместить с культурно-познавательной программой, а также с лечением.

    Продолжилась  тенденция снижения числа поездок  россиян за рубеж со служебными целями: 92% по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года. 

    3.3. Проблемы и перспективы туристического бизнеса в РФ 

    Одно  из важных условий развития рынка  туризма – высокое качество турпродукта. Существуют принципиальные отличия  в обеспечении качества материального  товара и нематериального товара (услуги). Качество материального товара обеспечивается различными гарантиями, контрактами на его обслуживание, а в случае неисправности материальный товар может быть возвращен производителю.

    Туристская  услуга как «невидимый» товар  имеет ряд особенностей, а именно:

    – неосязаемость: туристскую услугу нельзя увидеть до покупки;

    – неспособность к накоплению;

    – ее производство и потребление происходят одновременно;

    – потребитель участвует в процессе производства туристской услуги.

    Ошибка  или оплошность при оказании туристской услуги необратимы, их нельзя исправить. Человек, воспользовавшийся недоброкачественной туристской услугой, не сможет вернуть ее производителю. Следует отметить, что недовольство потребителей туристскими услугами возрастает в период экономического кризиса, когда доходы населения сокращаются, а цены на туристские услуги растут.

    Представим  молодоженов, которые забронировали  уединенный номер «люкс» в роскошном  отеле на берегу моря. Они тщательно  планировали свой отдых во время  медового месяца и заплатили достаточно крупную сумму денег. По прибытии на место они узнают, что отель переполнен. Молодоженов размещают в обычном двухместном номере с окнами на внутренний двор, рядом с лифтом. Медовый месяц испорчен!

    Ежегодно  сотни российских граждан, недовольных  сервисом во время путешествия, подают в суд на турфирмы, требуя справедливости и компенсации как материального, так и морального вреда.

    Может ли турист защитить себя от некачественного  обслуживания? Как охраняются права  туриста?

    В СССР большинство населения проводило  отпуск на турбазах, в домах отдыха. Многие пользовались льготными путевками. Туризм имел стройную систему управления. Специального закона о туризме не было, все вопросы функционирования туристского комплекса решались в соответствии с нормативными актами задействованных в туризме ведомств, главными из которых были Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ ВЦСПС), Госкоминтурист и ВАО «Спутник».

    ЦСТЭ  регламентировал деятельность учреждений по организации внутреннего туризма.

    Правовые  вопросы, связанные с выездом советских граждан за рубеж, порядок заключения договоров с иностранными партнерами, вопросы страхования туристов, требования к персоналу, обслуживающему иностранных туристов, и другие вопросы решались Госкоминтуристом, а ВАО «Спутник» занималось молодежным иностранным туризмом.

    Распад  СССР привел к краху отлаженной нормативно-правовой системы международного и внутреннего  туризма.

    В 1992 г. Госкоминтурист был упразднен, его правопреемником в марте 1993 г. объявлен Комитет по туризму РФ, права и функции которого были сформулированы довольно расплывчато. ЦСТЭ ВЦСПС был реорганизован в ОАО «ЦСТЭ-Интур —

    Центральный совет по туризму и экскурсиям». Ситуация складывалась не в пользу цивилизованного развития туризма  в стране. Туристское пространство временно оставалось без контроля.

    Начавшийся  в стране процесс демократизации и бурное развитие выездного туризма  поставили много проблем как  перед самими турфирмами, так и  перед их многочисленными клиентами. Значительно возрос поток жалоб  на некачественное обслуживание туристов. Такое положение не устраивало не только потребителей, но и исполнителей туристских услуг.

    С 1 января 1995 г. был введен в действие Гражданский кодекс РФ, часть 1, а с 1 марта 1996 г. – часть 2 ГК РФ.

    Существенный  прорыв в законотворческом процессе в сфере туризма был сделан в 1996 г. с образованием в Государственной Думе Российской Федерации Комитета по туризму и спорту. В феврале1996 г. Комитет по туризму и спорту сформировал рабочую группу по разработке проекта федерального закона о туризме и в июне 1996 г. представил его на обсуждение в первом чтении.

    24 ноября 1996 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», разработанный в рамках Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации». Закон призван регулировать отношения между туристом и туристской организацией, определять права, обязанности и ответственность сторон. Принятие Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» было продиктовано бурным развитием массового туризма в России и, следовательно, возникновением необходимости государственного регулирования туристской отрасли, а также образованием различных туристских объединений, ассоциаций, специализированных туристских изданий как для профессионалов в сфере туризма, так и для туристов. С принятием этого Закона, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.), российский турист получил возможность требовать соблюдения своих прав как потребитель туристских услуг.

    В настоящее время правовую основу туристской деятельности, защиты прав и интересов туристов составляют:

    – Гражданский кодекс РФ.

    – Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

    – Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.).

    – Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    – Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федерального закона от 27 декабря 1995 г.).

    – Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г.

    – Положение о лицензировании турагентской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г.

    – Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.

    – Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г.

    – Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г.

    – Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г.

    – Государственные стандарты группы «Туристско-экскурсионное обслуживание».

    Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указывает, что государственное регулирование туристской деятельности осуществляется в целях защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности. Закон определяет отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечисляет основные права и обязанности продавца и покупателя, предусмотренные договором. Закон регламентирует ответственность продавца за достоверность информации о турпродукте и качество входящих в него услуг. Таким образом, если раньше из Закона РФ «О защите прав потребителей» приходилось брать норму, касающуюся продажи товаров или оказания услуг, и адаптировать ее применительно к специфической отрасли туризма, то с принятием Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» большинство коллизионных моментов стало регулируемым. Ст. 5 Федерального закона предусматривает лицензирование, стандартизацию туроператорской и турагентской деятельности, сертификацию туристского продукта, обеспечивая этим защиту прав и интересов туристов.

    Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.) уже имеет определенный стаж в качестве нормативного документа, регулирующего отношения между туристом и турфирмой: накопилась большая судебная практика применения этого Закона, имеется специальное постановление Пленума Верховного суда РФ, регламентирующее применение Закона судами при рассмотрении конкретных дел с участием туристов.

    Федеральный закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» регулирует отношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Невыполнение турфирмой правил и условий, предусмотренных этим Законом, а также положениями о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, рассматривается как нарушение и может привести к ликвидации лицензии турфирмы.

Информация о работе Развитие международного туризма в России